СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Найдено 1 определение
СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (СМИД)
международный орган пяти великих держав (СССР, Китая, США, Англии и Франции), учрежденный Потсдамской конференцией (см.) для проведения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию и для обсуждения других вопросов, которые по соглашению между участвующими в Совете правительствами могут время от времени передаваться Совету.
Решения СМИД принимаются на основе единогласия всех участвующих в его работе членов СМИД и имеют силу международных соглашений.
Обычным местом заседания СМИД должен быть Лондон, где постоянно находится объединенный секретариат, созданный Советом. Каждого члена СМИД сопровождает заместитель высокого ранга, должным образом уполномоченный вести работу в отсутствие своего министра. По общему соглашению заседания СМИД происходят и в других столицах. Членами СМИД, как указывает его название, являются министры иностранных дел пяти держав, однако состав СМИД –переменный: члены СМИД участвуют в его работе лишь тогда, когда рассматриваются вопросы, прямо их касающиеся. Так, напр., при рассмотрении вопросов о подготовке мирных договоров с тем или другим бывшим союзником гитлеровской Германии в работах Совета участвовали лишь те члены, которые подписали условия перемирия с данной страной; по вопросу о Финляндии – лишь СССР и Англия, по вопросу о Румынии, Венгрии и Болгарии – лишь СССР, Англия и США, и т. д. Когда СМИД рассматривает вопрос, в котором непосредственно заинтересовано государство, не представленное в нем, он должен пригласить представителей этого государства для участия в обсуждении и изучении этого вопроса. СМИД имеет право созывать официальные конференции государств, наиболее заинтересованных в разрешении той или иной проблемы; им была созвана и проведена Парижская мирная конференция 1946 г.
Обвинения СМИД в «недемократичяости» совершенно несостоятельны, так как когда державы, вынесшие главную тяжесть войны, действуют совместно, принимая согласованные решения, то это отвечает интересам поддержания и обеспечения демократического мира и не может не выражать волю большинства демократических стран.
Главной принципиальной основой работы СМИД в области мирного урегулирования после второй мировой войны являются решения Ялтинской и Потсдамской конференций руководителей великих держав. Оставаясь на базе этих решений, СМИД может способствовать делу поддержания мира и безопасности, а его работа может быть плодотворной. Советское правительство неизменно стоит на этой точке зрения и добивается того же от других членов СМИД. Благодаря принципиальной позиции СССР, СМИД в основном успешно выполнил возложенную на него задачу составления окончательных текстов мирных договоров с Италией, Финляндией, Венгрией, Болгарией и Румынией.
Встав на путь противопоставления государств с различными системами и отказа от сотрудничества с СССР три члена СМИД – США, Англия и Франция – срывают работу этого важного международного органа. Отказ этих держав от выполнения Потсдамских решений привел к тому, что три сессии СМИД (две в 1947 г. и одна в 1949 г.), посвященные вопросам мирного урегулирования с Германией и Австрией, не привели к выработке согласованных решений. США, Англия и Франция сорвали предварительное совещание заместителей министров иностранных дел (1951 г.), которое должно было выработать согласованную повестку дня для очередной сессии СМИД. Проводя политику фактической ликвидации СМИД, империалистические государства стремятся решать относящиеся к его компетенции вопросы в других органах, где они имеют обеспеченное большинство. Так, в нарушение ст. 107 Устава ООН и соглашения о создании СМИД они включили в повестку дня Совета Безопасности ООН т. н. «Берлинский вопрос» (1948 г.). Ряд вопросов мирного урегулирования с Германией был неправомерно решен ими на незаконных сепаратных совещаниях без участия СССР (напр., Лондонское совещание 1948 г., Нью-Йоркское совещание 1950 г.). СМИД был совершенно отстранен от подготовки мирного договора с Японией, незаконно принятого под диктат США конференцией в Сан-Франциско в 1951 г. Выдвинув проект т. н. «сокращенного договора» с Австрией, западные державы сорвали работу совещания заместителей министров иностранных дел, подготовившего почти полностью проект государственного договора с Австрией.
Встав на путь диктата в международных отношениях, США стремятся ликвидировать СМИД, который создан как раз для того, чтобы вопросы решались не в порядке диктата какого-либо государства, а в порядке выработки совместных решений и мероприятий.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама