ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Найдено 1 определение
ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
осуществляется на основе коллизионного и (или) материального права, включая унифицированные посредством международных договоров коллизионные и материальные нормы. Решение коллизионной проблемы в области де- ликтных обязательств позволяет определить право, образующее статут обязательства. В соответствии с этим статутом рассматриваются основания ответственности, права и обязанности участников соответствующих отношений, объем, характер и размер возмещения. Известная многим правовым системам коллизионная норма «закон места совершения правонарушения » не является универсальной. Сложные системы дифференцированных коллизионных привязок (сочетания закона места совершения правонарушения с многочисленными изъятиями из него) отличают Гаагские конвенции о праве, применимом к автотранспортным происшествиям (1971), и о праве, применимом к ответственности изготовителя (1973). Российская Федерация в этих конвенциях не участвует. Согласно Кодексу международного частного права (Кодексу Бустаманте 1928) «...обязательства, возникающие из действий или упущений, в которых налицо не наказуемые по закону вина либо небрежность, регулируются правом места, где были учинены вина и небрежность, которыми эти обстоятельства порождены ». С развитием международного сотрудничества и расширением сферы применения объектов, являющихся источниками повышенной опасности, возрастает значение многосторонних международных договоров, предусматривающих унифицированные материально- правовые нормы об условиях и пределах имущественной ответственности за внедоговорный вред. К таким международным договорам относятся Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, (1952) и Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 (Российская Федерация участвует в обеих конвенциях). Регламентации гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб посвящены Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960, Брюссельская дополнительная конвенция 1963, Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971. Основу правового режима, установленного этими конвенциями, составляют как общие начала деликтной ответственности, так и начала, характерные для возмещения ядерного ущерба. См. также Атомное право. Лит.: Луни, Л А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975; Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1994. В.П. Звеков

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама