СУВЕРЕНИТЕТ
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
а) С. народа, или народный С. Суть этой концепции в том, что народ- носитель С. и единственный источник власти в обществе и государстве, народу принадлежит вся полнота власти. Власть народа осуществляется в трех формах - государственной, общественной и власти местного самоуправления. Государственную власть осуществляют либо народ непосредственно (например, путем референдума или выборов государственных органов), либо органы государства. Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан, она обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия. Власть местного самоуправления осуществляется на территории муниципальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. В РФ основы народного С. заложены в Конституции РФ.
б) С. государства (или государственный С.). Он выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений. Единство государственной власти заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность. Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране, так и от иностранных государств и международных организаций. С. государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении - на всю его территорию.
в) Национальный С. - право нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни - как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т.д.), так и в отношениях с другими нациями, народностями - созданием своих государства, национально-государственной (автономной) единицы или отказом от их образования, вхождением в состав какого-то государства или существованием в качестве независимого государства.
Все три формы С. взаимосвязаны и в тоже время самостоятельны. Народный С. можно считать предпосылкой и С. государственного, и С. национального. Вместе с тем лишь с созданием государства (государственного образования) воле народа придается государственно-обязательная сила. В свою очередь реализация национального С. должна сочетаться с настроениями граждан другой национальной принадлежности, проживающих на территории данной нации. Поэтому вполне возможна такая ситуация, когда С. государства, с одной стороны, корреспондирует народному С. (народом считаются все граждане, проживающие на территории государства, независимо от их национальной принадлежности), а с другой - национальному С., когда это же государство одновременно воплощает интересы (С.) главной (титульной) нации. В Конституции РФ в качестве одной из основ ее федеративного устройства назван не национальный С., а равноправие и самоопределение народов в РФ (ст. 5).
Источник: Энциклопедия юриста
Вопервых, с. народа, или народный с. Суть концепции народного суверенитета в том, что народ является носителем с. и единственным источником власти в обществе и государстве, народу принадлежит вся полнота власти.
Власть народа осуществляется в трех формах – государственной, общественной и власти местного самоуправления.
Государственную власть осуществляют либо народ непосредственно (например, путем референдума или выборов государственных органов), либо органы государства. Решения и действия государственной власти обязательны для всех, они исполняются добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства.
Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан, она обязательна для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.
Власть местного самоуправления осуществляется на территории муниципальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти, при решении переданных на ее разрешение полномочий государственных органов она выступает от имени государства. Таким образом, во власти местного самоуправления переплетаются общественные и государственные начала.
В РФ основы суверенитета народа заложены в Конституции РФ. Ее ст. 3 гласит, что носителем с. и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Вовторых, это суверенитет государства. Он выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности. Никому более эта возможность не принадлежит. Единство государственной власти заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность, исключающие противопоставление государственных органов друг другу. Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (т. е., например, политических партий, движений, органов местного самоуправления и др.), так и от иностранных государств и международных организаций. Разумеется, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается и внутри страны, и извне, это естественно, но невозможны ни ограничения государственной власти, ни подмена ее функций какимилибо внутренними или зарубежными структурами.
Таким образом, с. государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении – на всю его территорию. Конституционные основы с. государства отражены в ряде статей Конституции РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 4: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (там же, ч. 2). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Втретьих, есть также понятие «национальный суверенитет». Это право нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни – как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т. д.), так и связанные с отношениями с другими нациями, народностями, созданием своих государства, национальногосударственной (автономной) единицы или отказом от их образования, вхождением в состав какогото государства или существованием в качестве независимого государства.
Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. В принципе народный с. как осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и с. государственного, и с. национального. Вместе с тем реализация народного с. в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, поскольку лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь реализация национального с. должна сочетаться с настроениями граждан другой национальной принадлежности, проживающих на территории данной нации. Если национальный с. приводит к провозглашению государства лишь данной нации, это может ущербно сказаться на интересах иных граждан, даже вызвать противостояние между ними. Поэтому лучше, когда с. государства корреспондирует народному с., а народом считаются все граждане, проживающие на территории государства, независимо от их национальной принадлежности, соответственно с. государства корреспондирует национальному с., т. е. государство одновременно воплощает интересы нации, давшее имя данному государству. В Конституции РФ в качестве одной из основ ее федеративного устройства назван не национальный суверенитет, а равноправие и самоопределение народов в РФ (ст. 5).
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
В энциклопедиях С. определяется поразному: как «концепция абсолютной и неограниченной власти в государстве», как «верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе», как «теория, которая заявляет, что в каждой системе управления должна быть некая абсолютная власть лица или органа, призванная решать и быть способной выполнять решения».
Ттермин С. присутствует в научном обороте со второй половины XVI в., когда группа французских политических деятелей и юристов, известная как Politiques, выдвинула концепции разделения властей и С., отрицая тем самым вмешательство Папы в государственные дела. Наиболее известный член этой группы Ж. Боден дал классическое определение С.: «С. — это абсолютная и вечная власть, доверенная государству, которая по-латыни определяется как majestas». С именем Т. Гоббса содержание С. приобрело абсолютный характер, что означало его свободу от любых ограничений внутри государства.
Народный С. получил свое обоснование в работе немецкого юриста И. Альтузия «Политика» (1603), направленной против признания абсолютного С. монарха. Отсюда он выводил неотчуждаемость С. народа и право активного сопротивления монарху, нарушившему свой договор с народом о власти. По этой логике монарх, нарушивший свой договор с народом, теряет божественное начало своей власти, а народ, свергая его, выполняет лишь волю Бога. Суверенная власть дана народу самим Богом и принадлежит народу всегда и неотчуждаемо.
Идея народного С. сыграла, однако, в мировой истории огромную разрушительную роль: с ее помощью были преодолены многие традиционные ценности, так как изначально идея народного С. противопоставлялась идее божественного происхождения С. монарха. И лишь впоследствии идея народного С. приобретает позитивное содержание.
Становление отношений С. в России сопровождалось в целом теми же процессами, что и в Западной Европе: формирование национального государства, противостояние светской и духовной властей, борьба с феодальной раздробленностью и боярскими полномочиями. Формирование централизованного Российского государства, его активное включение в международную жизнь своего времени поставили перед русской политической мыслью необходимость формулирования некоторого государственного стержня, позволяющего существовать государству как самостоятельной и цельной единице.
Однако отмеченные процессы в России обладали существенной спецификой. Православная церковь в период патриаршества Никона попыталась было обосновать тезис «священство выше государства», но найденный компромисс позволил снять противоречия между царской властью и духовенством. С. представлялся как верховенство и независимость утверждающейся власти централизованного государства. Понятие суверенитета характеризовалось словом «самодержавие».
Как и все политические теории, теория С. в начале своего развития содержала в основном описательные элементы. С. в понимании Бодена, Гоббса, Остина, Еллинека, Смита, Блэкстона предстает как совокупность неких полномочий — суверенных прав, важность и необходимость которых определялась по древнему принципу: «Что приятно королю, имеет силу закона».
Суммируя многочисленные споры относительно идеи С., условно можно выделить два основных подхода к пониманию его принадлежности, которые и сегодня составляют сердцевину дискуссий о нем. Условно назовем их «подходом Руссо» и «подходом Гегеля». По Руссо, источником власти и носителем С. выступает народ. Согласно концепции Гегеля, С. представляет собой прежде всего верховенство государства.
Основной структурный ряд теории С., раскрывающий ее единство и многообразие, образуют следующие понятия: С. народа — С. нации — С. государства (государственной власти). Следует заметить, что все три понятия — народ, нация, государство (государственная власть) — взаимосвязаны, и это сильно влияет на характеристику С. вышеперечисленных субъектов.
С. народа — это юридическое и фактическое обладание народом всей государственной властью в той мере, в какой народ выступает ее единственным источником и носителем. Поскольку народ является носителем и обладателем суверенитета, постольку и принадлежащая ему (народу) государственная власть является суверенной государственной властью.
С. народа обосновывает, обеспечивает С. государственной власти. Если народ утрачивает свой С., то и его государственная власть утрачивает суверенный характер. Положение о производном характере государственной власти нашло свое законодательное закрепление в ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации 1993 г.: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Национальный С. предполагает формальную способность нации действовать самой, а не по указанию другой нации. Привязка концепции национального С. к определенной этнической общности была провозглашена одним из постулатов советской теории национального С. На смену понимания нации как этнической общности, укоренившегося в советской научной литературе, приходит европейская концепция нации как гражданской общности, как объединения всех граждан государства. В последнее время в России также все более широкое распространение получает надэтническое понимание нации, говорится о «национальных интересах», «национальной безопасности». И здесь определение «национальное» выступает в качестве синонима определения «государственное».
Сведение национального С. только к праву на самоопределение неправомерно, поскольку означает усечение правового понимания национального суверенитета. Правом на осуществление независимой и верховной власти обладает нация как единство всех граждан, но ни в коей мере не некая этническая группа, проживающая на территории того или иного государства.
В Конституции России категория С., закрепленная в понятиях народного и государственного С., является одной из несущих конструкций при определении конституционного строя России.
Большинство современных государственно-правовых теорий при всем различии концепций и подходов С. государства не оспаривают. Следует критически отнестись ко всякого рода исключениям, выразившимся в теориях «децентрализованного С.», «социально-политического С.», выдвинутых и обоснованных Г. Ласки, Дж. Фиггисом и рядом других авторов.
С. — категория, которая в новейшей истории России вызывала и продолжает вызывать острые политические споры, стала своеобразным символом. Борьба за С. совпала с демократическими преобразованиями в России. Опасность абсолютизации С., всеобщей «суверенизации» не была оценена своевременно и в должной мере.
Проблематике С. в федеративном государстве советская юридическая наука уделяла большое внимание. Однако проблема изучалась применительно к сочетанию С. Союза ССР и союзных республик. О С. бывших автономий заговорили много позднее. В советской юридической литературе в 1920–1960-е гг. доминировала концепция ограниченного С. союзной республики, по которой республики добровольно ограничили свой С., передав часть своих полномочий, в том числе и суверенных прав, единому союзному государству. В 1960-е С. стал пониматься как единый и неограниченный. Возобладала концепция сочетания полного и неограниченного С. Союза ССР с полным и неограниченным С. союзных республик.
12 июня 1990 г. была принята Декларации «О государственном суверенитете РСФСР». Декларация от 12.06.1990 г., определив С. как «естественное и необходимое условие существования государственности России» (ст. 2), в качестве политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России закрепила полноту власти РСФСР и верховенство законов РСФСР. В период с 12 июня 1990-го по декабрь 1991 г. были приняты декларации о С. во всех автономных республиках и в ряде на тот момент существовавших автономных областей. Однако на этом этапе государственно-правовой статус России определялся ее положением в качестве субъекта советской Федерации — Союза ССР.
В Конституции РФ 1993 г. нет определения суверенного статуса республик в составе России. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 г., а также в Определении от 27.06.2000 г. № 92-О отметил, что Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя С. и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного С., помимо С. Российской Федерации.
Понятие С. неприемлемо для характеристики административно-территориальных образований, составляющих единое государство. Власть, таким образом, может осуществляться подобным образованием лишь в пределах установленных центральной властью полномочий и лишь в рамках единой системы власти государства. Ни полнотой осуществления властных функций, ни независимостью от государства, субъектом которого оно является, такое образование не обладает и обладать не в состоянии, т. е. не может характеризоваться понятием С.
Нередко упоминаются такие понятия, как «законодательный», «внешнеполитический», «экономический», «индивидуальный», «культурный», «информационный» С. и т. п. С научных юридических позиций использование подобных понятий неоправданно.
И. Н. Барциц
Список литературы
Барциц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. — М., 1995.
Безуглов А. А. Суверенитет советского народа. — М., 1975.
Джунусов М. С. Суверенитет как социальный феномен. — М., 1994.
Левин И. Д. Суверенитет. — М., 1948.
Палиенко Н. И. Суверенитет: историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. — Ярославль, 1903.
Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М., 1963.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
Понятие С. имеет два аспекта: внутригосударственный и международно-правовой.
Принцип С. возник в период складывания наций и образования национальных государств.
Обоснование суверенитета как верховенства и независимости власти централизованного государства (самодержавия) было сделано в России в 15–16 вв. (Иван III, Иосиф Волоцкий, Иван Пересветов, Иван Грозный) и во Франции в 16 в. (Воден).
В период победы и утверждения капиталистического строя идеологи буржуазии выдвинули с целью привлечения на свою сторону трудящихся понятие «народного суверенитета» (Руссо) и С. нации, С. государства, отождествляя свои интересы с интересами народа.
В действительности С. при капитализме принадлежит господствующему классу – буржуазии, которая использует его в целях своего классового господства внутри страны и охраны своих интересов от буржуазии других наций.
Подлинно народный С. может существовать только в государствах, в которых ликвидировано господство эксплуататорских классов, и существует в наст. время в Советском Союзе и странах народной демократии.
Принцип С. является общепризнанным основным принципом международного права.
Однако в международно-правовой практике капиталистических государств принцип С. соблюдался только в отношениях между государствами т. н. «европейской цивилизации» и никогда не соблюдался в отношениях с народами малых стран и стран, отсталых в своем экономическом развитии.
Международно-правовая практика капиталистических государств и буржуазная правовая наука полностью отрицают С. колониальных стран, а в целях ограничения С. формально независимых государств ввели ряд институтов: «режим капитуляций», «сферы влияния» и др.
Для того чтобы как-то «оправдать» порабощение капиталистическими государствами народов других стран, буржуазные юристы, вопреки общепризнанному и бесспорному положению, что С. является неотъемлемым свойством всякого государства, выдвинули понятия «несуверенных» или «полусуверенных» государств.
В период домонополистического капитализма, когда еще не было монополий и мир не был поделен между капиталистическими государствами, когда избыточный капитал той или иной вырвавшейся вперед страны находил себе применение на еще не захваченных обширных территориях Азии, Африки и других континентов, принцип С. обеспечивал господство буржуазии на «своем» национальном рынке и не мешал крупным капиталистическим государствам захватывать естественные богатства и эксплуатировать народы отсталых стран.
В период империализма вследствие того, что крайне обострилось противоречие между ростом производственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимальных прибылей, и относительным сокращением платежеспособного спроса со стороны населения жаждущие максимальных прибылей капиталистические монополии стремятся преодолеть свои трудности за счет народов других стран.
Но в период империализма мир уже поделен, нет больше территорий, не состоящих под С. какого-либо государства. Неизмеримо возросло национальное самосознание народов колоний и зависимых стран, настоятельно требующих осуществления своих суверенных прав на самостоятельное и независимое существование.
Для монополий империалистических стран, и прежде всего монополий США, принцип С. стал серьезной помехой для извлечения максимальных прибылей путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран.
Для того чтобы идеологически разоружить народы мира, ослабить их волю к сопротивлению империалистической экспансии, апологеты империализма – буржуазные ученые юристы, философы, экономисты, дипломаты, правосоциалистические лидеры тщетно доказывают, что якобы принцип С. является архаизмом, от которого следует отказаться, что якобы существование суверенных национальных государств является главной причиной потрясающих капиталистический мир экономических кризисов и международных войн, которые якобы можно устранить только в том случае, если все государства откажутся от С. и будет создано «единое всемирное государство» с «мировым правительством», правомочным издавать обязательные для всех народов законы.
Буржуазия провозглашает и отстаивает принцип С, когда он обеспечивает ей высокие прибыли, и отказывается от принципа С, когда он не обеспечивает капиталистическим монополиям получение максимальных прибылей.
Космополитическая пропаганда ликвидации С. и создания «всемирного государства» предназначена для того, чтобы прикрыть гонку вооружений и заключение агрессивных военно-политических договоров против СССР и стран народной демократии, замаскировать обострение внутренних противоречий империалистического лагеря, создать видимость каких-то юридических оснований для вмешательства США во внутренние дела других государств, открыть все государственные границы для товаров и капиталов американских монополий, увековечить национальное неравноправие и колониальное рабство, империалистический гнет кучки миллиардеров над сотнями миллионов трудящихся.
Прикрываясь пропагандой об устарелости С, американские империалисты сколотили агрессивный Северо-Атлантический блок, «Европейское объединение угля и стали» и другие военные блоки и союзы, стремятся превратить Организацию Объединенных Наций и другие международные организации в орудие империалистической экспансии. Все это рассматривается монополиями США как первые этапы на пути к образованию «всемирного государства», т. е. к достижению своего мирового господства.
Советское государство с первых дней своего существования ведет последовательную борьбу за строгое и неуклонное соблюдение принципа С. как важнейшего принципа международного общения.
В противоположность идеологам империализма, с их проповедью государственного «нигилизма», марксизм-ленинизм учит, что к подлинному всемирному объединению человечество придет не через космополитическое отрицание национального С. и не через ликвидацию независимости существующих государств, а через уничтожение капитализма и полное освобождение народов от социального гнета, через образование социалистических наций, всестороннее развитие их культуры – национальной по форме и социалистической по содержанию. И только после этого объединение социалистических наций в зональные экономические центры, укрепление интернациональных связей между ними в конечном счете приведут к единому коммунистическому хозяйству.
С возникновением Советского социалистического государства С. получил качественно новое содержание, соответствующее экономическому строю социалистического государства. Впервые в истории государственный С. стал подлинным С. народа.
В основе советского понимания С. лежит ленин-ско-сталинское учение о праве наций на самоопределение: «Право на самоопределение, т. е. нация может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверепна, и все нации равноправны» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 310–311).
Принцип права наций на самоопределение как равного права любой нации образовать свое государство лег в основу национальной политики и государственного устройства Советского Союза.
В обращении Всероссийского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. сообщалось, что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. «Декларация прав народов России» провозгласила 15 ноября 1917 г. «равенство и суверенность народов России» и «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» (СУ РСФСР 1917 г. № 2, ст. 18).
В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 г., вошедшей потом в первую советскую Конституцию – Конституцию РСФСР 1918 г., – объявлялось, что Российская Советская Республика «учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских Национальных Республик» (СУ РСФСР 1918 г. № 5, ст. 215).
Суверенность и равноправие добровольно объединившихся советских республик в законодательном порядке закреплены в Конституции СССР (ст. 13).
Последовательное проведение принципа суверенного равенства наций в строительстве Советского государства, вызвавшее невиданный экономический, политический и культурный расцвет народов, имеет огромное значение для утверждения этого демократического принципа в качестве основного начала в отношениях между народами.
Советский Союз, имея самый прогрессивный общественный строй, последовательно проводит политику мира и сотрудничества всех народов, основанную на уважении С. всех – больших и малых – наций.
В декларации Правительства СССР на межсоюзнической конференции в Лондоне от 24 сентября 1941 г. указывалось:
«Советский Союз осуществлял и осуществляет в своей внешней политике высокие принципы уважения суверенных прав народов. Советский Союз в своей внешней политике руководствовался и руководствуется принципом самоопределения наций. Во всей своей национальной политике, лежащей в основе государственного строя Советского Союза, Советский Союз исходит из этого принципа, в основе которого лежит признание суверенности и равноправия наций. Исходя из этого принципа, Советский Союз отстаивает право каждого народа на государственную независимость и территориальную неприкосновенность своей страны, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие он считает целесообразным и необходимым в целях обеспечения экономического и культурного процветания своей страны» («Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. 1, 1946, стр. 164–165).
Уважение суверенных прав всех народов является одной из основных линий внешней политики Советского государства с первых дней его существования.
Советское государство отказалось от неравноправных договоров царской России с Ираном, Турцией, Афганистаном, Китаем и другими государствами Востока и оказало большую помощь народам этих стран в борьбе за отмену их неравноправного положения в отношениях с империалистическими государствами.
Осуществляя на деле принцип С, Советский Союз неизменно выступает в защиту государств, ставших жертвами империалистической агрессии. Советский Союз выступил в защиту Эфиопии, когда на нее напала фашистская Италия, и против нтало-гермаиской интервенции в Испании. СССР решительно протестовал против захвата гитлеровцами Австрии, никогда не признавал «Мюнхена» и аннексии Чехословакии Германией.
В период развязывания второй мировой войны только Советекий Союз твердо стоял на защите прав малых народов. Народы Западной Белоруссии, Западной Украины, Литвы, Латвии и Эстонии, пользуясь правом на самоопределение, нашли свое спасение от империалистического рабства в братском союзе с народами великой социалистической державы – Союза ССР.
Защита суверенных прав всех больших и малых народов была одной из целей Советского Союза в Великой Отечественной войне против гитлеровской Германии. И. В. Сталин в докладе, посвященном 25-й годовщине Октябрьской революции, так определял цели войны: уничтожение расовой исключительности; равноправие наций и неприкосновенность их территории; освобождение порабощенных наций и восстановление их суверенных прав; право каждой нации устраиваться по своему желанию.
По инициативе и при поддержке Советского Союза принцип С. был подтвержден в ряде международных актов, подписанных ао время и после окончания второй мировой войны.
В Ялтинской декларации 1945 г. предусматривалось восстановление суверенных прав и самоопределения народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия. В Уставе ООН провозглашено: «организация основана на принципе суверенного равенства».
В результате решающей роли Советского Союза в победе над агрессивными государствами во второй мировой войне и последовательно проводимой им политики уважения суверенных прав всех народов, народы Центральной и Юго-Восточной Европы восстановили свой С, создали новый тип государственности – народно-демократическую республику, осуществляющую функции диктатуры пролетариата;, великий китайский народ освободился от гоминдановского режима и гнета иностранных империалистов – создал Китайскую Народную Республику.
Если отношения между капиталистическими странами строятся на грубом попрании С. и на закабалении крупными империалистическими государствами малых и экономически отсталых народов, то отношения Советского Союза с другими государствами основаны на действительном равноправии сторон и признании С. государств.
Новый тип отношений сложился между СССР и странами народной демократии. Эти отношения основаны на взаимном уважении С. и интересов, на искреннем стремлении к подлинному сотрудничеству, взаимной помощи, к поддержанию и обеспечению международного мира и безопасности.
Этот же принцип уважения суверенных прав всех народов лежит в основе позиции Советского Союза в его отношениях с капиталистическими государствами.
После второй мировой войны Советский Союз выступает в защиту малых народов, борющихся за свои суверенные права, .за самостоятельное и независимое существование. Так было, напр., при рассмотрении в Совете Безопасности ООН заявления Сирии и Ливана о выводе англо-французских войск с их территории, англо-египетского спора и др. Советский Союз решительно протестовал против вмешательства во внутренние дела Индонезии и Греции, против американской интервенции в Корее. Советский Союз в соответствии с Ялтинским и Потсдамским соглашениями последовательно отстаивает суверенные права германского народа на объединение и создание единой, независимой, миролюбивой и демократической Германии.
Советский Союз настаивает на освобождении Японии от иностранной оккупации и превращении ее в независимое демократическое и миролюбивое государство.
В борьбе за строгое соблюдение принципа С. в международных отношениях Советский Союз отстаивает не только интересы советского народа, но и всех других народов мира.
Борьба Советского Союза за С. неизбежно связывается с возглавляемой им борьбой всего прогрессивного человечества за прочный и длительн&й мир во всем мире.
Вот почему борьба Советского Союза за С. горячо поддерживается не только народами стран народной демократии, но и народами капиталистических государств, зависимых и колониальных стран.
Источник: Советский юридический словарь