лат. casus – случай) – в гражданском праве событие, не вызванное чьим-либо умыслом или неосторожностью. Как правило, за наступление такого события никто не может быть признан ответственным, поскольку отсутствует виновное действие (бездействие) – см. Вина.
С. делится на простой и квалифицированный (см. Непреодолимая сила). Иногда закон допускает ответственность и за случайно причиненный ущерб, но это расширение ответственности носит характер исключения из общего правила и применяется лишь при наличии специальных к тому оснований. Напр., такая расширенная ответственность установлена в ст. 404 ГК, согласно к-.рой лица и предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, освобождаются от ответственности за причиненный вред только тогда, когда он причинен действием непреодолимой силы, либо вызван умыслом или грубой небрежностью самого потерпевшего. Следовательно, эти предприятия отвечают за вред, причиненный действием простого (неквалифицированного) С.
Если исполнение договорного обязательства стало невозможным вследствие случайно наступившего обстоятельства, то за неисполнение этого обязательства должник не отвечает, и обязательство в этом случае прекращается (ст. ст. 118, 129 ГК). Но и в области договорных обязательств ответственность может быть расширена, за исключением договоров между социалистическими организациями. Во-первых, в самом договоре стороны могут обусловить ответственность и за случайно наступившую невозможность исполнения. В этом случае стороны при заключении договора сознательно принимают на себя риск случайного неисполнения. Во-вторых, в законе для некоторых обязательств устанавливается ответственность, выходящая за пределы вины, т. е. ответственность за С. Так, в обязательстве по ж.-д. перевозке установлена повышенная ответственность перевозчика. Последний освобождается от ответственности только за такое неисполнение (за утрату или повреждение перевозкой груза), которое произошло вследствие стихийных явлений (ст. 68 Устава железных дорог СССР – СЗ 1935 г. №9, ст. 73). Следовательно, перевозчик отвечает не только за виновное причинение ущерба, но и за случайное. Еще более повышена ответственность воздушного транспорта. Воздушно-транспортное предприятие несет ответственность за утрату или повреждение груза, происшедшие во время полета, даже в том случае, если гибель или повреждение были вызваны стихийными бедствиями (ст. 78 Воздушного кодекса – СЗ 1935 г. № 43, ст. 359).
В уголовном праве – такое стечение обстоятельств, при котором вредные последствия наступают без вины лица. При С. лицо не предвидит этих последствий и по обстоятельствам дела не могло или не должно было их предвидеть (напр., шофер, ведя машину с дозволенной скоростью, наезжает на неожиданно выбежавшего из ворот человека, не будучи в состоянии ни предвидеть этого, ни своевременно затормозить машину). С. исключает уголовную ответственность.