СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Свободная экономическая зона
часть территории Республики
Беларусь с точно определенными границами и специальным
правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем
обычные, условия осуществления предпринимательской и иной
хозяйственной деятельности
(Ст. 1 Закона Республики Беларусь "О свободных экономических
зонах")

Источник: Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
любая территория в рамках данного государства, в пределах которой устанавливаются какие-либо льготные условия хозяйственной и предпринимательской деятельности таможенного, валютного, налогового, визового характера (свободные банковские зоны, зоны экономического благоприятствования, зоны свободном торговли, технологические парки и др.) (см. Оффшорные зоны).

Источник: Энциклопедия юриста

Свободная экономическая зона
(СЭЗ) – часть суверенной территории, имеющая свободный режим для вложения иностранного капитала. Фактически – одна из форм конкурентной борьбы принимающих стран за привлечение зарубежных инвестиций. СЭЗ обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории страны, местные власти относительно свободны от центрального правительства в принятии экономических, а иногда и политических решений.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
согласно утвердившейся в последнее время трактовке в законодательстве РФ, любая территория в рамках данного государства, в пределах которой для хозяйственной и предпринимательской деятельности установлены какие-либо льготные условия таможенного, валютного, налогового, визового характера (свободные банковские зоны, оффшоры, зоны экономического благоприятствования, зоны свободной торговли, технологические парки и др.). Четкого правового режима С. э. з. в России не существует, поскольку закон о ней до сих пор не принят. От С. э. з. в указанном выше смысле следует отличать свободную таможенную зону как один из таможенных режимов, предусмотренных в ТК РФ.

Источник: Большой юридический словарь

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З "О свободных экономических зонах" свободной экономической зоной является часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Специальный правовой режим в СЭЗ представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ, и устанавливается в целях:
1) создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;
2) внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
3) содействия международной интеграции и сотрудничеству;
4) гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.
На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Функциональный тип СЭЗ определяется целями создания зоны и направлением инвестиционной деятельности в СЭЗ. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. СЭЗ могут сочетать в себе функции, свойственные нескольким функциональным типам СЭЗ (комплексная СЭЗ).
Администрация СЭЗ создается Советом Министров Республики Беларусь и является юридическим лицом. Положение об администрации СЭЗ утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Полномочия администрации СЭЗ определяются указанным Законом, положением об администрации СЭЗ, иным законодательством Республики Беларусь.
Согласно ст. 5 данного Закона в СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная законодательством Республики Беларусь. В СЭЗ также запрещены следующие виды деятельности:
1) производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;
2) производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;
3) производство, переработка, хранение, реализация, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
4) посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества;
5) производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;
6) производство табачных изделий;
7) изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
8) лотерейная деятельность;
9) подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
10) лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
11) лечение животных с особо опасными заболеваниями;
12) деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей.
Перечень опасных, радиоактивных, наркотических, сильнодействующих и ядовитых материалов и веществ устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, резиденты СЭЗ могут заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
часть территории Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, создание которой должно способствовать более интенсивному развитию данной территории, для чего нормативными правовыми актами на этой территории вводится особый, благоприятный режим (в том числе налоговый) для хозяйственной (предпринимательской) деятельности и таможенных процедур для привлечения иностранного капитала.
Попытки создания с.э.з. предпринимались еще с первых лет существования постсоветской России, они продолжаются и в настоящее время.
В частности, принимались постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1990 г. и 13 сентября 1990 г. «О создании зон свободного предпринимательства». Правительство РФ приняло ряд постановлений о мерах по развитию с.э.з. на территории страны, например: от 23 ноября 1990 г. (ред. от 3 октября 2002 г.) по развитию с.э.з. в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края; от 7 июня 1991 г. (ред. от 3 октября 2002 г.) по развитию с.э.з. Алтайского края; от 26 июня 1991 г. (ред. от 3 октября 2002 г.) по развитию с.э.з. «Сахалин»; от 25 сентября 1991 г. (ред. от 3 октября 2002 г.) по развитию с.э.з. в Калининградской и Читинской областях; от 8 сентября 1994 г. (ред. от 14 августа 2007 г.) и др. Создание с.э.з. было также Указом Президента РФ от 4 июня 1992 г. (ред. от 29 августа 2001 г.) «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации».
В наши дни этот процесс продолжается, его особенностью является отражение создания с.э.3. федеральными законами. Наиболее наглядный пример: Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В данный Закон включена обширная глава 4 «Свободная экономическая зона».
В ст. 8 «Понятие свободной экономической зоны» определено, что с.э.3. – территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Согласно ст. 9 данная с.э.з. создается на двадцать пять лет. Срок существования свободной экономической зоны может быть продлен федеральным законом. Функционирование с.э.3. может быть прекращено досрочно федеральным законом, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органами управления с.э.з. являются уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя.
В целях обеспечения организации функционирования с.э.з. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создаются постоянно действующие коллегиальные органы – экспертные советы по вопросам с.э.з. В состав этих экспертных советов, как правило, входят по два представителя от уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, высших исполнительных органов государственной власти Республики Крым и Севастополя соответственно, а также представители иных органов исполнительной власти Республики Крым и Севастополя и представители исполнительнораспорядительных органов муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя соответственно.
В с.э.з. может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством РФ с учетом положений настоящего Федерального закона. Участники с.э.з. не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ.
Лицо, намеревающееся получить статус участника с.э.з., должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Такое лицо, помимо прочего, подает инвестиционную декларацию, она должна содержать следующие сведения: цель инвестиционного проекта; виды деятельности; техникоэкономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы; общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме: а) не менее трех миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства; б) не менее тридцати миллионов рублей для иных лиц и др.
Участник с.э.3. вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в с.э.3. с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в с.э.з., а также таможенной процедуры с.э.з.
Названный особый режим применяется участниками с.э.з. и включает в себя: 1) особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов; 2) особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 3) предоставление в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, субсидий на возмещение затрат участников с.э.з.
Таможенная процедура с.э.з. применяется на соответствующей территории и предполагает режим свободной таможенной зоны с особенностями, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
1.28 мб

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

И. А. Пашаева
В рамках данной работы проведен анализ сущности свободных экономических зон, исследована их роль и значение для развития экономики России.
Читать PDF
462.28 кб

Свободная экономическая зона в Крыму: планы и первые результаты

Батюшкова О.И.
В работе рассмотрены вопросы создания свободной экономической зоны на территории Крымского полуострова с точки зрения законодательства дающего потенциальным резидентам СЭЗ льготы и преференции.
Читать PDF
487.68 кб

Свободная экономическая зона Шеннон: опыт создания и путь к успеху

Кузнецова Е.Г.
В статье отмечается, что свободная экономическая зона Шеннон занимает одно из ключевых мест в экономике Ирландии.
Читать PDF
253.00 кб

Анализ теоретических подходов к понятию «Свободная экономическая зона»

Коробова О. В., Наумова Н. В.
В настоящее время в РФ все большее распространение получает создание и функционирование особых экономических зон.
Читать PDF
461.11 кб

О трансформации механизмов управления свободными экономическими зонами

Шулейко Д.Ч.
В работе проведен анализ эффективности деятельности свободных экономических зон Республики Беларусь. Структурированы наиболее значимые проблемы СЭЗ для конвертации их в возможности развития.
Читать PDF
463.50 кб

Свободная экономическая зона в Крыму: старые решения и новые возможности

Пинская М.Р.
Предмет. Статья посвящена развитию экономического потенциала Крыма с помощью механизма свободной экономической зоны. Цели.
Читать PDF
231.16 кб

Свободная экономическая зона как институт инновационного развития экономики

Клим И. В.
Читать PDF
132.20 кб

Свободная экономическая зона - путь к инновационному предпринимательству в регионе

Улашев И. О., Ашурова Н. Б.
На современном этапе развития мировой экономики широкое распространение в хозяйственной практике получили так называемые "специальные экономические зоны" локальные территории в различных странах со специальным экономико-правовым л
Читать PDF
312.31 кб

Особенности регулирования социально-трудовых отношений в свободных экономических зонах Республики Бе

Муратова Я. И.
Читать PDF
891.95 кб

Свободная экономическая зона технико-внедренческого типа Санкт-Петербург: перспективы развития с уче

Изгаршева Ю.А.
На основе анализа современного состояния применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а также на основании анализа нормативно-правовой базы применения данной таможенной процедуры выявлены преимущества применения тамо

Похожие термины: