от лат. praesidens – сидящий впереди) – выборный глава государства в большинстве современных демократических государств с республиканской формой правления. Президент РФ – согласно Конституции РФ (ст. 80), глава Российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
ПРЕЗИДЕНТ
ПРЕЗИДЕНТ
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Президент
(лат. praesidens – сидящий впереди). Франко-американский политико-правовой институт. глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Примерный русский эквивалент – Верховный правитель (такую должность, например, занимал адмирал А. В. Колчак в период Гражданской войны в России). выборный руководитель.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
ПРЕЗИДЕНТ
лат. praesident - сидящий впереди) -1) высшее должностное лицо компании, корпорации; 2) выборный руководитель некоторых общественных учреждений; 3) выборный глава государства (иногда и исполнительной власти) в большинстве стран с республиканской формой правления. Должность П. в современном виде впервые возникла в США в 1787 г. Конституционный статус и полномочия П. сильно различаются в зависимости от типа республики. В президентской республике П. не только глава государства, но и глава исполнительной власти, т.е. глава администрации (в США, странах Латинской Америки) или правительства (в Замбии, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане). В президентской республике пост премьер-министра, как правило, отсутствует. П. избирается внепарламентским путем, т.е. народом (прямо или косвенно). В парламентарной республике (ФРГ, Италия) П. является только главой государства, но не правительства. Реальная исполнительная власть принадлежит возглавляемому премьер-министром правительству, что, в частности, выражается в необходимости контрассигнации большинства актов П. премьер-министром или соответствующим министром. П., как правило, избирается парламентом или при участии последнего. В республиках смешанного типа или т. н. полупрезидентских (Франция, Португалия, Польша) П. т.ж. является только главой государства, однако обладает реальными властными полномочиями, позволяющими ему фактически руководить ответственным перед парламентом правительством. При этой системе П., как правило, избирается на всеобщих выборах.
Независимо от модели президентства П. обычно располагает по конституции следующими полномочиями: представляет страну в международных отношениях, заключает международные договоры, участвует в назначении членов правительства (администрации) и судей, утверждает и промульгирует законы, издает указы, имеет право законодательной инициативы и право вето, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские звания, осуществляет право помилования, решает вопросы гражданства, назначает и отзывает глав дипломатических миссий. В парламентарной республике и республике смешанного типа П. в определенных случаях имеет право роспуска парламента и объявления досрочных выборов.
Независимо от модели президентства П. обычно располагает по конституции следующими полномочиями: представляет страну в международных отношениях, заключает международные договоры, участвует в назначении членов правительства (администрации) и судей, утверждает и промульгирует законы, издает указы, имеет право законодательной инициативы и право вето, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские звания, осуществляет право помилования, решает вопросы гражданства, назначает и отзывает глав дипломатических миссий. В парламентарной республике и республике смешанного типа П. в определенных случаях имеет право роспуска парламента и объявления досрочных выборов.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ПРЕЗИДЕНТ
единоличный глава государства при республиканской форме правления. П. избирается на определенный срок (от 3 лет в Латвии д о 7 лет во Франции) из числа граждан государства, удовлетворяющих определенным требованиям (повышенный возраст, обычно 35, иногда 50 лет, полные гражданские и политические права и т.д.). Обычно одно и то же лицо может быть избрано на должность П. не более 2 раз, иногда (например в Мексике) — только один раз: в некоторых странах число переизбраний не ограничено (Египет, Франция и др.). П. может быть избран путем прямого голосования граждан (Россия и др.), выборщиками (США), парламентом (Турция), специальной избирательной коллегией (Германия). В подавляющем большинстве случаев П. избираются мужчины, но в последние десятилетия избирались президенты- женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии, на Филиппинах, в Шри-Ланке, Латвии, Финляндии). Полномочия П. часто сформулированы сходным образом в президентской, парламентарной, полупрезидентской республиках, по тексту конституции они везде значительны или очень велики, но на деле реальное осуществление П. этих полномочий зависит от формы правления. В президентской, полупрезидентской республиках П. сам осуществляет конституционные полномочия, в парламентарной республике он действует по совету и с согласия правительства, его акты нуждаются в контрассигнатуре. По многим конституциям П. пользуется неприкосновенностью: его нельзя привлечь к административной ответственности, невозможно административное задержание П., уголовное наказание возможно только после.отрешения от должности, импичмента, но к П. может быть обращен гражданский иск. Согласно конституции РФ П. — ключевой институт государственного механизма (глава государства) при соблюдении принципа разделения властей. Он избирается гражданами на 4 года и может быть переизбран еще на один срок (в 1996 на второй срок был переизбран первый П. Б.Н. Ельцин). П. может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. П. вступает в должность после принесения им присяги в процессе инаугурации. П. РФ обладает широкими полномочиями: представительство государства внутри страны и на международной арене, охрана суверенитета страны, ее целостности, обеспечение взаимодействия органов государственной власти, решение вопросов гражданства, право помилования, утверждение военной доктрины, назначение своих полномочных представителей, он является главнокомандующим Вооруженными Силами и др. С согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства, самостоятельно назначает министров, может председательствовать на заседаниях правительства, осуществляет руководство внешней политикой, возглавляет Совет безопасности и т.д. П. издает указы, в т.ч. и такие, для которых по их содержанию нужен закон (эти указы утрачивают силу после издания соответствующего закона). Официальная резиденция П. РФ — Кремль, Москва. Символом президентской власти служит президентский штандарт — квадратный флаг с цветами флага РФ с золотым изображением государственного герба в центре (вывешивается на транспортных средствах, на зданиях, где находится П.). П. прекращает полномочия досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Исполняет обязанности П. до новых выборов председатель Правительства. П. может быть отрешен от должности в порядке определенной Конституцией процедуры (см. Отрешение президента от должности). Лит.: Сахаров Н.Л. Институт президента в современном мире. М., 1994. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия
ПРЕЗИДЕНТ
глава государства в странах е республиканской формой правления. В буржуазном государствоведении П. рассматривается как носитель верховной государственной власти и высший представитель государства во внешних сношениях. Подобное утверждение насквозь лживо, так как государственная власть в капиталистических странах принадлежит буржуазии, которая является ее носителем, а П.–только орудие диктатуры монополий.
Для социалистических государств характерно отсутствие единоличного П. Как правило, в социалистических государствах представительный высший орган государственной власти избирает из своего состава коллегиальный орган – президиум, который действует в период между сессиями избравшего его органа и подотчетен ему во всей своей деятельности. Так, Верховный Совет СССР (см.) избирает Президиум Верховного Совета СССР (см.), Великое национальное собрание Румынской Народной Республики (см.) избирает Президиум Великого национального собрания, Сейм Польской Народной Республики (см.) избирает Государственный совет и т. д.
Как показал опыт истории после второй мировой войны, при наличии определенных условий институт единоличного П. может быть использован в интересах трудящихся. Важнейшей гарантией подлинно демократического характера этого института является руководство государством со стороны коммунистических и рабочих партий. Единоличные П. имеются в Германской Демократической Республике, в Чехословацкой Республике и в Демократической Республике Вьетнам, где они избираются высшими органами государственной власти, которые могут лишить П. их постов в случае совершения ими преступлений против своих народов. П. этих республик имеют большие заслуги перед трудящимися своих стран в деле строительства демократического государства и создания свободного от империалистической эксплуатации общества и являются верными слугами своих народов.
П. в капиталистических странах является послушным орудием в руках монополистической буржуазии и, в зависимости от особенностей форм правления, играет либо главную, либо вспомогательную, но всегда реакционную роль. В парламентарных буржуазных республиках П. избирается законодательным органом (см. Парламент). Иногда для выборов П. создается специальный избирательный корпус из депутатов парламента и представителей высших муниципальных органов (Италия) или законодательных собраний штатов (Индия).
В президентских республиках, где П. является одновременно главой государства и главой правительства, он избирается либо непосредственно населением (Аргентина), либо через выборщиков (США), что противопоставляет его представительному органу. Срок полномочий П. устанавливается конституциями и колеблется от 1 года до 7 лет. Порядок переизбрания П. также устанавливается в основном законе.
П. обладает обширными полномочиями, которые в президентских республиках носят чисто диктаторский характер. В парламентарных республиках П. имеет право роспуска парламента, перерыва в его работе, созыва чрезвычайных сессий. Принятые парламентом законы нуждаются в санкции П. В случае отказа П. санкционировать тот или иной закон (см. Вето) парламент должен одобрить его вторично в установленном конституцией порядке, если только П. не принадлежит право окончательного отклонения закона. П. имеет право обращаться с посланиями к парламенту. В президентских республиках эти послания фактически представляют собой программу для законодательной деятельности парламентов (напр., в США).
В парламентарных республиках П. поручает лидеру фракции партийного большинства либо главе парламентской коалиции сформировать правительство; он же принимает отставку правительства. В президентских республиках П. сам формирует правительство, члены которого ответственны перед ним. П. принадлежит право издавать нормативные акты (декреты, указы и т. д.). П. является главнокомандующим всеми вооруженными силами, в связи с чем он производит назначения на высшие командные посты армии и флота. Как правило, П. предоста
вляется право ратификации некоторых международных соглашений. В США П. присвоил себе право заключать международные соглашения без представления их на утверждение сената (см.). П. производит назначение на дипломатические должности, при нем аккредитуются дипломатические представители иностранных государств. П. осуществляет право амнистии и помилования.
Следует отметить, что в парламентарных республиках П. является малоактивной политической фигурой и, как правило, заслоняется премьер-министром (таковы П. во Франции и Италии). Однако большие полномочия, предоставленные П. конституциями этих республик, позволяют правящей клике, когда она сочтет это необходимым, выдвигать П. на первый план.
В президентских республиках П. представляет собой центральную политическую фигуру, так как он одновременно является и главой государства и главой правительства (таковы П. в США, Аргентине и т. д.). Обладая всеми правами, которыми наделен П. парламентарной республики (кроме права роспуска парламента), он также имеет право назначать и смещать по своему усмотрению министров и всех высших гражданских и военных чиновников. П. возглавляет весь военно-бюрократический и дипломатический аппарат и фактически осуществляет руководство парламентом, пользуясь правом вето, правом обращения к парламенту с посланиями, другими, зачастую неконституционными методами.
Президентская власть в странах с подобной формой правления становится в период империализма главным орудием диктатуры монополистического капитала. Так, в США П. полностью контролирует не только федеральный государственный аппарат, но и органы управления штатов. Американский конгресс фактически превратился во вспомогательный орган при П. Установление единоличной диктатуры в лице П. является политическим выражением концентрирог. ванной мощи финансового капитала.
Буржуазные П. являются преданными слугами монополий, послушными исполнителями их воли, какую бы демократическую личину они на себя ни одевали.
Для социалистических государств характерно отсутствие единоличного П. Как правило, в социалистических государствах представительный высший орган государственной власти избирает из своего состава коллегиальный орган – президиум, который действует в период между сессиями избравшего его органа и подотчетен ему во всей своей деятельности. Так, Верховный Совет СССР (см.) избирает Президиум Верховного Совета СССР (см.), Великое национальное собрание Румынской Народной Республики (см.) избирает Президиум Великого национального собрания, Сейм Польской Народной Республики (см.) избирает Государственный совет и т. д.
Как показал опыт истории после второй мировой войны, при наличии определенных условий институт единоличного П. может быть использован в интересах трудящихся. Важнейшей гарантией подлинно демократического характера этого института является руководство государством со стороны коммунистических и рабочих партий. Единоличные П. имеются в Германской Демократической Республике, в Чехословацкой Республике и в Демократической Республике Вьетнам, где они избираются высшими органами государственной власти, которые могут лишить П. их постов в случае совершения ими преступлений против своих народов. П. этих республик имеют большие заслуги перед трудящимися своих стран в деле строительства демократического государства и создания свободного от империалистической эксплуатации общества и являются верными слугами своих народов.
П. в капиталистических странах является послушным орудием в руках монополистической буржуазии и, в зависимости от особенностей форм правления, играет либо главную, либо вспомогательную, но всегда реакционную роль. В парламентарных буржуазных республиках П. избирается законодательным органом (см. Парламент). Иногда для выборов П. создается специальный избирательный корпус из депутатов парламента и представителей высших муниципальных органов (Италия) или законодательных собраний штатов (Индия).
В президентских республиках, где П. является одновременно главой государства и главой правительства, он избирается либо непосредственно населением (Аргентина), либо через выборщиков (США), что противопоставляет его представительному органу. Срок полномочий П. устанавливается конституциями и колеблется от 1 года до 7 лет. Порядок переизбрания П. также устанавливается в основном законе.
П. обладает обширными полномочиями, которые в президентских республиках носят чисто диктаторский характер. В парламентарных республиках П. имеет право роспуска парламента, перерыва в его работе, созыва чрезвычайных сессий. Принятые парламентом законы нуждаются в санкции П. В случае отказа П. санкционировать тот или иной закон (см. Вето) парламент должен одобрить его вторично в установленном конституцией порядке, если только П. не принадлежит право окончательного отклонения закона. П. имеет право обращаться с посланиями к парламенту. В президентских республиках эти послания фактически представляют собой программу для законодательной деятельности парламентов (напр., в США).
В парламентарных республиках П. поручает лидеру фракции партийного большинства либо главе парламентской коалиции сформировать правительство; он же принимает отставку правительства. В президентских республиках П. сам формирует правительство, члены которого ответственны перед ним. П. принадлежит право издавать нормативные акты (декреты, указы и т. д.). П. является главнокомандующим всеми вооруженными силами, в связи с чем он производит назначения на высшие командные посты армии и флота. Как правило, П. предоста
вляется право ратификации некоторых международных соглашений. В США П. присвоил себе право заключать международные соглашения без представления их на утверждение сената (см.). П. производит назначение на дипломатические должности, при нем аккредитуются дипломатические представители иностранных государств. П. осуществляет право амнистии и помилования.
Следует отметить, что в парламентарных республиках П. является малоактивной политической фигурой и, как правило, заслоняется премьер-министром (таковы П. во Франции и Италии). Однако большие полномочия, предоставленные П. конституциями этих республик, позволяют правящей клике, когда она сочтет это необходимым, выдвигать П. на первый план.
В президентских республиках П. представляет собой центральную политическую фигуру, так как он одновременно является и главой государства и главой правительства (таковы П. в США, Аргентине и т. д.). Обладая всеми правами, которыми наделен П. парламентарной республики (кроме права роспуска парламента), он также имеет право назначать и смещать по своему усмотрению министров и всех высших гражданских и военных чиновников. П. возглавляет весь военно-бюрократический и дипломатический аппарат и фактически осуществляет руководство парламентом, пользуясь правом вето, правом обращения к парламенту с посланиями, другими, зачастую неконституционными методами.
Президентская власть в странах с подобной формой правления становится в период империализма главным орудием диктатуры монополистического капитала. Так, в США П. полностью контролирует не только федеральный государственный аппарат, но и органы управления штатов. Американский конгресс фактически превратился во вспомогательный орган при П. Установление единоличной диктатуры в лице П. является политическим выражением концентрирог. ванной мощи финансового капитала.
Буржуазные П. являются преданными слугами монополий, послушными исполнителями их воли, какую бы демократическую личину они на себя ни одевали.
Источник: Советский юридический словарь