СОГЛАШЕНИЯ О ПООЩРЕНИИ И ВЗАИМНОЙ ЗАЩИТЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ

Найдено 1 определение
СОГЛАШЕНИЯ О ПООЩРЕНИИ И ВЗАИМНОЙ ЗАЩИТЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ
международные двусторонние договоры, заключаемые с целью поощрения взаимного осуществления капиталовложений путем создания благоприятного инвестиционного климата, а также гарантий по защите таких капиталовложений от возможных рисков. В практике международных организаций и отдельных стран (например США) распространена разработка типовых (модельных) соглашений, которые не только облегчают ведение переговоров с другими государствами, но и позволяют обеспечить единообразие их содержания. По этому пути пошла и Россия. Правительство РФ одобрило в 1992 Типовой проект такого соглашения. Для России действуют соглашения с Финляндией (1989), Бельгией и Люксембургом (1989), Великобританией (1989), ФРГ (1989) , Францией (1989), Нидерландами (1989), Канадой (1989), Италией (1989), Австрией (1990), КНР (1990) , Испанией (1990), Швецией (1990), Турцией (1990), Кореей (1990), Болгарией (1993), Словакией 1014 (1993), Грецией (1993), Норвегией (1994) и др. П о д а н ным на 1 января 2000 было заключено более 50 соглашений, из которых 35 — ратифицированы. Основные положения договоров о взаимной защите инвестиций похожи и соответствуют международной практике заключения инвестиционных соглашений. При их разработке Советский Союз, а затем Россия и другие государства СНГ учитывали опыт других государств, касающийся содействия осуществлению и защите капиталовложений. Однако имеются и различия, отражающие как компромиссный характер переговоров, так и особенности подхода различных стран к инвестиционному сотрудничеству. Наряду с определением понятия инвестиций обычно эти соглашения включают четыре основных обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся стороны обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности, обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности, предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов. Государство соглашается также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже. Благодаря такому соглашению каждое из заключивших его государств получает возможность для обеспечения реализации прав своих граждан в другой стране. Для иностранного инвестора из любой страны, несомненно несущего определенный риск, принципиально важно, чтобы принимающее государство предоставляло надлежащую защиту и обеспечивало безопасность его капиталовложений в этой стране. Наличие таких гарантий не только во внутреннем законодательстве, но и в международном соглашении рассматривается как стремление принимающего государства обеспечить максимальную сохранность иностранной собственности и не принимать мер по ее принудительному изъятию. Создание договорного регулирования дает определенную гарантию применения предусмотренного соглашением режима для инвестиций вне зависимости от того, какие изменения, в т.ч. и законодательные, могут иметь место в стране-партнере по договору в будущем. Все соглашения предусматривают правила о порядке разрешения споров между странами, заключившими такой международный договор, относительно его толкования и применения. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры по таким вопросам должны по возможности разрешаться путем переговоров. Если таким образом спор не урегулирован, то по требованию одной из сторон он будет передан на рассмотрение третейского суда. Договоры с Кореей и Турцией, например, предусматривают, что спор передается в третейский суд, если он не будет разрешен путем переговоров по дипломатическим каналам в течение 6 м е сяцев. Третейский суд создается для каждого конкретного случая. Он состоит из трех членов и формируется следующим образом. Каждая сторона назначает по одному члену третейского суда, и оба члена договариваются о кандидатуре гражданина третьего государства в качестве председателя суда. Если в течение определенного срока (2 месяца для члена суда и 3 месяца для председателя третейского суда) они не будут выбраны, то они назначаются председателем Международного суда ООН (ст. 9 договора с ФРГ, ст. 10 договора с Кореей, ст. 7 договора с Турцией). Лит.: Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России / / Сб. нормативных актов и документов. М., 1995. М.М. Богуславский

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама