РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Большой юридический словарь
Принцип Р.В. требует четкого разграничения компетенции трех основных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти должна ограничивать другие.
В то же время, принцип Р.В. предполагает единство государственного механизма, субсидиарность (взаимодополнительность) в отношениях ветвей власти.
Принцип Р.В. применяется и по отношению к взаимодействию центральной власти с региональной (местной) – «вертикальное» разделение властей.
Источник: Некоторые юридические термины
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти. Идея о разделении властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII века Ш. Монтескье. Впервые и наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через так называемую "систему сдержек и противовесов". Менее последовательно принцип разделения властей проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти. В РФ принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции 1993 г.
Значительное развитие теория Р.в. получила в средние века, в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Идеи теории Р.в. оказали большое влияние на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции, в Конституции США 1787 г.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет принцип Р.в. в качестве основы конституционного строя, согласно которой «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Содержание принципа разделения властей предполагает самостоятельное осуществление каждой ветвью власти своих функций и полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, исключение возможности концентрации власти у одной из ветвей, невмешательство органов государственной власти в полномочия друг друга, действие системы «сдержек и противовесов», обеспечение профессионализма государственного управления и осуществление общественного контроля за действиями государственных органов.
Принцип разделения властей не исключает единства и взаимодействия ветвей власти в процессе решения общих задач (обеспечение безопасности государства, стабильности конституционного строя, реализация прав и свобод человека и гражданина). Разрешение споров о компетенции между органами власти относится к полномочиям Конституционного Суда РФ.
Федеративный характер государственного устройства определяет особенности реализации принципа разделения властей в России − не только по горизонтали – между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, − но и по вертикали – между Федерацией и ее субъектами. Принцип разделения властей по вертикали предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды - Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.
Разделение властей предполагает разделение компетенции между органами государственной власти, что наряду с рационализацией государственного управления обеспечивает взаимный контроль органов власти. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий какой-то одной из властных структур (см. Система сдержек и противовесов).
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Значительное развитие теория Р.в. получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж. Локка(1632-1704) и французского философа-просветителя Ш. Монтескье (1689-1755). Законодательная власть (по Локку) верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти оказывают на нее активное воздействие. Обязательное условие нормального функционирования властей - законность. Локк считал, что нет таких идеальных государств, которые бы были полностью гарантированы от опасности перерождения в тиранию. Для предотвращения этого он наделяет угнетенный народ правом "воззвать к небесам". Это означает, что допускается возможность применения народом силы против несправедливой и незаконной власти. Суверенитет народа ставится гораздо выше суверенитета государства. Монтескье в широко известной работе "О духе законов" доводит теорию разделения властей до своего логического завершения. Особое значение им придается системе "сдержек и противовесов" властей.
Позднее теория Р.в. получила практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа". После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII в.; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.
Идеи теории Р.в. оказали огромное воздействие на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".
Принцип Р.в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г. Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.
Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX в., но теоретические обоснования необходимости реализации теории Р.в. можно найти уже в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина.
С установлением советской власти надежды сторонников теории Р.в. оказались похороненными на многие десятилетия. И в период "диктатуры пролетариата", и после провозглашения "общенародного государства" неизменным оставался постулат о полновластии Советов, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали вплоть до начала 90-х гг. Первым реальным шагом к введению в СССР системы Р.в. стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать эффективную систему Р.в. так и не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила явный перевес над законодательной. Тем не менее, именно в Конституции РФ принцип Р.в. получил окончательное закрепление в качестве основы конституционного строя, согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Теория Р.в. иногда также применяется относительно Р.в. между субъектами РФ и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории Р.в.- наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня) власти строго определенными полномочиями. Такое Р.в. называется "вертикальным".
Источник: Энциклопедия юриста
При внесении 21 апреля 1992 г. изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 г. был отражен принцип р.в. в обоих названных аспектах. Ст. 3 гласила, что система государственной власти в РФ основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничении предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и местным самоуправлением.
Действующая Конституция РФ 1993 г. отражает только первый аспект. Ее ст. 10 говорит о том, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Как известно, организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Один известен по истории нашего государства и может быть назван принципом верховенства представительных органов («верховенства Советов»). Суть его состоит в том, что на всех уровнях, а тем более на общегосударственном, представительные органы занимают главенствующее положение. А это значит, что, вопервых, они имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории, в том числе и независимо от того, какому органу этот вопрос отдан для постоянного разрешения. Вовторых, все другие государственные органы формируются представительными органами и подотчетны им. Так, высший представительный орган формирует правительство страны, может в любое время изменить его состав или переформировать полностью. Он вправе заслушать отчет правительства, предложить ему отменить свое решение либо при необходимости сам может отменить решение правительства. Хотя провозглашается независимость судей и их подчинение только закону, соответствующий представительный орган может заслушать отчет суда о том, как он осуществляет политику государства в части борьбы за укрепление законности (т. е. официально не вмешиваясь в функции правосудия), а также переформировать состав суда.
После Октябрьской революции 1917 г. и до 90х годов именно концепция верховенства представительных органов – Советов была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы. Фактически деятельность представительных органов, в том числе и высших (т. е. Союза ССР, республик) предопределялась компартией; и к тому же еще Советами правили исполнительные органы, формально образуемые ими. Но, тем не менее, по Конституции именно Советы обладали верховенством в государстве.
Другая модель основана на принципе р.в. Прежде всего, согласно ей, представительные органы какоголибо специального, провозглашенного в конституции, верховенства не имеют. Они не могут рассматривать любые вопросы компетенции государства, не вправе решать за другие органы (вместо их) те дела, которые отнесены по закону к ведению последних. Следовательно, представительные органы рассматривают и решают лишь вопросы, которые отданы в их ведение, т. е. на основе разделения полномочий между государственными органами, что и получило наименование р.в. и является исходным в данном принципе.
Разумеется, и при этой модели у представительных учреждений есть средства воздействия на другие органы, и прежде всего на исполнительные. Они вправе контролировать, как эти органы исполняют законы. Для этого у представительных органов могут быть средства воздействия – в том числе заслушивание отчетов и сообщений исполнительных органов, выражение им доверия (недоверия), приводящее к отставке последних. Однако, в свою очередь, и другие органы, т. е. и исполнительные, и судебные, имеют свои средства воздействия на представительные органы, предотвращающие принятие ими необоснованных решений или влекущие последующую их отмену. Итак, есть взаимное влияние этих органов друг на друга, получившее название «системы сдержек и противовесов», при которой они как бы уравновешивают друг друга.
Конечно, в каждой стране данная модель проявляется посвоему. Поэтому на вопрос «равны ли эти органы или какойлибо имеет преимущества перед другими, является все же главнее их» трудно дать однозначный ответ. Но в принципе следует исходить в данной модели из того, что и представительные, и исполнительные, и тем более судебные органы занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
При внесении 21 апреля 1992 г. изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. принцип Р. в. был отражен в обоих названных аспектах. Статья 3 гласила, что система государственной власти в РФ основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и местным самоуправлением.
Действующая Конституция РФ отражает только первый аспект. Статья 10 гласит, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Как известно, организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Один известен из истории нашего государства и может быть назван принципом верховенства представительных органов("верховенство Советов"). Суть его состоит в том, что на всех уровнях, а тем более - на общегосударственном, представительные органы занимают главенствующее положение. А это значит, что, во-первых, они имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории, в том числе и независимо от того, в чьей компетенции этот вопрос. Во-вторых, все другие государственные органы формируются представительными органами и подотчетны им. Так, высший представительный орган формирует правительство страны. Он может в любой момент изменить его состав или переформировать полностью, вправе заслушать отчет, предложить отменить решение либо при необходимости сам отменить решение правительства. Хотя провозглашена независимость судей и их подчинение только закону, соответствующий представительный орган, официально не вмешиваясь в функции правосудия, может заслушать отчет суда о том, как он осуществляет политику государства в части борьбы за укрепление законности, а может и переформировать его состав.
После Октябрьской революции 1917 г. до 90-х гг. именно концепция верховенства представительных органов - Советов - была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы. По действующим тогда Конституциям (СССР и РСФСР) именно Советы обладали верховенством в государстве. Фактически же деятельность представительных органов, в том числе и высших (Союза ССР, республик) предопределялась Коммунистической партией. К тому же Советами правили еще и исполнительные органы, формально образуемые ими.
Другая модель основана на принципе разделения властей. Согласно ему, представительные органы верховенства не имеют. Они не вправе принять к рассмотрению и решать любые вопросы и дела компетенции государства и других органов. Следовательно, представительные органы на основе разделения полномочий между государственными органами рассматривают и решают лишь те вопросы, которые отданы в их ведение.
Разумеется, и при этой модели у представительных органов есть средства воздействия на другие органы и прежде всего - на исполнительные. Они вправе контролировать, как исполнительные органы реализуют законы. Для этого у представительных органов есть определенные средства воздействия, в том числе - заслушивание отчетов и сообщений, выражение доверия или недоверия, приводящее к отставке. Однако, в свою очередь, исполнительные и судебные органы имеют свои средства воздействия на представительные органы, предотвращающие принятие ими необоснованных решений или приводящие к их последующей отмене. Итак, существует взаимное влияние этих органов друг на друга, получившее название "система сдержек и противовесов", при которой они как бы уравновешивают друг друга.
Конечно, в каждой стране данная модель работает по-своему. Поэтому на вопрос о равенстве представительных, исполнительных и судебных органов или верховенстве одних над другими трудно дать однозначный ответ. Но в принципе в данной модели следует исходить из того, что и представительные, и исполнительные, и тем более судебные органы занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других.
Итак, в Российской Федерации введение Р. в. прежде всего выразилось в том, что представительные органы утратили верховенствующие позиции, возможность рассматривать вопросы за исполнительные органы, подменять их, соединять в себе черты и тех, и других.
Однако, в свою очередь, не менее важно учитывать и то, что при Р. в. не может иметь места возвышение исполнительных органов за счет принижения роли представительных. Исполнительная власть, а также Президент РФ, стоящий по российской модели вне Р. в. и над всеми ветвями власти, не подменяют законодательную власть. В принципе исполнительная власть действует во исполнение актов законодательной власти - законов. Разумеется, исполнительная власть может оказывать влияние на деятельность законодательной власти, содержание законов. Это - вполне нормальная практика. Однако исполнительная власть не может взять на себя функции представительной власти. Из Конституции РФ не вытекает, в том числе, и того, что Президент РФ вправе посвящать свои акты вопросам, составляющим предмет законодательного регулирования. Если в этом изредка возникает необходимость, целесообразно, чтобы законодательная власть официально поручала (делегировала) этим органам нормативное регулирование общественных отношений, обычно регулируемых законами (так называемое делегированное законодательство). Однако это не должно носить массового и систематического характера, в противном случае подрывается принцип Р. в. В некоторых отношениях (выполнение законов, исполнение бюджета) исполнительная власть действует под контролем законодательной власти.
Судебная власть в системе Р. в. выполняет функции прямого правосудия не только по обращениям физических или юридических лиц. В некоторых случаях органы судебной власти оценивают акты законодательной и исполнительной власти, разрешают их споры. Своими решениями судебная власть способствует укреплению законности в деятельности других ветвей власти, вправе отменять (признавать утратившими силу) их незаконные (неконституционные) акты. (С. А.)
Основателями теории разделения властей принято называть английского философа Дж. Локка и французского просветителя Ш. Монтескье, которые в конце XVII в. в Англии и в середине XVIII в. во Франции разработали основные положения теории разделения властей.
Различные подходы этих двух философов к данной проблеме породили и разные концепции. Дж. Локк разделил публично-властные полномочия между разными органами. Соответствующие типы публично-властной деятельности располагались им в иерархическом порядке. Он разделял саму государственную власть на законодательную, исполнительную и федеративную власть.
В отличие от Дж. Локка Ш. Монтескье не дробил государственную власть, а структурно ее разделил на законодательную, исполнительную и судебную ветви, различая в каждом государстве только три вида власти. Разделение и взаимное сдерживание властей является, согласно Монтескье, главным условием обеспечения политической свободы применительно к государственному устройству.
Учения Локка и Монтескье о разделении власти на три ветви, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, а во-вторых, уравновешивать другие, оказали огромное влияние и на всеобщую государственно-правовую практику.
Разделение власти — не сущность государства, а его структура, форма взаимодействия элементов государственного механизма. Принцип разделения властей не противоречит единству государственной власти. Он не отрицает единства власти, но отрицает единовластие.
Единство власти, исходящее из принципа разделения властей, выражается, в следующем: во-первых, в участии всех государственных структур в осуществлении основных функций государства, т. е. наиболее общих направлений его деятельности. Иначе говоря, основные функции государство осуществляет всеми тремя ветвями власти, что предполагает их взаимодействие; во-вторых, в том, что принцип разделения властей разводит ветви власти не по содержанию их деятельности, а по ее формам — законодательство, управление, правосудие. Содержание их деятельности может и пересекаться, что при нечеткости правового регулирования, естественно, порождает споры о компетенции, полномочиях и т. д.
Смысл принципа разделения властей состоит в первую очередь не в разграничении функций (компетенций, полномочий), а в недопущении средоточия всей власти в одной из ветвей, установления ее единовластия. Разделение властей преследует и другую цель — определение функций, компетенций и полномочий каждой из ветвей власти и проведение их разграничения (не функций государства, а функций органов государственной власти). В ряде теорий предлагаются иные классификации видов власти в системе разделения властей, выделяются, в частности, контрольная, президентская, учредительная, избирательная ветви власти.
Некоторые из этих концепций нашли свое конституционное закрепление в ряде стран.
При организации власти в России на протяжении всей истории принцип разделения властей не использовался. Он отвергался самодержавной природой власти до Октябрьской революции 1917 г. и концепцией единства и полновластия Советов в советской модели организации государственной власти. Советская система организации власти, не признавая принципа разделения властей, в то же время основывалась на разделении функций, оставляя контрольные полномочия в отношении органов государственного управления за Советами. На конституционном уровне был закреплен принцип независимости суда и подчинения его только закону.
Введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета Российской Федерации повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России. Конституция РФ 1993 г. установила: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).
Если в ст. 10 Конституции Российской Федерации закреплен сам принцип разделения властей, то в следующей за ней ст. 11 Конституции Российской Федерации дан перечень органов государственной власти, осуществляющих разделение властей. Согласно Конституции РФ, государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды РФ (п. 1 ст. 11). В совокупности эти органы образуют основу конституционной системы органов Российского государства.
Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами; исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту; между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти; судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью; споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом РФ; конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.
Органы законодательной власти Российской Федерации включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т. е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы обладают исключительным правом на принятие законов. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, что служит гарантией широкого народного представительства. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов, издают большое количество организационнораспорядительных актов. Органы исполнительной власти в президентских республиках не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства).
Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Так, например, некоторые из них выходят напрямую на Президента РФ (Министерство обороны Российской Федерации и другие силовые органы), другие — на Председателя Правительства РФ.
Органы судебной власти включают федеральные суды и суды субъектов РФ. Цель этих органов — осуществление правосудия, применение законов и иных нормативных правовых актов.
Однако, как и в любом другом государстве, в Российской Федерации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В то же время эти органы действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Академия наук РФ.
Разделенные власти для осуществления своих функций должны строить взаимодействие на основах координации. Приведем примеры взаимного влияния ветвей власти друг на друга. Высший орган исполнительной власти — правительство Российской Федерации — является участником законодательного процесса. Во-первых, оно обладает правом законодательной инициативы и, следовательно, может внести проект закона в Государственную Думу, во-вторых, у него есть возможность влиять на законодательный процесс посредством выдачи заключений на проекты законов (ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации).
Конституционный суд РФ вправе объявить любой закон — полностью или частично — неконституционным, т. е. утратившим юридическую силу. Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами других основных властей. Федеральное Собрание РФ в свою очередь имеет конституционные рычаги воздействия на Правительство РФ и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность помогает поддерживать конституционный правопорядок.
Современное понимание разделения властей находит в законодательном закреплении следующих принципов: а) функционирование законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; б) равноправие всех ветвей власти, их самостоятельность и независимость друг от друга, но в рамках системы сдержек и противовесов; в) судебная власть должна быть наделена функциями конституционного контроля; г) разделение властей как между федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, так и между федеральными органами и органами государственной власти субъектов.
И. Н. Барциц
Список литературы
Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — 2-е изд. — М., 2000.
Автономов А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. — М., 1999.
Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: теория и современность // Научно-тематический обзор. — М., 1992.
Государственная политика и управление. — М., 2007.
Монтескье Ш. Избранные произведения. — М., 1955.
Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень. 1997.
Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. — М., 1995.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия