ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Найдено 1 определение
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
выборы президента в президентских и полупрезидентских республиках проводятся, как правило, в порядке, установленном конституцией или специальным законом (например, в РФ — Закон 1999). В мировой практике при выборах президента используются прямые и непрямые выборы: первые осуществляются путем избрания президента на всеобщих прямых выборах или путем голосования избирателей на общенациональном референдуме (например в Египте, Сирии); вторые — в трех формах: 1) парламентом; 2) парламентом и представителями субъектов федерации и/или регионов, различных общественно-политических объединений и сил, которые образуют специальную избирательную коллегию; 3) коллегией выборщиков, избираемых непосредственно гражданами страны. В странах с президентской (за исключением США и Индонезии) и в большинстве стран с полупрезидентской системами правления применяются прямые выборы, в парламентарных республиках президент избирается обычно путем непрямых выборов. Выборы президентов проводятся в один, два или несколько туров. В некоторых странах (например в Боливии) первый тур проходит на основе всеобщих выборов, причем для избрания требуется абсолютное большинство голосов избирателей, а если проводится второй тур, то он осуществляется путем голосования в парламенте (выбор осуществляется из нескольких, обычно трех, кандидатов, получивших в первом туре наибольшее количество голосов избирателей). Кандидаты на пост президента обычно выдвигаются политическими партиями; если закон устанавливает самовыдвижение кандидатов в президенты, то зачастую предусматривается необходимость сбора определенного количества подписей в поддержку этого кандидата; при избрании президентов парламентом кандидаты нередко выдвигают парламентские фракции или группы депутатов определенной численности. Конституции и избирательное законодательство почти всех стран предъявляют к кандидату в президенты те или иные особые квалификационные требования (цензы): он должен быть гражданином данной страны (обычно по рождению); проживать на территории данной страны в течение определенного срока, предшествующего выборам (от 1 года — в Мексике, 10 лет — в Узбекистане, 14 лет — в США, до 15 лет — в Грузии и Казахстане); быть не моложе определенного возраста (например, 25 лет — в Никарагуа, 30 лет — в Венесуэле, Доминиканской Республике, 35 лет — в Австралии, Венгрии, Португалии, США, 40 лет — в Германии, Греции, Литве, Турции, 45 лет — в Китае, Монголии, 50 лет — в Италии, Нигерии), а в некоторых странах — и не старше максимально допустимого возраста (обычно 65 лет); в ряде стран (например в Мексике, Монголии, Португалии, ФРГ) кандидатом в президенты может быть только представитель титульной нации; в государствах с сильным конфессиональным влиянием кандидатом в президенты обычно может стать лишь исповедующий господствующую в данной стране религию. Конституции и законы ряда стран устанавливают и иные требования к кандидату в президенты: например, он должен обладать пассивным (обычно для избрания в нижнюю палату парламента) или активным избирательным правом; не состоять на действительной военной службе; не иметь духовного звания и не быть служителем какого-либо религиозного культа (Мексика); иметь высшее образование (Азербайджан, Турция); обладать незапятнанной репутацией и иметь опыт финансовой деятельности (Сингапур) и др. Существенное влияние на фактическую роль института президентства в каждой стране имеют сроки полномочий президента и порядок его переизбрания. В большинстве стран мира президентов избирают на 5 или 4 года, следующие по убывающему количеству стран в группе составляют те, в которых сроки полномочий президентов равны 6 и 7 годам. Есть и исключения, например, в Швейцарии, где парламент ежегодно выбирает президента (а также вице-президента) сроком на 1 год из числа членов коллегиального исполнительного органа — Федерального совета. Все имеющие институт президента страны можно разделить на две группы: 1) те, в которых повторное избрание одного и того же лица на пост президента вообще невозможно (их меньшинство, например, Боливия, Коста-Рика, Мексика, Эквадор, Республика Корея); 2) страны, конституции которых допускают переизбрание президента. Последняя группа государств делится в свою очередь на те, в которых переизбрание допустимо без каких-либо ограничений (например Индонезия, Италия, Филиппины, Франция), и те, где такое переизбрание так или иначе ограничено. В подавляющем большинстве из последних закон устанавливает, что одно и то же лицо может быть избрано не более чем на два срока (например Беларусь, Польша, США) либо не более чем на два срока подряд (например Кыргызстан, Словакия, Чехия). В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ред. 1999, «О выборах Президента Российской Федерации» 1999 и др.) президентом страны может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Очередные и досрочные выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ в установленные законом сроки. В случае, если Совет Федерации не назначит очередные выборы или, приняв решение об отрешении президента от должности, не назначит досрочные выборы, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в установленные законом сроки. Правом выдвижения на должность Президента РФ обладают непосредственно избиратели путем образования инициативной группы в количестве не менее 100 человек, а также избирательное объединение или избирательный блок на своем съезде (конференции). Для регистрации выдвинутого кандидата в его поддержку необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тысяч подписей избирателей, постоянно или преимущественно постоянно проживающих на территории данного субъекта РФ. Выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства — избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, то назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися (если, например, в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей), недействительными (если допущенные при проведении этих выборов нарушения федерального избирательного закона не позволяют с достоверностью уст а н о в и т ь результаты волеизъявления избирателей) или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один из кандидатов не был избран Президентом РФ, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента РФ. Результаты выборов Президента РФ определяет Центральная избирательная комиссия РФ; она же публикует официальное объявление об этих результатах. Первые выборы Президента РФ состоялись в 1991, вторые — в 1996. В обоих случаях Президентом РФ был избран Б.Н. Ельцин. В первый раз о н был избран в первом туре в соответствии с действующими тогда конституционными положениями на 5 лет, но затем Конституция РФ установила четырехлетний срок полномочий Президента. В 1996 Б.Н. Ельцин был избран во втором туре. В связи с досрочным уходом Б.Н. Ельцина в отставку 26 марта 2000 были проведены досрочные выборы, на которых в первом туре Президентом РФ был избран В.В. Путин. В.В. Смирнов

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
243.34 кб

Итоги президентских выборов в Казахстане

Ионова Елена
Читать PDF
375.54 кб

Американские конвенты в период президентских выборов

Александрова А.П., Александрова Д.П.
В статье рассматриваются американские конвенты в период президентских выборов. Вкратце описывается сама система конвентов, их основная задача и работа, их особенности и преимущества в свете президентских выборов.
Читать PDF
451.14 кб

Прогнозирование президентских выборов во Франции 2007 г.

Зернова Юлия Александровна, Петрунин Юрий Юрьевич
Регрессионный анализ президентских выборов во Франции 2007 г.
Читать PDF
348.61 кб

Влияние президентских выборов в США на движение спекулятивного капитала

Зеленюк Александр Николаевич
Автор рассматривает значение международного перелива капиталов в системе современных международных экономических отношений.
Читать PDF
1,021.04 кб

СДВИГИ В МАССОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ РОССИИ ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ 2018

Шестопал Елена Борисовна
Анализируется изменение психологического состояния российского общества накануне президентских выборов 2018 г. по сравнению с предыдущим периодом.
Читать PDF
174.39 кб

Президентские выборы 2011 г. В Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты

Бабуркин Сергей Александрович
В статье освещается избирательная система и организация выборов Президента в Республике Киргизия. Особое внимание уделяется отдельным нарушениям и конфликтным ситуациям в ходе проведения выборов.
Читать PDF
240.52 кб

Становление и развитие института президентства в Республике Татарстан: президентские выборы

Марданшин Р. М.
Статья посвящена освещению исторических событий возникновения, становления и развития института президентства в Республике Татарстан за период с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени.
Читать PDF
367.47 кб

Патронажное голосование в системе с искаженной конкуренцией: российские президентские выборы 1996 г

Скулкин Игорь Андреевич
В статье на основе данных российских регионов применительно к президентским выборам 1996 г.
Читать PDF
97.95 кб

2007. 04. 022. Петак З. Финансирование президентских выборов в Хорватии: роль регулирующих институто

Коданева С. И.