СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Систематизация законодательства
целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
Систематизация законодательства
целенаправленная деятельность уполномоченных органов и иных заинтересованных субъектов по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Систематизация законодательства (систематизация права)
процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их
содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно-правовой материал, различают инкорпорацию (консолидацию) и кодификацию.
содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно-правовой материал, различают инкорпорацию (консолидацию) и кодификацию.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
в соответствии со ст. 1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под систематизацией законодательства понимается деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативно – правовых актов, приведение их в стройную и согласованную систему. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных правовых актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных правовых актов.
В понятие «С.з.» включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных правовых актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.
В понятие «С.з.» включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных правовых актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Систематизация законодательства
официальная деятельность государственных органов и профессиональная деятельность других организаций, коллективов и лиц, связанная с расположением по заранее определенным принципам нормативно-правовых актов, приведением их во внутренне согласованную систему. Различают официальную и неофициальную систематизацию законодательства. Официальная систематизация законодательства осуществляется в форме кодификации нормативно-правовых актов, предполагающей коренной пересмотр и унификацию действующего нормативного материала в определенной области регулирования общественных отношений и создание нового единого нормативного акта (например, Земельный кодекс), а также в форме инкорпорации, состоящей в объединении разнообразных действующих нормативных актов по предметному, хронологическому, алфавитному и другим признакам в сборники, собрания. Происходит в этом случае лишь внешняя обработка нормативных актов при неизменности их содержания (например, собрания законодательства). Особым видом систематизации является консолидация законодательства, в процессе осуществления которой разнопорядковые нормативные акты объединяются в едином новом акте. Этот вид считается приближением к кодификации. Неофициальная систематизация законодательства осуществляется научными учреждениями, коллективами, лицами и только в форме инкорпорации (например, внесение в действующий нормативно-правовой акт всех последующих дополнений и изменений).
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
деятельность государственных органов, должностных лиц или граждан, направленная на упорядочение и дальнейшее совершенствование действующих нормативно-правовых актов и правовых норм. В процессе С. з. устраняются противоречия между ними, отменяются или изменяются устаревшие акты и нормы, создаются новые, сводные, более совершенные акты в виде кодексов собраний законодательства, положений и других систематизированных актов. В отечественной и зарубежной науке и практике выделяют две основные формы С. з.: кодификацию и инкорпорацию.
Кодификация представляет собой деятельность законодательных органов государства по созданию нового, сводного закона на основе глубокой и всесторонней переработки ранее действовавших, но устаревших законов, внесения в них существенных изменений. В процессе кодификации наряду с внесением изменений в действующие, но не утратившие своего значения нормативные акты, в проект вновь создаваемого сводного закона включаются также и новые нормы. Они придают качественно иной характер как создаваемому нормативному акту, так и процессу регулирования с помощью норм, содержащихся в данном акте, общественных отношений. Кодификация является наиболее сложной и вместе с тем наиболее совершенной формой, имеющей законодательный характер. Она может осуществляться только уполномоченными на то законодательными органами. Результатом кодификации является нормативно-правовой акт.
Инкорпорацией является обработка действующих нормативно-правовых актов с целью их последующего объединения в сборники, собрания законодательства и пр.В процессе проведения инкорпорации не допускается какое бы то ни было изменение сущности или содержания инкорпорируемых актов. Существует официальная инкорпорация, которая проводится компетентными государственными органами. Результатом ее являются подготовка и издание сборников действующих нормативно-правовых актов, имеющих официальный характер (на них допускается ссылка в процессе правотворчества и правоприменения). Неофициальная инкорпорация осуществляется различными негосударственными органами и организациями, отдельными лицами или группами людей без какого-либо уполномочения со стороны правотворческих органов. Результатом могут быть сборники законодательных актов, справочники и пр. (М. М.)
Кодификация представляет собой деятельность законодательных органов государства по созданию нового, сводного закона на основе глубокой и всесторонней переработки ранее действовавших, но устаревших законов, внесения в них существенных изменений. В процессе кодификации наряду с внесением изменений в действующие, но не утратившие своего значения нормативные акты, в проект вновь создаваемого сводного закона включаются также и новые нормы. Они придают качественно иной характер как создаваемому нормативному акту, так и процессу регулирования с помощью норм, содержащихся в данном акте, общественных отношений. Кодификация является наиболее сложной и вместе с тем наиболее совершенной формой, имеющей законодательный характер. Она может осуществляться только уполномоченными на то законодательными органами. Результатом кодификации является нормативно-правовой акт.
Инкорпорацией является обработка действующих нормативно-правовых актов с целью их последующего объединения в сборники, собрания законодательства и пр.В процессе проведения инкорпорации не допускается какое бы то ни было изменение сущности или содержания инкорпорируемых актов. Существует официальная инкорпорация, которая проводится компетентными государственными органами. Результатом ее являются подготовка и издание сборников действующих нормативно-правовых актов, имеющих официальный характер (на них допускается ссылка в процессе правотворчества и правоприменения). Неофициальная инкорпорация осуществляется различными негосударственными органами и организациями, отдельными лицами или группами людей без какого-либо уполномочения со стороны правотворческих органов. Результатом могут быть сборники законодательных актов, справочники и пр. (М. М.)
Систематизация законодательства
это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).
Источник: Большой юридический словарь
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
деятельность по совершенствованию и приведению действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему. Для современных государств характерно значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Законодательство все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства.
С.з. необходима для развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. С.з. обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. С.з. - необходимая предпосылка повышения уровня юридической культуры общества, обучения студентов.
В понятие "С.з." включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.
Под учетом нормативных актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет, как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).
Наиболее простой вид учета законодательства - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При алфавитно-предметной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли (см. Отрасль права), подотрасли и юридические институты.
Другая, более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание разного ряда системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.
На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо его полный текст, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.). Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.
Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.
Все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения компьютерной техники и новейших достижений информатики.
Иногда понятие С.з. имеет более узкий смысл, а именно инкорпорация законодательства в форме издания собраний законодательства, а также деятельность судебных и иных правоохранительных органов по текущему учету действующих нормативных актов.
С.з. необходима для развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. С.з. обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. С.з. - необходимая предпосылка повышения уровня юридической культуры общества, обучения студентов.
В понятие "С.з." включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.
Под учетом нормативных актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет, как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).
Наиболее простой вид учета законодательства - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При алфавитно-предметной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли (см. Отрасль права), подотрасли и юридические институты.
Другая, более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание разного ряда системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.
На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо его полный текст, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.). Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.
Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.
Все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения компьютерной техники и новейших достижений информатики.
Иногда понятие С.з. имеет более узкий смысл, а именно инкорпорация законодательства в форме издания собраний законодательства, а также деятельность судебных и иных правоохранительных органов по текущему учету действующих нормативных актов.
Источник: Энциклопедия юриста