В нее входят общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. См. Акты местного самоуправления (муниципальные правовые акты).
Важнейшим международно-правовым актом по вопросам местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15.10.1985 г. по инициативе Постоянной Конференции местных и региональных органов власти Европы и вступившая в силу 01.09.1988 г. В Российской Федерации данный международно-правовой акт ратифицирован Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ.
Конституция России 1993 г. (п. 2 ст. 3) впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.
В настоящее время важнейшим источником муниципального права, правовой основой для дальнейшего развития и совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и муниципальных правовых актов является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Важной отличительной чертой закона является то, что он объединил в себе ряд законопроектов, которые подготавливались в течение нескольких лет Государственной Думой, но по разным причинам не были завершены, таких как «Об основах статуса выборного должностного лица местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», «Об органах территориального общественного самоуправления», «Об основных гарантиях граждан на участие в осуществлении местного самоуправления». Он включил в себя также отдельные нормы Федерального закона от 25.09.1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», который действовал до вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 г.
Принципиально новым в этом законе является подход к территориальной организации местного самоуправления. Если прежний закон обозначал лишь возможность существования в границах одного муниципального образования других муниципальных образований, то теперь четко определена необходимость создания их различных типов, в том числе сложносоставных.
Для муниципального образования каждого типа — поселение, муниципальный район, городской округ — закон определяет свой круг вопросов местного значения. Если прежде предметы ведения муниципальных образований различных уровней должны были разграничиваться законами субъектов Российской Федерации (чего на практике почти не было), то теперь их исчерпывающие перечни закреплены в данном законе.
Признана неприемлемой формула старого закона о том, что местное самоуправление вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законами субъектов России к вопросам местного значения. Участие субъектов Российской Федерации в определении этих вопросов по сути исключено. Их перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в новый федеральный закон.
Закон вносит относительную ясность в разграничение полномочий органов местного самоуправления и государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Теперь полномочия органов местного самоуправления, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов России, являются государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Принципиальная особенность нового закона состоит в его направленности на расширение самостоятельного решения вопросов местного значения непосредственно населением. Документ содержит более полный, чем прежде, перечень форм прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления.
Существенны перемены и в системе органов местного самоуправления. Если прежний закон устанавливал альтернативные возможности создания этих органов, отдавая окончательное решение организационных вопросов на усмотрение муниципалитетов и их населения (кроме обязательных представительных органов), то новый жестко определяет перечень основных органов местного самоуправления. Это представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольный орган, причем первые три определяются как обязательные.
Закон в то же время непосредственно решает многие организационные вопросы: устанавливает минимальную численность депутатов представительных органов в зависимости от численности населения муниципального образования; определяет, что теперь на профессиональной основе вправе работать не более 10% депутатов; определяет особый порядок формирования представительных органов муниципальных районов; предусматривает возможность назначения лица на должность главы исполнительного органа местного самоуправления (главы администрации) по контракту, заключаемому на основе конкурса.
Значительны изменения и в нормативных установлениях, касающихся экономической основы местного самоуправления и статуса муниципальной собственности.
В Законе подробно определяются состав собственных доходов местных бюджетов, принципы зачисления в эти доходы отчислений от федеральных налогов и сборов, подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Уточнены содержание и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности. Серьезная новелла — установление возможности временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общественные отношения в области местного самоуправления могут регулироваться издаваемыми в соответствии с Конституцией и законами также указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
А. Н. Писарев
Список литературы
Овчинников И. И., Писарев А. Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: ЭКСМО, 2007.
Киричук С. М. Законодательные основы муниципального управления. Реализация Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131ФЗ // Право и экономика. — 2005. — № 11.
Яценко В. Н. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления // Вестник Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа. — 2005. — № 5.
85.63 кб