Территориальный маркетинг

Найдено 1 определение
Территориальный маркетинг
это маркетинг (управление) в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Территориальный маркетинг направлен на создание и поддержание: притягательности, престижа территории в целом, привлекательность сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей реализации и воспроизводства таких ресурсов.
В связи с этим можно выделить:
— маркетинг территорий, объектом внимания которого выступает территория в целом, осуществляется как внутри, так и за ее пределами;
— маркетинг на (внутри) территориях, объектом внимания которого являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемый в пределах территории.
Субъектами, активно осуществляющими продвижение и, условно говоря, «продажу территорий», выступают территориальные органы власти и управления, местные экономические агентства развития, туристические операторы и агентства, торговые дома, спортивные комитеты и федерации, любые другие структуры, локализованные на территории и проявляющие активность с целью привлечения внимания к ней возможных потребителей (заказчиков продукции) и удержания уже присутствующих.
Ведущей целью этих субъектов маркетинга территорий выступает создание, поддержание или изменение мнений, намерений и/ или поведения субъектов-потребителей.
В маркетинге территорий практически нет посредников в чистом виде, хотя бы в силу неизбежности их территориальной локализации. Со значительной степенью условности к посредникам могут быть отнесены следующие субъекты маркетинга территорий:
— органы власти и общественные организации, ассоциации более высокого территориального уровня и их представители;
— торгово-промышленные палаты, центры бизнеса и международной торговли, выставочные центры, ярмарки;
— транснациональные и другие многотерриториальные субъекты бизнеса;
— разнообразные межтерриториальные сетевые организационные структуры, системные интеграторы;
— средства массовой информации и коммуникации;
— учреждения профессионального образования.
Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих: формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности; расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ; привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов; повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов; стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.
Интересы и цели этой, традиционно наиболее активной категории субъектов маркетинга территорий, могут быть различны в отношении различных категорий потребителей. В большинстве случаев, территория и ее представители заинтересованы в привлечении на территорию недостающих ресурсов и заказов на ее продукцию. Вместе с тем, на территорию могут прибывать субъекты, к которым она относится нейтрально, как к приемлемым и не подлежащим преследованию, а также нуждающимся в социальной помощи (беженцы, вынужденные переселенцы, политические эмигранты и др.). Это, почти безусловно, создает дополнительную нагрузку на территорию, однако умелая постановка работы с такими категориями потребителей может создать территории дополнительный престиж. Однако есть и третья категория — нежелательные субъекты потребления территории: экс- и действующие преступники, торговцы наркотиками, сомнительные предприниматели, другие деятели социально вредных сфер.
Территориям с бедными финансовыми ресурсами реальнее начинать с низкозатратных технологий: формировать имидж, проявлять уже имеющиеся конкурентные преимущества и отыскивать целевые группы «потребителей территории», которые помогут сформировать более притягательную инфраструктуру и привлечь инвестиции для реализации долгосрочных программ развития территории. Безусловно, среди таких «потребителей территории» надо постоянно видеть далеко не только иностранцев, но и, прежде всего, собственное население и предпринимательские круги. Постепенное улучшение их самочувствия — гарантия дальнейшего развития территории.
А. Д. Асеев
Список литературы
Абдуллаев Ф. Р., Раевский С. В. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2007.
Березин И. С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. — М.: Вершина, 2005.
Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. — 2-е изд. — М., 2006.
Сачук Т. В. Территориальный маркетинг. Учебное пособие. — СПб.: изд-во «Питер», 2009.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
366.36 кб

Территориальный маркетинг

Федорова Н.В.
Раскрывается сущность территориального маркетинга, рассматриваются особенности маркетинга территорий, а также показаны основные инструменты и группы стратегий, рекомендуемые для использования в целях развития территории.
Читать PDF
139.99 кб

Продвижение в территориальном маркетинге

Языкова Полина Викторовна
Статья посвящена такому элементу маркетинга-микс как продвижение в территориальном маркетингe.
Читать PDF
855.21 кб

Развитие территориального маркетинга в регионе

Барабанов Андрей Сергеевич
Статья посвящена актуальной проблеме усиления конкурентоспособности региона за счет использования инструментария территориального маркетинга в формировании стратегических направлений развития.
Читать PDF
223.34 кб

Развитие территориального маркетинга в регионе

Барабанов А.С.
Статья посвящена проблеме усиления конкурентоспособности региона за счет использования инструментария территориального маркетинга в формировании стратегических направлений развития региона.
Читать PDF
295.05 кб

К вопросу о понятии территориального маркетинга

Капустина Лариса Михайловна, Чернавских Екатерина Николаевна
На основе различных подходов рассматривается сущность территориального маркетинга, характеризуются особенности, взаимосвязь видов территориального маркетинга, раскрывается сущность понятия «территориальный маркетинг».
Читать PDF
323.83 кб

Специфика территориального маркетинга в туризме Крыма

Павленко И.Г., Османова Э.У.
Рассмотрена туристская дестинация как комплексный продукт, требующий управле ния. Проанализированы основные этапы маркетинга дестинации как ключевого фак тора ее продвижения.
Читать PDF
691.70 кб

Маркетинг инноваций в системе территориального маркетинга

Куликова Е.С.
В данной статье отражаются основные предпосылки использования маркетинга инноваций в обеспечении эффективной жизнедеятельности и стабильной конкурентоспособности любой локальной территории.
Читать PDF
241.28 кб

Особенности территориального маркетинга на муниципальном уровне

Сачук Татьяна Викторовна
В статье представлены основные особенности внутренней среды территории, комплекса средств территориального маркетинга (продукт, цена, локализация, продвижение) и процесса внедрения территориального маркетинга на муниципальном уров
Читать PDF
754.94 кб

Оценка устойчивого функционирования территориального маркетинга

Куликова Е.С., Разорвин И.В.
В данной статье отражаются основные особенности развития территории, необходимости ее устойчивого развития, сохранения и повышения эффективности маркетингового потенциала территории.
Читать PDF
308.79 кб

Анализ маркетинговых инструментов территориального планирования

Карпова Светлана Васильевна, Касаев Борис Сергеевич, Захаров Игорь Сергеевич
В статье рассматривается понятие «маркетинг территорий», включающее маркетинг жилья, зон хозяйственной застройки, мест отдыха, а также инвестиций в земельную собственность.
Читать PDF
406.63 кб

Кредитный рейтинг региона в концепции территориального маркетинга

Лукина Татьяна Сергеевна
В статье предпринята попытка описания кредитного рейтинга территории с помощью теоретических подходов к маркетингу территорий.
Читать PDF
182.16 кб

Институциональная концепция управления территориальным маркетингом

Юлдашева Оксана Урняковна, Мещеряков Терентий Владимирович
Раскрывается институциональная концепция управления территориальным маркетингом.
Читать PDF
192.70 кб

Малые города России как проблемное поле территориального маркетинга

Языкова Полина Викторовна
Статья посвящена проблеме формирования пространственного каркаса России. Анализируются природа и последствия деформации малых городов, современные тенденции их развития в России.
Читать PDF
185.45 кб

Зарубежный опыт территориального маркетинга и развитие его в России

Кузнецова Валентина Петровна
Рассмотрен мировой опыт развития территориального маркетинга, приемов, технологий, направленных на удовлетворение потребностей субъектов территорий и укрепление конкурентных позиций.
Читать PDF
5.92 мб

Эволюция территориального маркетинга в условиях глобальной экономики

Анохин Е.В., Анохин В.А.
Предмет. К настоящему времени накоплен достаточно обширный опыт применения маркетинговых методов и инструментов управления различными территориями.