Суфизм

Найдено 1 определение
Суфизм
(от араб. суфи, букв. – носящие шерстяные одежды (суф – шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда – власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. – мудрец), мистическое течение в исламе (как шиизме, так и сунизме), зародившиеся в VIII в. на территории современного Ирака и Сирии. В разные эпохи суфизм был распространён от северозападной Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для суфизма характерны следующие черты: сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой; учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистическую любовь к познанию бога и к конечному слиянию с ним; значительная роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умерщвление плоти» мурида по указаниям старца. Основы учения суфизма заложены в IX в. египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом альМухасиби, создателем теории самонаблюдения над соотношением поступков человека и его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед богом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства).
Мухасиби приписывают учение о хал – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к богу. Школа маламатийа (Нишапур, IX в.) создала учение о сочетании внутреннего очищения с умышленным показным не благочестием (например, питьё вина), вызывающим упрёки посторонних, что должно смирить гордыню. Представитель багдадской школы Джунайд (ум. 909 г. н. э.) создал учение о Фана – мистическом растворении суфия в боге, ведущем к свех-бытию (бака) – вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистического пути шариат – общемусульманский религиозный закон, вторым – суфийский путь тарикат и третьим – хакикат – мистическое постижение истины в боге. Для Джунайда одна из основ ислама таухид – не словесное доказательство единственности бога, как в богословии, а сама аскетическая жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Другой основоположник суфизма Абу Язид (ум. 874 г. н. э.) создал учение о тройной градации сознания бытия («Я», «Ты», «Он - самость»). Абу Абдоллах Хусейн ибн Мансур аль-Халладж утверждал возможность реального единения духа суфия с богом и в моменты экстаза восклицал: «Я есть истинный» (т. е. бог); за это он был признан еретиком и казнён в 922 г. н. э. В X – XI вв. суфийское учение о тарикате приобретает законченную форму, появляются положения о «стоянках» на мистическом пути, о тройной градации истинного знания, завершающейся слиянием познающего и познаваемого (бога). В результате реформаторской деятельности Газали суфизм получает известное признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства, которое до XI – XII вв. преследовало суфиев (хотя спор о «допустимости» суфизма в исламе продолжается и в XX в.). Сухравади развивает учение об ишрак (мистическом озарении), Ахмед Газали (ум. 1126 г.), Айн аль-Кузат Хамадани (ум. 1132 г.) и Ибн аль-Араби (ум. 1240 г.) – о вахдат аль-вуджуд (единстве бытия): дух суфия должен «сбросить цепи множественности», присущей материи, и прийти к единению с абсолютом. На протяжении 12 столетий существования суфизма различные стороны его учений и его организационной формы использовались различными классовыми группировками. В конце XIX - начале XX вв. буржуазные реформаторы в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу с суфийскими орденами, связанными с феодальной реакцией. В современных условиях суфизм на Востоке продолжает играть довольно значительную роль.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.