РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Рецепция римского права
заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв. Рецепция римского права привела к тому, что в одних странах римское право стало действующим, в других оказало значительное влияние на содержание национального гражданского права. Такая исключительная судьба римского частного права объясняется тем, что оно было наиболее совершенной формой права, основанной на частной собственности. См.: Римское право.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Рецепция римского права
заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв. Рецепция римского права привела к тому, что в одних странах римское право стало действующим, в других оказало значительное влияние на содержание национального гражданского права. Рецепция римского частного права, прежде всего, имела место в отношении принципов, институтов права собственности и договоров (например, принцип формального равенства в области частного права всех свободных лиц, признание основных имущественных прав за пилигримами, т.е. иностранцами, принцип свободы хозяйственного самоопределения и др.). Такая исключительная судьба римского частного права объясняется тем, что оно было наиболее совершенной формой права, основанной на частной собственности.

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

Рецепция римского права
процесс изучения и практического использования норм римского права в ряде стран Западной Европы. Рецепция римского права возникла в Италии в IX–X столетиях и достигла своего расцвета в XV–XVI вв. Интерес к римскому праву был обусловлен тем, что его положения, связанные с развитием простого товарного производства, могли применяться для формирующейся товарно-рыночной экономики. С появлением центров юридического образования (Болонья, Равенна) изучение римского права проникло в университеты. Учёныеглоссаторы (XI–XIII вв.) занимались толкованием отдельных терминов римского права. Постглоссаторы (XIII–XVI вв.), комментируя работы глоссаторов, стремились понять юридические нормы как единое целое, свести их к общим понятиям. С XVI столетия филологическая школа в изучении римского права обратилась к исправлению текстов от средневековых искажений. Историческая школа исследователей римского права приступила к изучению его истории.

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв. Р.р.п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других - значительно повлияло на содержание национального гражданского права. Такая исключительная роль римского частного права объясняется тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, основанного на частной собственности.
Распад феодальных производственных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений. Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных связей развивающегося товарного хозяйства. Крайне важно было также то, что оно выступало в качестве общего права для континентальной Западной Европы в противовес партикуляризму обычного права, имевшего значительные различия в отдельных феодальных землях и городах. Поэтому Р.р.п. создавала единую правовую основу для развития европейской торговли.
Вторая причина Р.р.п. заключалась в том, что короли, находя в этом праве государственно-правовые положения, обосновывавшие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в своей борьбе с церковью и с феодальными сеньорами.
Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом деле сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов-комментаторов римского права. Во Франции уже в XII-XIII вв. римское право преподавалось в университетах. Расцвет в его изучении приходится на XVI в., когда появилась так называемая "историческая школа", пытавшаяся давать объяснение отдельных институтов римского права на основе тех общих данных истории, которыми она могла располагать.
В Германии с усилением княжеской власти путем Р.р.п. осуществлялся процесс создания общего права. В XV- XVI вв. издаются учебники, справочники, юридические словари, способствовавшие распространению римского права. Германские императоры покровительствовали римскому праву, так как они настаивали на своей преемственности с римскими императорами и охотно применяли к себе все положения о власти последних. Таким образом, в XVI в. римское право сделалось основным источником норм права, особенно гражданского, во всех германских судах. Положения римского права играли роль общего для всех земель.
Р.р.п. в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента она в английское общее право не вошла, но оказала большое влияние на развитие юридических доктрин личного и вещного права, на правовой режим движимых вещей и т.п.
Многие нормы римского частного права были воспроизведены в ныне действующих гражданских кодексах, например во французском (1804) и германском (1896). Под влиянием западноевропейских стран идеи и принципы римского частного права в XIX в. были восприняты сначала правовой наукой, а затем и законодательством России.
В результате многовекового процесса Р.р.п. на всем Европейском континенте сформировалось относительно однородное правовое пространство, получившее название континентальной правовой системы.

Источник: Энциклопедия юриста

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
заимствование римского права (см.) рядом западноевропейских стран, начиная с 12 и особенно в 15–16 вв. Р. р. п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других оказало значительное воздействие на содержание национального гражданского права. Такая исключительная судьба римского частного права, сохранившая за ним значение в течение ряда веков, после того как рабовладельческий строй уступил место феодальному, а феодальный – капиталистическому, объясняется тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, покоящегося на частной собственности (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 14, стр. 104).
В институтах собственности, договора и других римское право четко формулировало отношения эксплуатации человека человеком. А так как при переходе от рабовладельческого общества к феодальному и от феодального к буржуазному сменялась одна форма эксплуатации трудящихся другой формой эксплуатации, но сама эксплуатация оставалась, то римское право оказалось пригодным и в этих последующих формах общества, основанного на эксплуатации.
Приблизительно в 11 в. складывавшиеся новые экономические отношения, развивавшаяся торговля стали нуждаться в такой правовой надстройке, которая облегчала бы торговый оборот и укрепляла правовое положение собственников, в том числе и купцов. Между тем право того времени не могло удовлетворить этой потребности: оно в основном сводилось к обычному праву, имевшему значительные различия в отдельных феодальных землях и городах, крайне дробному, неразвитому и недостаточно ясному. Содержание этих норм окутывало личность всевозможными ограничениями, ставило ее в зависимость и от местной феодальной власти, и от общины, и от рода и семьи. Между тем новые производственные отношения требовали более ясных твердых норм, действие которых не ограничивалось бы лишь одной феодальной территорией и которые не создавали бы препятствий для оборота, а, напротив, содействовали бы его развитию. Этой потребности и удовлетворяло римское право с его детальной разработкой всех существенных отношений простых товаровладельцев: купли и продажи, ссуды, займа, договорных и прочих обязательств. Получили удовлетворение от заимствования норм римского права и феодалы, стремившиеся закрепить принцип неограниченной частной собственности на землю.
Феодалы были заинтересованы в Р. р. п. и по той причине, что с помощью ученых юристов (легистов) находили в нормах римского права обоснование для закрепощения крестьян и увеличения феодальных повинностей. Римское право широко использовалось главами феодальных монархий для обоснования их притязаний на абсолютную власть.
Значительную роль в распространении и практическом применении норм римского права сыграли ле-гисты, стремившиеся в интересах укрепления единства государства и усиления королевской власти объединить право различных земель на единой основе римского права.
Особенно широкие размеры Р. р. п. приобрела с 15 в. в Германии. Р. р. п. не во всех государствах протекала одинаково, но всюду она оказала большое влияние на дальнейшее развитие права. В частности, многие нормы римского частного права были воспроизведены в буржуазных гражданских кодексах, напр., во французском (1804 г.) и германском (1896 г.).

Источник: Советский юридический словарь

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
от гесертло — обратное восприятие) — вторичное усвоение римского права в качестве действующего в Западной Европе в средние века и в Новое время. Римское право не прекратило своего существования после политического крушения Римской империи. В средние века варварские короли — в соответствии с принципом персональности права — издавали для римского населения специальные законодательные сборники, основанные на текстах римского права: эдикт Теодориха. C середины 5 в., кодекс Гундобада, ок. 500, кодекс Алариха, 506. Эти кодексы оставались в силе в Остготском, Бургундском и Вестготском королевствах до принятия новых кодексов. Так, в Испании кодекс Алариха был замещен новым вестготским кодексом в 7 в., тогда как в южной Франции, в Бургундии, где он вытеснил кодекс Гундобада, и даже в Германии после ее завоевания Карлом Великим, он оставался в силе до 12 в. В Италии действующим оставался Свод Юстиниана, привнесенный туда византийским завоеванием 555, хотя Дигесты Юстиниана были не под силу тогдашним юристам и на практике не применялись. В северной и центральной Италии с 567 действовало особое лангобардское право, тогда как римское право стало субсидиарным источником. Сохранению и распространению юридических знаний способствовали школы свободных искусств, в которых в курсе риторики изучалось и судебное красноречие. Знатоки права привлекали к себе слушателей со всей страны и из-за границы. Особенно знаменитыми были школы в Равенне, Павии и Орлеане. Знатоки проповедовали учение о правовой справедливости, выражением которой были и тексты римского права. Третьим фактором восприятия римского права была католическая церковь, которая во всех внутренних спорах применяла римское право, которое — в переработанном виде — и легло в основу права канонического. Новый этап усвоения римского правового наследия связан с именем Ирнерия и основанной им в 1088 в Болонье школой глоссаторов (от лат.— пояснение). Они сосредоточили внимание на изучении текстов Свода Юстиниана, особенно Дигест, пытаясь внести ясность в правовые вопросы современности, поставив на место произвольного толкования справедливости определенность писаного права; новый позитивистский принцип глоссаторов одержал победу. Стало ясно, что тексты юстиниановской кодификации позволяют дать ответы на самые сложные вопросы, представляя собой результат творческого поиска на неизмеримо более высоком уровне юридической подготовки. За глоссаторами утвердился такой авторитет, что в Болонью стали стекаться многочисленные студенты со всей Европы. Поддержка императорской власти, особенно судебный иммунитет, дарованный его профессуре в 1158, привели к оформлению школы в особое самоуправляющееся учреждение — университет. Знание римского права и университетское образование распространилось по Европе. Школа глоссаторов, выполнив задачу нового открытия текстов римского права, пришла в упадок. Последним крупным профессором в начале 13 в. был Адзо (Аго), или Аццо- не (А22опе), которого, по преданию, иногда слушали до 10 тыс. человек. Составление глосс завершилось в середине 13 в. с составлением ученым Аккурсием обобщающей Великой Глоссы. Образованные юристы — легисты — группировались вокруг королей, оказываясь на важнейших административных и судебных постах. Их познания влияли не только на судебные решения, но и проникали в королевские ордонансы, в городское и торговое право. Особенно сильным влияние римского права было в Священной Римской империи. Идея общеимперского права, продолжающего традиции Древнего Рима, была привлекательна не только с коммерческой и с культурной, но и с государственной точки зрения, позволяя императорской власти лишить феодалов важнейших привилегий. В 1495 учреждается общеимперский суд, в котором половина из 16 членов должна была состоять из ученых юристов, а римское право получало преимущество перед немецким. Другие суды организуются по этому образцу. Утверждается практика в спорных случаях направлять дело на заключение в университет. Римское право оказывается воспринятым в качестве действующего закона. Однако ни в Германии, ни тем более в других европейских странах оно не было рецепировано непосредственно, а получило значение источника права в том понимании, какое принято в юридической науке. Со второй половины 13 в. начинается философское познание римского права, логическое истолкование глоссы на основе схоластического метода. Это направление, представители которого называются обычно комментаторами, или постглоссаторами, началось в деятельности двух богословов: француза Якоба де Ра- ваниса и испанца Раймонда Луллия. Комментаторы стремились вывести из казуистики римского права общие положения, которые мыслились как универсальные, как позабытое в эпоху глоссаторов естественное право. При анализе конкретных норм или институтов решение выводилось из реконструированного естественного права, и с результатами дедукции согласовывались положения позитивного права (т.е. глоссы). Римское право в работах комментаторов было лучше ориентировано на практические потребности развивающегося оборота, и таким образом подготовлено к новой роли всеобщего частного права христианского мира. Новая система толкований была разработана итальянским профессором Бартоло (1314—57), сочинения которого получили силу закона, в т.ч. — в переводе— в Испании и в Португалии. Другим крупнейшим комментатором был ученик Бартоло Бальд (1327— 1400). На смену комментаторам пришли гуманисты, применившие к текстам римского права метод филологического и исторического толкования. Новые принципы изучения права были заложены тремя великими учеными: итальянцем Альциатом (1492—1550), французом Будеусом, или Гийомом Буде, (1467—1540) и немцем Ульрихом Цэзи (1461—1535). Их идеи были воплощены в деятельности известных французских романистов Куяция (Сшасшз, тасяиез Оцаз) и Юга Доно (1527—91). В комментариях Куяция многие тексты получили великолепное толкование. Донелл заложил начало систематическим сочинениям по праву. Усилия по реконструкции «чистого римского права» были продолжены знаменитой голландской школой «элегантной юриспруденции» 16—18 вв. Однако потребности эпохи заключались в развитии позитивистского метода. Во Франции 17—18 вв. возникло новое направление — пандектистика. Продолжая идеи Донелла, Жан Дома (1625—96) разработал на основе римского права систему французского права. Крупнейшим представителем догматического подхода к праву был Робер Жозеф Потье (1699—1772), чьи труды легли в основу Кодекса Наполеона (Гражданского кодекса) 1804. В Германии также постепенно утверждается ориентированная на практические потребности оборота трактовка юстиниановской кодификации (так называемая современная пантектистика). Крупнейшими представителями этого направления были Иоганнес Бруннеманн (1608—72), Иоганнес Шильтер (1632— 1705) и др. Несмотря на значительное влияние гуманистической школы, школы естественного права, а затем — исторической школы права, основное развитие гражданского права, которое впоследствии воплотилось в Германском Гражданском Уложении 1900, определила школа пандектов: Христиана Фридриха фон Глюка (1755—1831), Карла Людвига Арндса (1803-78), Эдуарда Бекинга (1802-70), Бернхардта Виндшайда (1817—92), Генриха Дернбурга (1829— 1907) и др. Влияние пандектистики в разработке Германского гражданского уложения выразилось уже в том, что первый проект 1888, который критиковался за излишнюю романистичность, был назван в литературе еег кЫпе «Утс18сЬе1е как популярный учебник пандектного права. Хотя окончательный вариант был выдержан в более германистическом духе, Германское гражданское уложение остается в рамках учения пан- дектистов. Сходным образом, заметно модернизированное римское право легло в основу Итальянского гражданского кодекса 1874, в новом же Кодексе 1942 многие институты получили трактовку, более приближенную к римскому классическому праву. Гражданские и торговые кодексы континентальной системы, положив конец рецепции римского права в собственном смысле слова, стали выражением окончательного усвоения начал римского права современностью.

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
321.50 кб

К вопросу о рецепции римского права в Европе

Микерин А.А.
В статье рассматриваются основные вехи истории римского права в западной Европе в средние века и в новое время.
Читать PDF
2.24 мб

Рецепция римского права и становление публично-правовой сферы в системе романо-германского права

Байтеева М. В.
В данной статье автор рассматривает основные этапы и характер влияния римского права на становление и развитие публичной сферы в континентальной системе права Европы.
Читать PDF
173.60 кб

РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАЧАЛ БАЛТИЙСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Зейналов Р.Г.
Предметом исследования статьи является рассмотрение рецепции римского права на территориях Остзейского края.
Читать PDF
358.00 кб

Современные тенденции рецепции римского права в свете решения проблем концептуального переосмысления

Парамузова О. Г.
В статье исследуются актуальные вопросы современной международно-правовой науки и международной правоприменительной практики.
Читать PDF
245.54 кб

Рецепция римского права в формировании прерогатив королевского помилования во Франции (XIII-XV вв. )

Польская Светлана Анатольевна