Нормативно-правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов

Найдено 1 определение
Нормативно-правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов
С учетом различных критериев выделяют ряд оснований для классификации мер такой защиты. В зависимости от сферы реализации норм известно два блока мер: 1) их социальной защиты (право на денежное содержание, обеспечение жилой площадью, телефоном, бесплатный проезд, гос. страхование, отдых, пенсию, возмещение причиненного им вреда и др.) и 2) защиты юр. статуса (правовой защиты). В соотв. с Конституцией (ст. 2) правовая защита должн. лиц ОРО является функцией гос-ва и предусматривает закрепление в законах и иных НПА льгот, гарантий и компенсаций этих лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита субъектов ОРД также является функцией гос-ва и предусматривает: реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами гос. власти (включая ОРО) и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и ин-тов социальной защиты должн. лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соотв. х-ру ОРД и ее роли в борьбе с преступностью. В зависимости от фиксации в том или ином НПА различают две группы предписаний, содержащих гарантии социальной и правовой защиты должн. лиц ОРО: 1) изложенные в ФЗ об ОРД и 2) включенные в некот. законодательные и иные НПА согласно отсылочных (бланкетных) норм ФЗ об ОРД. Непосредственно в ФЗ об ОРД меры правовой защиты оперативников зафиксированы прежде всего в ст. 16, а также в некот. др. (ч. 5 и 7 ст. 5, ч. 5 ст. 8, ч. 3, 7 ст. 9, ч. 1—4 ст. 12, п. 6 ст. 14, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 3 ст. 19 и ч. 3, 4 ст. 21). Меры социальной защиты изложены в ФЗ об ОРД аналогичным образом (напр., ч. 5 ст. 16 и п. 16 ст. 14). См. Норм.-правовая защита субъектов ОРД. [6]; Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих. — М., 1995; [29]; Глущен-ко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика): Моногр. — СПб., 1998; Полегаев С.Н. Проблемы социально-правовой защиты сотрудников оперативных аппаратов органов и учреждений внутренних дел. — М., 1998; Сотрудник органов правопорядка: прохождение службы, обеспечение, правовая и социальная защита /Под ред. С.В. Степашина. — М., 1999; Ефремов A.M. Оперативно-розыскная деятельность и личность: Моногр. — СПб., 2000; [8]; [17]. Нормативно-правовая защита лиц, оказывающих содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. С учетом тех или иных критериев выделяют несколько оснований для классификации мер защиты этих лиц. В зависимости от сферы реализации норм известно два блока мер: их правовой и социальной защиты. В зависимости от фиксации в том или ином правовом источнике различают три группы предписаний, содержащих гарантии социальной и правовой защиты этих лиц: 1) изложенные в ФЗ об ОРД, 2) зафиксированные в некот. законодательных и иных НПА согласно бланкетных норм ФЗ об ОРД (напр., ч. 7 ст. 18) и 3) содержащиеся в конкретном контракте. Непосредственно в ФЗ об ОРД меры Н.-п.з. зафиксированы как в предписаниях ст. 18 (ч. 2, 3 и 4), так и в некот. др. (ч. 3, 4 и 5 ст. 5, ч. 3 и 5 ст. 6, ч. 4, 5 и 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ст. 16, ч. 1 и 2 ст. 17, ч. 3 ст. 21). Меры социальной защиты агентов и др. лиц изложены в ФЗ об ОРД аналогичным образом. Так, согласно п. 1 ст. 14 ОРО обязаны принимать все необходимые меры по защите собственности лиц, оказывающих им содействие, а в соотв. с п. 6 ст. 14 они обязаны в порядке, установленном зак- вом РФ, обеспечить безопасность и сохранность имущества как лица, оказывающего им содействие, так и членов его семьи и близких. Важнейшей мерой Н.-п.з. выступает нахождение этой категории лиц под защитой гос-ва (ч. 1 ст. 18 ФЗ об ОРД). Это означает, что гос-во в лице своих представителей (соотв. оперативников и ОРО) обязуется выполнять все предусмотренные ФЗ об ОРД и иными НПА правила, предназначенные обеспечить законные права и интересы такого лица. Под защиту гос-ва берется каждое лицо, кот., во-первых, в той или иной форме оказывает помощь ОРО (гласно или кон-фиденц.), во-вторых, вне зависимости от продолжительности оказания содействия (кратковременно, длительно) и, в-третьих, вне зависимости от времени оказания содействия (помощь в настоящее время или сотрудничество в прошлом). Среди др. мер Н.-п.з., в част., следующие (ст. 18ФЗобОРД): лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное де-яние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с ОРО, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уг. ответственности в соотв. с зак-вом РФ; лица, сотрудничающие с ОРО, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и др. выплаты. Полученные этими лицами суммы вознаграждений и др. выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются; в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с ОРО, и членов их семей допускается проведение спец. мероприятий по их защите в порядке, определяемом НПА РФ. См. Защита лица, содействующего ОРО на конфиденц. основе, Норм.-правовая защита субъектов ОРД. [6]; [29]; Вагин О.А. Социальная и правовая защита лиц, конфиденциально содействующих оперативным аппаратам криминальной милиции: А.д. к.ю.н. — М, 1997; Глущенко П.П. Социально- правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика): Моногр. — СПб., 1998; Ярославцев КМ. Правовая защита конфиденциального содействия граждан органами внутренних дел: А.д. к.ю.н. — М., 1999; Ефремов A.M. Оперативно-розыскная деятельность и личность: Моногр. — СПб., 2000; [8]; [17].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

Реклама