РАСИСТСКИЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Найдено 1 определение
РАСИСТСКИЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
реакционные учения в буржуазной юриспруденции, пытающейся обосновать эксплуататорское государство и право и характерные для них расовое и национальное угнетение антинаучными утверждениями о якобы существующем делении рас на высшие и низшие, на полноценные и неполноценные, на расы господ и расы рабов.
Расизм издревле являлся в руках эксплуататорских классов орудием укрепления их классового господства и оправдания захватнической политики, направленной на порабощение других народов. Расистские взгляды широко были распространены в древнем мире. Так, еще в древнем Риме было выдвинуто учение об «исконной неполноценности» всех неримлян. Отмечая родство современных расистских учений буржуазии с расистскими учениями в рабовладельческом обществе, И. В. Сталин говорил в докладе на XVII съезде партии: «Известно, что старый Рим точно так же смотрел на предков нынешних германцев и французов, как смотрят теперь представители „высшей расы" на славянские племена. Известно, что старый Рим третировал их „низшей расой", „варварами", призванными быть в вечном подчинении „высшей расе", „великому Риму", причем, – между нами будь сказано, – старый Рим имел для этого некоторое основание, чего нельзя сказать о представителях нынешней „высшей расы"» (Соч., т. 13, стр. 296).
Возникновение и распространение буржуазных расистских учений начинается со времени установления господства буржуазии и обусловливается, в конечном итоге, капиталистическим базисом и действующими в капиталистическом обществе экономическими законами. Расистским учениям как составной части буржуазной надстройки принадлежит важная роль в деле обслуживания капиталистического базиса, эксплуататорских интересов буржуазии. Национальный гнет, колониальные войны, разбойничья политика буржуазии в колониях – все это находило и находит свое «оправдание» в расистских буржуазных учениях.
Однако на заре господства буржуазии, когда последняя чувствовала себя прочно у власти, расистские учения не занимали господствующего положения в ее идеологическом арсенале.
Начиная со второй половины 19 в., заметно все повышающееся внимание буржуазии к расистским учениям. Именно с этого времени буржуазные идеологи, выполняя социальный заказ своего класса, выступают с многочисленными «трудами», в которых всячески обосновывается тезис о том, что неравенство рас и расовая борьба являются движущей силой культурного и социального развития, что само происхождение классов и государства и развитие таковых объясняется именно борьбой рас (французский реакционный философ Гобино, немецкий реакционный социолог Дюринг, американские реакционеры Котт и Гмедон).
Со времени вступления капитализма в свою империалистическую стадию, пропаганда расистских учений все более и более возрастает. Гумплович (австрийский реакционный социолог конца 19 в.), Хаустон Чемберлен (Англия) и их единомышленники в США – ярые расисты Джон Фиск, Госмер, Лоуэлл, Беверидж и др. пытались обосновывать с помощью расистских учений притязания соответствующих империалистических держав на мировое господство, их хищническую политику в борьбе за передел мира, усиление колониального и национального гнета.
Своего апогея расистская пропаганда достигла в условиях общего кризиса капитализма. Широкое распространение в современных капиталистических странах расистских учений и их реакционнейшая служебная роль особенно понятны в свете основного экономического закона современного капитализма, главными чертами и требованиями которого являются: обеспечение максимальных капиталистических прибылей путем усиления эксплуатации, угнетения и обнищания большинства населения данной страны, закабаления и ограбления народов других стран, путем войн и милитаризации народного хозяйства.
До второй мировой войны особенный размах в империалистическом лагере имела пропаганда немецкой и японской расовых теорий, из которых первая стремилась обосновать претензии гитлеровской Германии на мировое господство ссылками на якобы превосходство германской расы, а вторая превозносила японскую расу и ее мнимым превосходством пыталась обосновать захватническую политику Японии. После второй мировой войны выдвигается на первый план англо-американская расовая теория, восхваляющая англо-саксонскую расу как единственно полноценную и этим обосновывающая неосуществимые планы установления мирового господства кучки монополистов США.
Англо-американские расистские учения еще в 17 в. обосновывали и оправдывали расовый гнет, расовую дискриминацию, варварское истребление цветных народов, захватническую внешнюю политику.
В 19 в. американский расист Берджес провозгласил . необходимость широкого использования в политической науке и юриспруденции учения о неравенстве рас. В основе, всех современных англо-американских расистских «трудов» лежит сформулированное Берджесом положение о том, что не всем расам и нациям присущи политические способности, что эти способности особенно развиты у аигло-сак-оонской расы, и поэтому она предна-значена взять на себя руководство народами других рас в деле создания политического строя и управления государством. Американские расисты издавна культивировали пренебрежительное отношение к неамериканцам.
Расистские учения о государстве и праве враждебны демократии и оправдывают расовую и национальную дискриминацию, бесправие угнетенных народов. Марксизм-ленинизм разоблачил антвнауч-ность и реакционность расистских теорий. Опыт братского сотрудничества в СССР народов различных рас и национальностей, расцвет национальной по форме и социалистической по содержанию культуры всех этих народов, наглядно показывая всю лживость расистских учений, помогает всему человечеству в его борьбе с силами реакции.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама