РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: а) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты; напр., в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый - для выборов депутатов по избирательному округу, второй - для выборов в бундестаг по земельному списку); б) нужно, чтобы каждый депутат представлял (примерно) одинаковое число избирателей; в) недопустимо деление избирателей на разряды (курии) по имущественному, национальному, религиозному или иному признаку.

Источник: Большой юридический словарь

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
принцип, предусматривающий равные возможности для каждого избирателя влиять на результаты выборов. Такое равенство обеспечивается, если: 1) каждый избиратель обладает одинаковым числом голосов (обычно всего одним, но возможны и другие варианты, например, в РФ на выборах в Государственную Думу избирателю предоставляется два голоса — первый отдается за избирательное объединение, а второй — за кандидата по избирательному округу); 2) соблюдается единая норма представительства, т.е. один депутат избирается от примерно равного числа избирателей; 3) электорат представляет собой единый избирательный корпус, т.е. отсутствует деление избирателей на группы (курии) по национальному, религиозному, имущественному или иному признаку. В. Б. Рыжов

Источник: Юридическая энциклопедия

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
один из основополагающих принципов избирательной системы России, функционирование которого, обес печивается наличием ряда условий:
Во-первых, избиратель в процессе голосования имеет одинаковое число голосов. Это означает, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей, а на избирательном участке он обязан голосовать лично, при этом для получения избирательного бюллетеня ему необходимо предъявить члену участковой комиссии документ, удостоверяющий его личность (паспорт, водительское удостоверение), и соответственно в списке избирателей делается отметка о выдаче ему избирательного бюллетеня.
Во-вторых, участие избирателей на равных основаниях обеспечивается отсутствием у каждого каких-либо преимуществ перед другим избирателем, для этого организуются примерно равные по количеству населения избирательные округа, что достигается порядком их нарезки и соответствует нормам представительства, установленным законом.
В-третьих, отсутствует деление избирателей на категории по имущественному, национальному, религиозному признаку, что свидетельствует о том, что избирательные права граждан в равной мере охраняются законом.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом; их голоса равны, так же как и возможности осуществления избирательного права. Р.и.п. обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в один избирательный список и голосует лишь один раз. В зависимости от вида выборов он может иметь один голос или два голоса. Например, на выборах в ГД избиратель имеет два голоса, т.е. получает на избирательном участке два избирательных бюллетеня. Один он использует по территориальному одномандатному избирательному округу, второй - по спискам избирательных объединений, блоков. Но эти два голоса имеет любой избиратель, в чем и проявляется Р.и.п. Принцип Р.и.п. обеспечивается также равной или примерно равной численностью избирательных округов, т.е. количеством избирателей, приходящихся на одного депутата. Но как раз в этой части Р.и.п. имеет серьезные проблемы. Например, при выборах депутатов в ГД по одномандатным избирательным округам они образуются с равным числом избирателей в пределах одного субъекта РФ. Следовательно, уже допустимо неравенство по численности избирателей в различных субъектах. Кроме того, законодательство допускает даже в пределах одного округа взаимное отклонение числа избирателей до 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - до 15%. Р.и.п. проявляется и в том, что при избрании депутатов одного и то же представительного органа требуется одинаковый процент участия избирателей, чтобы выборы считались состоявшимися, и применяется один и тот же способ определения их результатов.

Источник: Энциклопедия юриста

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, - их голоса, как и возможности осуществления избирательного права, - равны.
Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в один избирательный список и голосует только один раз. В зависимости от вида выборов он может иметь один или два голоса. Например, на выборах в Государственную Думу (ГД) избиратель имеет два голоса, т. е. получает на избирательном участке два избирательных бюллетеня. Один он использует по территориальному одномандатному избирательному округу; другой - по спискам избирательных объединений, блоков. Эти два голоса имеет любой избиратель, в чем и проявляется Р. и. п.
Принцип Р. и. п. обеспечивается также равной или примерно равной численностью избирательных округов, т. е. количеством избиратели, приходящихся на одного депутата. Но как раз в этой части Р. и. п. имеет серьезные проблемы. Например, при выборах депутатов ГД по одномандатным избирательным округам последние образуются с примерно равным числом избирателей в пределах одного субъекта РФ. Следовательно, уже допускается неравенство избирательных округов по численности избирателей в различных субъектах.
Кроме того, законодательство допускает в пределах избирательных округов по выборам в один и тот же представительный орган взаимное отклонение числа избирателей до 109с, в труднодоступных и отдаленных районах - до 15%. Поэтому в одном и том же субъекте один избирательный округ может иметь на 20% избирателей больше, чем другой избирательный округ. Естественно, для достижения победы это требует, соответственно, больших усилий от кандидатов в депутаты и их сторонников-избирателей.
Р. и. п. проявляется и в том, что при избрании каждого депутата одного и то же представительного органа требуются одинаковый процент участия избирателей в выборах, чтобы они считались состоявшимися, и один и тот же способ определения результатов выборов и победителя. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Р.и.п. гарантируется закреплением в законодательстве следующих требований: каждый избиратель имеет один голос, голоса избирателей равны; избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; все граждане обладают равными юридическими возможностями в реализации избирательных прав; образование равных по численности населения избирательных округов.
Гарантией Р.и.п. является предусмотренное законом требование равного представительства, согласно которому каждый депутат одного и того же представительного органа государственной власти должен избираться от равным количеством голосов избирателей. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 3 ст. 19) устанавливает, что при проведении выборов в РФ избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%. В избирательной практике встречаются случаи, как это было, в частности, в Оренбургской области, когда законодательством субъекта РФ предусматривалось проведение выборов в рамках единой избирательной кампании одновременно в одномандатных и многомандатных избирательных округах. В этом случае часть избирателей имеет по одному голосу, а часть - по несколько голосов (в зависимости от числа мандатов, распределяемых в округе). В неравные условия попадают не только избиратели, но и кандидаты. Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами избирательных прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, избирательное законодательство предусматривает использование ряда юридических механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования избирательных округов.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
принцип р.и.п. означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом, их голоса равны, так же как и возможности осуществления избирательного права.
Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в один избирательный список и голосует лишь один раз. В зависимости от вида выборов он может иметь один голос или два голоса. Например, на выборах в Государственную Думу избиратель имеет два голоса, т. е. получает на избирательном участке два избирательных бюллетеня. Один он использует по территориальному одномандатному избирательному округу; второй – по спискам кандидатов в депутаты, выдвинутым политическими партиями. Но эти два голоса имеет любой избиратель, в чем и проявляется р.и.п.
Принцип р.и.п. обеспечивается также равной или примерной равной численностью избирателей, приходящихся в округе на одного депутата. Обеспечить идеально равную численность избирателей по избирательным округам сложно. Но законодатель к этому стремится.
Так, согласно ст. 12 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где по одномандатным избирательным округам избирается половина депутатов, такие округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в РФ, на общее число одномандатных избирательных округов (225). После этого число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта РФ, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта РФ. Если у субъекта РФ число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства избирателей, ему выделяется один одномандатный избирательный округ. Оставшиеся распределяются между другими субъектами РФ по сложной процедуре, но говоря обобщенно – с учетом численности их избирателей.
При этом одномандатные избирательные округа образуются в соответствии со следующими требованиями: должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15 процентов; не допускается образование одномандатных избирательных округов из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте РФ; не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации; на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа; распределение одномандатных избирательных округов между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное равенство представительства в Государственной Думе избирателей от каждого субъекта РФ; в наименование одномандатного избирательного округа должно быть включено наименование соответствующего субъекта РФ. При образовании одномандатных избирательных округов учитываются границы муниципальных образований и населенных пунктов.
На других уровнях выборов в субъектах РФ один избирательный округ может иметь на 20 %, 30 % или даже до 40 % избирателей больше, чем другой избирательный округ. Естественно, это требует больших усилий от кандидатов в депутаты и его сторонниковизбирателей для достижения победы.
Р.и.п. проявляется и в том, что при избрании каждого депутатов одного и то же представительного органа требуется одинаковый процент участия в выборах избирателей, чтобы они считались состоявшимися, и применяется один и тот же способ определения результатов выборов и победителя.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
155.74 кб

Роль правовых позиций Конституционного Суда РФ в реализации принципа равного пассивного избирательно

Кузнецова Ольга Вячеславовна
Статья посвящена исследованию правовых позиций Конституционного Суда РФ в сфере обеспечения равных правовых условий реализации пассивного избирательного права. Приведены наиболее актуальные решения.
Читать PDF
325.40 кб

Правовые проблемы обеспечения равного доступа к средствам массовой информации во время избирательног

Мухачёв Игорь Владимирович, Андрианова Мария Александровна
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования предоставления кандидатам и иным участникам избирательного процесса равного доступа к средствам массовой информации.