СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Систематизация законодательства
целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Систематизация законодательства
целенаправленная деятельность уполномоченных органов и иных заинтересованных субъектов по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Систематизация законодательства (систематизация права)
процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их
содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно-правовой материал, различают инкорпорацию (консолидацию) и кодификацию.

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
в соответствии со ст. 1 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под систематизацией законодательства понимается деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативно – правовых актов, приведение их в стройную и согласованную систему. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных правовых актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных правовых актов.
В понятие «С.з.» включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных правовых актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Систематизация законодательства
официальная деятельность государственных органов и профессиональная деятельность других организаций, коллективов и лиц, связанная с расположением по заранее определенным принципам нормативно-правовых актов, приведением их во внутренне согласованную систему. Различают официальную и неофициальную систематизацию законодательства. Официальная систематизация законодательства осуществляется в форме кодификации нормативно-правовых актов, предполагающей коренной пересмотр и унификацию действующего нормативного материала в определенной области регулирования общественных отношений и создание нового единого нормативного акта (например, Земельный кодекс), а также в форме инкорпорации, состоящей в объединении разнообразных действующих нормативных актов по предметному, хронологическому, алфавитному и другим признакам в сборники, собрания. Происходит в этом случае лишь внешняя обработка нормативных актов при неизменности их содержания (например, собрания законодательства). Особым видом систематизации является консолидация законодательства, в процессе осуществления которой разнопорядковые нормативные акты объединяются в едином новом акте. Этот вид считается приближением к кодификации. Неофициальная систематизация законодательства осуществляется научными учреждениями, коллективами, лицами и только в форме инкорпорации (например, внесение в действующий нормативно-правовой акт всех последующих дополнений и изменений).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
деятельность государственных органов, должностных лиц или граждан, направленная на упорядочение и дальнейшее совершенствование действующих нормативно-правовых актов и правовых норм. В процессе С. з. устраняются противоречия между ними, отменяются или изменяются устаревшие акты и нормы, создаются новые, сводные, более совершенные акты в виде кодексов собраний законодательства, положений и других систематизированных актов. В отечественной и зарубежной науке и практике выделяют две основные формы С. з.: кодификацию и инкорпорацию.
Кодификация представляет собой деятельность законодательных органов государства по созданию нового, сводного закона на основе глубокой и всесторонней переработки ранее действовавших, но устаревших законов, внесения в них существенных изменений. В процессе кодификации наряду с внесением изменений в действующие, но не утратившие своего значения нормативные акты, в проект вновь создаваемого сводного закона включаются также и новые нормы. Они придают качественно иной характер как создаваемому нормативному акту, так и процессу регулирования с помощью норм, содержащихся в данном акте, общественных отношений. Кодификация является наиболее сложной и вместе с тем наиболее совершенной формой, имеющей законодательный характер. Она может осуществляться только уполномоченными на то законодательными органами. Результатом кодификации является нормативно-правовой акт.
Инкорпорацией является обработка действующих нормативно-правовых актов с целью их последующего объединения в сборники, собрания законодательства и пр.В процессе проведения инкорпорации не допускается какое бы то ни было изменение сущности или содержания инкорпорируемых актов. Существует официальная инкорпорация, которая проводится компетентными государственными органами. Результатом ее являются подготовка и издание сборников действующих нормативно-правовых актов, имеющих официальный характер (на них допускается ссылка в процессе правотворчества и правоприменения). Неофициальная инкорпорация осуществляется различными негосударственными органами и организациями, отдельными лицами или группами людей без какого-либо уполномочения со стороны правотворческих органов. Результатом могут быть сборники законодательных актов, справочники и пр. (М. М.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Систематизация законодательства
это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации:
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел;
2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Источник: Большой юридический словарь

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
деятельность по совершенствованию и приведению действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему. Для современных государств характерно значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Законодательство все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства.
С.з. необходима для развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. С.з. обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. С.з. - необходимая предпосылка повышения уровня юридической культуры общества, обучения студентов.
В понятие "С.з." включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.
Под учетом нормативных актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет, как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).
Наиболее простой вид учета законодательства - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При алфавитно-предметной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли (см. Отрасль права), подотрасли и юридические институты.
Другая, более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание разного ряда системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.
На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо его полный текст, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.). Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.
Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.
Все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения компьютерной техники и новейших достижений информатики.
Иногда понятие С.з. имеет более узкий смысл, а именно инкорпорация законодательства в форме издания собраний законодательства, а также деятельность судебных и иных правоохранительных органов по текущему учету действующих нормативных актов.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
508.86 кб

ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Набиева Асия Сабетпековна
В статье говорится о формах систематизации законодательства Республики Казахстан.
Читать PDF
1.52 мб

Эссенция систематизации законодательства

Голубева Л.А.
Автором сформулировано понятие систематизации законодательства и выделены критерии различия признаков системности права и системности законодательства.
Читать PDF
198.71 кб

Систематизация законодательства в Германии

Гавашели Тамара Валерьевна
Проблемы систематизации существуют в правовых системах, относящихся к различным типам. Сравнительный анализ показывает, что их решение касается не только законодательной техники, но и сущностных вопросов права.
Читать PDF
77.84 кб

Систематизация отечественного законодательства

Иванникова Ольга Ивановна
Рассматриваются вопросы систематизации законодательства, ее цели и виды, а также некоторые ее проблемы.
Читать PDF
206.05 кб

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ж. Д. Бусурманов
Автор статьи, анализируя современное состояние работы государственных органов по систематизации законодательства, формулирует проблемы, тормозящие указанный процесс.
Читать PDF
641.92 кб

Кодификация и систематизация законодательства США

Володченко Виктория Сергеевна, Ланцова Дарья Сергеевна, Ивлев Олег Юрьевич, Метельницкая Татьяна Алексеевна, Бышок Ксения Александровна, Романов Эдуард Викторович
В данной статье рассказывается история кодификации и систематизации законодательства США. Также описываются их сущность и особенности.
Читать PDF
330.67 кб

О систематизации административного законодательства

Мельниченко Василий Владимирович
Рассмотрена проблема систематизации административного законодательства, охарактеризованы ее способы и методы. Особое внимание уделено необходимости систематизации мер административного принуждения, в частности пресекательных мер.
Читать PDF
223.69 кб

Проблемы систематизации миграционного законодательства

Андриченко Людмила Васильевна
В России сформирован обширный массив правовых актов, задействованных в регламентации миграционных отношений, что дает основание для признания самостоятельной отрасли российского миграционного законодательства.
Читать PDF
272.98 кб

Научные основы систематизации аграрного законодательства

Жушман В. П., Савельева Е. Н.
В статье анализируются проблемы систематизации законодательства как способа повышения эффективности правового регулирования аграрных отношений в Украине.
Читать PDF
397.04 кб

Особенности систематизации американского законодательства

Петрова Екатерина Алексеевна
Рассмотрены особенности систематизации одного из источников американского права статутного права.
Читать PDF
1.25 мб

Итоги систематизации военного законодательства при Николае I

Янчев Александр Сергеевич
Освещены вопросы, связанные с деятельностью властных структур и исторических персоналий российского государства по упорядочению военного законодательства в первой половине XIX века и выделением его в отрасль права.
Читать PDF
163.90 кб

Аризонская модель систематизации спортивного законодательства

Соловьев Андрей Александрович
Статья посвящена анализу модели систематизации законодательства о спорте, реализованной в штате Аризона (США).
Читать PDF
174.29 кб

Значение и роль принципов законодательства в его систематизации

Калинин Петр Андреевич
В статье на основе анализа российского законодательства и мнений отдельных ученых раскрывается понятие такого правового явления, как систематизация законодательства.
Читать PDF
173.59 кб

Систематизация законодательства: тенденции на современном этапе

Другов Ян Александрович
На сегодняшний день продолжает приниматься достаточно большое количество нормативных правовых актов как на федеральном, так и региональном уровнях, сложившаяся ситуация создает трудности в ходе правоприменения норм права, содержащ
Читать PDF
278.01 кб

Проблемы систематизации информационного права и законодательства

Коваленко Л. П.
В статье уточняются понятия «систематизация информационного права» и «систематизация законодательства», определяются система и структура законодательства в информационной сфере Украины, вносятся предложения, касающиеся усовершенст

Похожие термины:

  • Внешняя систематизация законодательства

    упорядочение имеющегося нормативно-правового материала по определенным разделам с целью удобства пользования им на практике. — См. также: «Систематизация нормативно-правовых актов», «Свод Юсти
  • Частные систематизации римского законодательства

    попытки приведения римского права и законодательства в определенную систему, которые при отсутствии официальных признавались целесообразными и считались наиболее полными собраниями нормативн