СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
см. Свобода информации, Свобода печати.

Источник: Энциклопедия юриста

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
одна из основных свобод, закрепленная в Конституции РФ, ч. 5 ст. 29 которой гласит: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".
Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями) под массовой информацией понимает предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средствами массовой информации (СМИ) - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео- и кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Продукцией СМИ являются: тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программ, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
Фундаментом С. м. и. является конституционное право на информацию, закрепленное также в ст. 29 Конституции РФ.
Запрещенная Конституцией РФ цензура понимается в названном Законе как недопущение предъявлять требования к редакциям СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно согласовать весь материал (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), запрет на распространение подготовленного материала, его отдельных частей. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
одна из основных (конституционных) свобод, закрепленная в Конституции РФ. Ст. 29 (ч. 5) гласит: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О средствах массовой информации» в ст. 1 «Свобода массовой информации» гласит, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Таким образом, перечисленные категории и составляют с.м.и. в РФ.
Это также хорошо видно из ст. 58 «Ответственность за ущемление свободы массовой информации». Согласно данной статье:
«Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством: осуществления цензуры;
вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;
незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;
нарушения права редакции на запрос и получение информации; незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части; принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, – влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, – влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
249.87 кб

"война с терроризмом" и Свобода массовой информации

Рихтер А.Г.
Читать PDF
4.93 мб

Конституционные гарантии свободы массовой информации

Фарниев Сослан Аланович
Цель: Исследование конституционно-правового обеспечения деятельности СМИ в Российской Федерации. Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы.
Читать PDF
93.79 кб

Виды гарантий свободы массовой информации в Российской Федерации

Фролова Ирина Геннадьевна
Рассматриваются виды гарантий свободы массовой информации в Российской Федерации. Гарантии трактуются как система мер, способствующих реализации свободы массовой информации.
Читать PDF
132.95 кб

Свобода слова в средствах массовой информации в период глобализации

Шастина Анжелика Размиковна
Рассматриваются правовые основы функционирования СМИ в период глобализации, особенности реализации права на свободу слова и права на информацию в деятельности СМИ.
Читать PDF
176.63 кб

Международно-правовые основы реализации права на свободу массовой информации

Царик Александр Александрович
В статье рассмотрено содержание указанных основ, история их развития и закрепления; обозначены существующие проблемы, которые приводят к ущемлениям права на свободное выражение своего мнения, на реализацию свободы массовой информа
Читать PDF
298.33 кб

К вопросу о правовых ограничениях свободы российских средств массовой информации

Рачков Михаил Парфирьевич
В статье констатируется резкий рост числа правовых ограничений, касающихся распространения массовой информации.
Читать PDF
154.45 кб

Свобода СМИ - основной принцип правового регулирования в сфере массовой информации

Казанская И. Г.
Предпринята попытка раскрыть понятие и понимание идеи о свободе слова и свободе средств массовой информации, соотношения свободы слова и свободы средств массовой информации, доступность общественности к средствам массовой информац
Читать PDF
1.15 мб

Зарубежный опыт конституционного обеспечения свободы массовой информации и права на информацию

Косорукова Татьяна Владимировна
В статье рассматриваются особенности свободы массовой информации и права на информацию по законодательству некоторых зарубежных стран (СНГ и бывшего СССР, США, Великобритании и Германии).
Читать PDF
160.74 кб

Свобода массовой информации как конституционно-правовой принцип и конституционно-правовой режим

Фролова Ирина Геннадьевна
В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности свободы массовой информации.
Читать PDF
317.97 кб

Конституционный запрет цензуры в контексте международных стандартов свободы массовой информации

Куликова Светлана Анатольевна
В статье рассматриваются международно-правовые документы, в которых закрепляется свобода массовой информации.
Читать PDF
174.52 кб

Конституционные основы свободы массовой информации в Российской федерации: некоторые вопросы теории

Колесников Евгений Викторович
В статье рассматриваются актуальные вопросы конституционного регулирования свободы массовой информации в современной России.
Читать PDF
154.60 кб

Свобода выражения мнения с помощью печатных средств массовой информации: теоретико-правовые аспекты

Ярмол Л.В.
Осуществлен анализ нормативно-правовой базы свободы выражения мнения с помощью печатных средств массовой информации. Определено понятие свободы выражения мнения как естественного права.
Читать PDF
623.43 кб

Проблемы реализации права на свободу массовой информации в субъектах Центрального федерального округ

Царик А. А.
Исследован процесс реализации права на свободу массовой информации в субъектах Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа.
Читать PDF
348.80 кб

Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации в системе обеспечения национальной б

Коневская О. Ю., Нечевина Н. Д.
В статье рассматриваются вопросы развития уголовного законодательства в области регулирования свободы массовой информации в Российской Федерации, и на основе изучения зарубежной практики предлагаются возможные пути оптимизации уго
Читать PDF
185.62 кб

К вопросу о злоупотреблении свободой массовой информации в сфере новых медиа: опыт лингвистических э

Ежова Елена Николаевна
Новые медиа в современном мире приобретают статус самого оперативного источника информирования общества и, как показывает практика, могут самым неожиданным образом влиять на формирование установок общественного сознания и гражданс

Похожие термины: