СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА
одно из основных направлений в науке уголовного права, возникло в конце XIX - начале XX в. Ведущими теоретиками С. ш. у. п. были германский криминалист Ф. Лист, бельгийский - А. Принс и голландский - Ж. Ван Гамель. При разнообразии подходов общим положением С. ш. у. п. было учение о "факторах преступности", согласно которому преступность есть результат взаимодействия трех групп факторов: индивидуальных (данные и психические свойства личности, возраст, пол, семейное положение и др.), физических (географические, климатические и почвенные условия, времена года и т. п.) и социальных (принадлежность к той или иной социальной группе, род занятий, условия жизни и т. д.). Важнейшее место в учении С. ш. у. п. занимал также тезис о лицах, находящихся в "опасном состоянии" (см. "Опасного состояния" теория). Сторонники С. ш. у. п. призывали к пересмотру всех классических институтов уголовного права и процесса, требовали перенести центр тяжести уголовной репрессии с "деяния" на "деятеля", считая, что основания и пределы уголовной ответственности должны определяться не характером и тяжестью содеянного, а тем, каково состояние личности "настоящего" или "будущего" преступника. Традиционную систему уголовных наказаний "социологи" предлагали заменить или дополнить системой мер безопасности.

Источник: Большой юридический словарь

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА
одно из направлений в уголовно-правовой науке, пришедшее на смену антропологической школе уголовного права. Ее ведущими теоретиками явились немецкий криминалист Ф. Лист, бельгийский — Принс, голландский — Ван Гамель. В России большим влиянием пользовался представитель социологического направления — И.Я. Фойницкий. Основой социологического направления явилась так называемая т е о р и я ф а к т о р о в преступности. Обычно выделяются три группы факторов: а) социально- экономические (безработица, нищета, проституция); б) физические или космические (время года, суток, климат, состояние погоды); в) индивидуальные или биологические (пол, возраст, темперамент, психофизические особенности преступника и т.д.). Социологическая школа выдвинула теорию «опасного состояния личности», в соответствии с которой в обществе есть люди, образ жизни которых или их физические или психические особенности опасны для общества. Эта опасность может быть и не связана с совершением конкретного преступления. Поэтому в целях защиты общества «социологи» предполагали наряду с наказанием за совершение преступления применять меры безопасности, независимо оттого, совершило ли лицо — носитель «опасного состояния» конкретное преступление или нет. Теория «опасного состояния» — одно из самых реакционных изобретений социологической школы. Замена наказания мерами безопасности на деле означает отрицание основных институтов уголовного права, игнорирование принципа ответственности за вину в совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния. Идеи социологической школы нашли свое отражение, например, в итальянском Уголовном кодексе 1931, принятом во времена господства в стране фашистского режима. Прижились они и в советском уголовном законодательстве 20—30-х гг. Вместе с тем к оценке социологического направления нельзя подходить лишь с критических позиций. Именно эта школа дала в руки юристов-ученых очень действенный инструмент научного исследования преступника, преступления и преступности — статистические и социологические методы исследования этих явлений, без которых наука уголовного права стала бы безжизненно-догматической, а криминология не могла бы и родиться. А.В. Наумов

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама