отнесение вопроса к ведению того или иного государственного органа, органа местного самоуправления.(С. А.)
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.
Источник: Большой юридический словарь
Подведомственность
разграничение компетенции по рассмотрению дел судами и иными органами. Например, споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, кооперативных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, подведомственный суду. Споры, возникающие из гражданских правоотношений, между юридическими лицами подведомственны арбитражному суду.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Подведомственность
1) относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов; 2) свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами; 3) круг дел, отнесенных к компетенции определенного юрисдикционного органа, т.е. его предметная компетенция.
Классификация подведомственности проводится, прежде всего, по количеству юрисдикционных органов, правомочных по закону рассматривать тот или иной спор. Различаются исключительная и множественная подведомственность. Под исключительной понимается подведомственность, при которой правом рассмотрения той или иной категории дел обладает лишь один указанный в законе юрисдикционный орган. Множественной называют подведомственность, при которой допускается рассмотрение одного и того же спора несколькими юрисдикционными органами или путем использования различных процедур урегулирования правового конфликта (как правило, судебной и несудебной). В зависимости от способа выбора одного из нескольких органов, компетентных рассматривать спор, выделяют пять видов общей (множественной) подведомственности: императивную; альтернативную; смешанную; договорную; условную. Императивная подведомственность характеризуется обязательным рассмотрением дела несколькими юрисдикционными органами в определенной последовательности. Альтернативная подведомственность характеризуется правом лица, ищущего защиты своих прав, выбрать юрисдикционный орган. Для смешанной подведомственности характерно сочетание элементов императивной и альтернативной подведомственности. Такое сочетание позволяет заинтересованному лицу прибегнуть к судебной защите в случае, когда применение административной процедуры (например, обжалования незаконных действий должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу) не принесло ему желаемого результата. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон (например, о разрешении спора третейским судом). При условной подведомственности право обращения заинтересованного лица в суд за разрешением возникшего спора ставится по закону в зависимость от наступления определенного юридического факта, не связанного, однако, с обращением истца в какой-либо юрисдикционный орган или применением досудебного порядка урегулирования правового конфликта.
Классификация подведомственности проводится, прежде всего, по количеству юрисдикционных органов, правомочных по закону рассматривать тот или иной спор. Различаются исключительная и множественная подведомственность. Под исключительной понимается подведомственность, при которой правом рассмотрения той или иной категории дел обладает лишь один указанный в законе юрисдикционный орган. Множественной называют подведомственность, при которой допускается рассмотрение одного и того же спора несколькими юрисдикционными органами или путем использования различных процедур урегулирования правового конфликта (как правило, судебной и несудебной). В зависимости от способа выбора одного из нескольких органов, компетентных рассматривать спор, выделяют пять видов общей (множественной) подведомственности: императивную; альтернативную; смешанную; договорную; условную. Императивная подведомственность характеризуется обязательным рассмотрением дела несколькими юрисдикционными органами в определенной последовательности. Альтернативная подведомственность характеризуется правом лица, ищущего защиты своих прав, выбрать юрисдикционный орган. Для смешанной подведомственности характерно сочетание элементов императивной и альтернативной подведомственности. Такое сочетание позволяет заинтересованному лицу прибегнуть к судебной защите в случае, когда применение административной процедуры (например, обжалования незаконных действий должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу) не принесло ему желаемого результата. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон (например, о разрешении спора третейским судом). При условной подведомственности право обращения заинтересованного лица в суд за разрешением возникшего спора ставится по закону в зависимость от наступления определенного юридического факта, не связанного, однако, с обращением истца в какой-либо юрисдикционный орган или применением досудебного порядка урегулирования правового конфликта.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
компетенция судебных органов по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из гражданских, административных, семейных, трудовых, финансовых, земельных и т.п. правоотношений. П. позволяет разграничить круг дел, отнесенных и компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Основными критериями разграничения являются субъектный состав и характер спорного правоотношения (предмет). Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов определяется законодательством о судах общей юрисдикции и арбитражных судах, ГПК РСФСР и АПК РФ. По субъектному составу к ведению судов общей юрисдикции отнесены, как общее правило, дела, участниками которых хотя бы на одной стороне являются граждане. Применительно к предметной компетенции к ведению судов общей юрисдикции отнесены дела искового производства; дела, возникающие из административно- правовых отношений, и дела особого производства. В порядке искового производства суд общей юрисдикции рассматривает дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов (ГПК РСФСР, п. 1 ст. 25). В данном случае действует принцип, согласно которому к компетенции указанных судов отнесены все споры, возникающие из перечисленных отношений, если хотя бы одной их стороной является гражданин. Не подлежат рассмотрению только те дела, которые отнесены к ведению иных органов. В основе П. дел, возникающих из административно- правовых отношений, лежит противоположный принцип: суд общей юрисдикции рассматривает только те дела, которые прямо отнесены законом к его компетенции (ГПК РСФСР, ст. 231). Многие из этих дел предусмотрены непосредственно в ГПК РСФСР: жалобы на действия административных органов или должностных лиц; жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; дела о взыскании с граждан недоимки по налогам и др. дела, перечисленные в ст. 2 ГПК РСФСР Суд общей юрисдикции рассматривает также дела, в которых отсутствует спор. Это так называемые дела особого производства. В их числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; признание имущества бесхозяйным и др. дела, перечисленные в ст. 245 ГПК РСФСР. Суды общей юрисдикции рассматривают также дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. Арбитражным судам подведомственны дела, участниками которых являются юридические лица, граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Образования, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут быть участниками арбитражного судопроизводства в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами. Если иное не предусмотрено международным договором РФ, участниками арбитражного процесса могут быть иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. По характеру рассматриваемых дел к ведению арбитражного суда отнесены экономические споры; дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан- предпринимателей [см. Дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде]. Т.Е. Абова
Источник: Юридическая энциклопедия
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
отнесение определенного круга споров о праве и иных дел к ведению различных государственных органов, в том числе судов, арбитражных судов и третейских судов.
Суды рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;
4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
5)дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов напринудительное исполнение решений третейских судов;
6)дела о признании и приведении в исполнениерешений иностранных судов и иностранныхарбитражных решений.
Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
Судам подведомственны дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ст. 22 ГПК РФ).
Предусмотренное ст. 125 Конституции РФ полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ. По смыслу ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 (п. «а» и «б» ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу (постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»),
Подведомственность заявленного требования суду общей юрисдикции или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
По общему правилу гражданские дела подлежат рассмотрению в суде (общей юрисдикции), если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица (постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»).
См. Подсудность.
Суды рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;
4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
5)дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов напринудительное исполнение решений третейских судов;
6)дела о признании и приведении в исполнениерешений иностранных судов и иностранныхарбитражных решений.
Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
Судам подведомственны дела, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ст. 22 ГПК РФ).
Предусмотренное ст. 125 Конституции РФ полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ. По смыслу ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 (п. «а» и «б» ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу (постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»),
Подведомственность заявленного требования суду общей юрисдикции или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
По общему правилу гражданские дела подлежат рассмотрению в суде (общей юрисдикции), если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица (постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»).
См. Подсудность.
Источник: Толковый словарь гражданского процесса.