Воздействие
Воздействие
это внешнее действие на элемент (совокупность элементов) системы или одного элемента системы на другой, в результате которого изменяются процессы, протекающие в этой системе. Воздействие может быть непосредственное (контактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо). Воздействие может быть возмущающим или управляющим. Воздействие возмущающее ― стремится нарушить функциональную связь между задающим на входе системы возмущением и регулируемой выходной величиной. Воздействие управляющие ― обеспечивает исполнение требований в части желаемых или предсказуемых реакций системы на возмущение [18]. При этом важно отметить, что признаком устойчивости системы к воздействию является критерий «хорошей организации по Зоммергофу», предполагающий, что изменившиеся условия (множество возмущений и опасностей), в том числе и внешняя среда, не должны явиться причиной изменения равновесного состояния системы.[19] Признание зависимости (взаимообусловленности) между входным возмущением и выходными реакциями системы позволили Норберту Винеру применить бихевиористический (от англ. behavior ― поведение) [4] метод для исследования информационных систем, дав им классификацию по признаку активного (целенаправленного или нецеленаправленного – случайного) и пассивного поведения.[6] По мнению авторов, подобный подход сегодня лежит в основе понятия «управляющее информационное воздействие» и в теории борьбы в информационной сфере. Информационное воздействие как процесс управления ― это возбуждение (или торможение) в управляемой системе таких процессов, которые стимулируют желательный для управляющей стороны выбор. Этот вид воздействия на противоборствующую сторону предполагает не только возможность прямого выведения из строя важнейших элементов информационной системы, но и может представлять собой передачу ей информации, которая натолкнет лицо принимающее решение на выбор решения, при котором система снижает свою эффективность. При этом надо учитывать, что, как правило, в то же время противоборствующая сторона поступает аналогично и пытается проводить подобное управляющее информационное воздействие по отношению к воздействующей стороне.[20] Управляющее информационное воздействие, как правило, бывает трех видов: 1) Изменение в нужную сторону исходных данных, которые использует управляемая система при принятии решений. Например, угрозы (реальные и мнимые); формирование (конструирование) исходной обстановки, в которой противоборствующая сторона принимает решения; представление тенденций развития обстановки; 2) Воздействие на сам процесс принятия решения в управляемой системе (например, воздействие на алгоритм принятия решений; снижение уровня устойчивости элементов, ответственных за принятие решений); 3) Различные сочетания первых двух видов.[21] Наибольший интерес для информационного воздействия представляют системы критических приложений. Сегодня таковыми принято называть системы, нарушение которых приводит непосредственно к резкому ослаблению безопасности государства. Все современные системы критических приложений достаточно компьютеризированы и имеют соответствующее программное обеспечение.[13]