НАЛОГОВЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАЛОГОВЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Налоговый суверенитет
Понятие "налоговый (фискальный) суверенитет" не имеет легального определения в российском законодательстве и не рассматривается в судебной практике. В решениях Конституционного Суда РФ встречается данное понятие, однако содержательной характеристики или пояснений ему не дается [1, 2].
Термин "налоговый суверенитет" иногда используется в правовых исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Так, М.Ю. Орлов предлагает следующее определение: "Фискальный суверенитет - это обладание верховной государственной властью полномочиями по определению доходных источников государства, реализация которых не зависит ни от иных государств, ни от общества. Иными словами, реализация принципа "фискальный суверенитет" означает абсолютную власть государства определять доходный источник казны, не будучи зависимым от воли плательщиков или иных субъектов права" [3, с. 19].
Специализированные словари содержат следующие определения налогового суверенитета:
- как права любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах [6];
- как права любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах [8, с. 511].
Вопрос о налоговом суверенитете рассматривается и в ряде работ зарубежных авторов. Например, Л. Карту полагает, что "под налоговым суверенитетом понимается власть, которая на определенной территории имеет исключительные полномочия создать налоговую систему и применять ее" [4, с. 14].
Налоговый суверенитет обычно совпадает с политическим суверенитетом. Но данное условие не является обязательным. С одной стороны, налоговый суверенитет может ограничиться, например, путем передачи полномочий наднациональным институтам в части отдельных правил установления налогов. Такое делегирование, как представляется, является формой выражения политического суверенитета. С другой стороны, территориальное публично-правовое образование может и не обладать политическим суверенитетом, но иметь право устанавливать налоги [7, с. 29].
В области международного права четко различают понятия "суверенитет" и "юрисдикция". Среди ученых, изучающих международные аспекты налогообложения, принято использовать понятие "суверенитет" в области налогообложения (фискальный суверенитет) и понятие "юрисдикция" в области налогообложения (фискальная юрисдикция) как взаимозаменяемые [5, с. 13].
Юрисдикция государства в области налогообложения включает в себя юрисдикцию устанавливать налоги и юрисдикцию применять налоговое законодательство, т.е. собирать налоги.
Юрисдикция (суверенитет) государства в области налогообложения - неотъемлемое, юридически неограниченное право государства устанавливать и собирать налоги (и иные аналогичные платежи) в пределах его территории. В международном праве юрисдикция государств разделяется на юрисдикцию по лицам и территориальную юрисдикцию. Если суверенитет государства требует наличия трех составляющих: власти, субъектов и территории, то функциональная юрисдикция имеет место в том случае, если отсутствует территория. Поскольку налоги по большей мере относятся к экономической сфере, то гражданство, выражающее политико-правовую связь лица с государством, не подходит для определения юрисдикции государства по лицам. В налоговом праве используется "экономическая привязка". Государство вправе собрать налог с тех лиц и явлений, которые связаны с его экономикой. В связи с этим в области налогообложения используется категория резидентства.
Государство обладает территориальной налоговой юрисдикцией, т.е. вправе устанавливать и собирать налоги с доходов, источник которых связан с экономикой данного государства и фактами, имеющими место в пределах данного государства. Государство в рамках территориальной юрисдикции облагает налогами полученные от источников в пределах его территории доходы, реализацию товаров и услуг, имущества и т.д. Обложение налогами постоянного представительства относится также к территориальной юрисдикции государства и служит целям разграничения прав нескольких государств в области налогообложения.
Суверенитет и территориальная юрисдикция государства, в том числе в отношении налогов, осуществляется в пределах государства, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны. Статья 11 Налогового кодекса РФ гласит, что территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Правовая форма реализации налогового суверенитета государством находит свое выражение в специальной системе норм, часть которой, непосредственно определяющая порядок установления и взимания налогов, образует его налоговое законодательство. Последнее регулирует отношения между данным государством и лицами, на которых в соответствии с его законодательством возлагаются определенные налоговые обязанности вследствие их связи с этим государством [7, с. 30].
Список литературы:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.1998 N 190-О "По жалобе ТОО "Агроинвест-КБМ" на нарушение конституционных прав граждан частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" и пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 2.
3. Орлов М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. 2006. N 2. С. 18 - 23.
4. Cartou L. Droitfiscal international eteuropeen. Paris: Dalloz, 1981. 280 p.
5. Martha R.S.J. The jurisdiction to tax. Boston, 1989. P. 12 - 22.
6. Финансовый словарь проекта "Финам" // http://www.finam.ru/dictionary/.
7. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. 824 с.
8. Экономика и право: Словарь-справочник / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004. 1072 с.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
237.48 кб

Фискальный (налоговый) суверенитет и его границы в интеграционных образованиях

Хаванова Инна Александровна
Анализируются содержание фискального (налогового) суверенитета, налоговой юрисдикции, налогового соревнования государств, определяются современные тенденции в развитии налогового суверенитета и его границы в процессе интеграции го
Читать PDF
3.97 мб

Уклонение от уплаты налогов как посягательство на фискальный суверенитет российской Федерации

Долгова Светлана Владимировна, Цирит Ольга Александровна
Фискальный суверенитет государства является объектом налоговых преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти и поддержание порядка управления.
Читать PDF
175.50 кб

Налоговый суверенитет: понятие и место в системе обеспечения налоговой безопасности государства

Маслов Кирилл Владиславович
Анализируется категория «налогового суверенитета» и выявляется ее соотношение с термином «налоговая безопасность государства».
Читать PDF
16.64 мб

Проблемы налогового суверенитета в практике Суда Европейского союза по вопросам прямого налогообложе

Пономарева Карина Александровна
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования европейского налогового права по проблемам налогового суверенитета и реализации принципа «основных свобод» в отношении прямых налогов.