Загрязнение окружающей среды
Загрязнение окружающей среды
поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают вредное воздействие на окружающую среду.
Источник: Российская энциклопедия по охране труда
Загрязнение окружающей среды
поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), т.е. загрязняющих веществ - веществ или смеси веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Непосредственными объектами загрязнения являются такие природные объекты: атмосферный воздух, водные объекты, почва. Опосредованные объекты з.: леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. В зависимости от масштабов воздействия выделяют з.: локальные, региональные, глобальные. В зависимости от вида источника возникновения з. могут быть: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, бытовые. В зависимости от типа загрязняющих веществ - химическое з. (попадание в окружающую среду химических веществ и соединений); физическое з. (радиоактивное: заражение радиоактивными элементами; тепловое; шумовое); биологическое з. (попадание в окружающую среду болезнетворных микроорганизмов).
Источник: Большой юридический словарь
Загрязнение окружающей среды
в наиболее общей форме определено в документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как внесение человеком в окружающую среду веществ или энергии, приводящих к таким разрушительным последствиям, которые по своему характеру создают угрозу здоровью человека, наносят ущерб живым ресурсам и экосистемам и создают помехи или препятствия для рекреационного и другого правомерного использования окружающей среды. Определение, сформулированное ОЭСР, аккумулировало предыдущую практику в этой области. См., например, определение, выработанное объединенной группой экспертов в 1969 г. и принятое с незначительными изменениями Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО: под загрязнением морской среды понимается привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду (включая эстуарии), приводящие к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе рыболовства, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха. Определение, данное ОЭСР, послужило основанием для разработки определений загрязнения применительно к целям и предметам регулирования многих международно-правовых документов (например, по ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву «загрязнение морской среды» означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха).
Источник: Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
поступление в окружающую среду веществ, микроорганизмов и энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В результате в воздухе, ландшафтах, почвах, геологической среде, природных водах, живом веществе и др. эти продукты накапливаются в несвойственных концентрациях, превышающих естественные (фоновые) значения. З.о.с. может быть связано с естественными причинами (вулканизм, пожары, пыльные бури, наводнения и др.), но чаще обусловлено деятельностью человека. К факторам техногенного З.о.с. относятся энергетика, промышленность (особенно нефтеперерабатывающая, химическая, металлургическая, объекты атомного производства и др.), транспорт, сельское хозяйство (отходы животноводческих комплексов, птицеферм, удобрения, пестициды), жилищно-коммунальное хозяйство. Источники З.о.с.. могут быть стационарными (объекты экономики, очистные сооружения и пр.) и мобильными (транспортные средства); по пространственному признаку — непрерывные (с меняющейся интенсивностью выброса) и мгновенные (залповые), обусловленные краткосрочными природными явлениями (наводнения, вулканические извержения и др.) или авариями на производстве, в том числе на АЭС, нефтеперерабатывающих и химических объектах. Уровень З.о.с. контролируется различными нормативами, прежде всего предельно допустимыми концентрациями (ПДК) и предельно допустимыми выбросами (ПДВ). Инструментом исследования З.о.с. является мониторинг — система сбора информации о состоянии компонентов окружающей среды с блоками наблюдения, оценки и прогноза загрязнения и минимизации воздействия загрязнителей для управления З.о.с. Управление З.о.с. — принятие по отношению к загрязнителям комплекса жестких мероприятий научно-технического, экономического и правового характера и соответствующих нормативных документов. Изменить сложившуюся ситуацию глобального, регионального и локального техногенного загрязнения можно, перейдя на принципиально иной уровень техники и технологии, создав малоотходные (безотходные) производства, снабдив все предприятия очистными устройствами, исключающими рассеяния вредных веществ в окружающей среде. Примером может быть переход на замкнутый цикл водопользования. З.о.с. приводит к пагубным последствиям, опасным для здоровья человека, ухудшает условия труда и отдыха.
Загрязнение окружающей среды
поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, то есть загрязняющих веществ – веществ или смеси веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Непосредственными объектами загрязнения являются такие природные объекты, как: атмосферный воздух, водные объекты, почва. Опосредованные объекты загрязнения: леса и иная растительность, животные и др. организмы и их генетический фонд. В зависимости от вида источника возникновения З. могут быть: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, бытовые. В зависимости от масштабов воздействия выделяют загрязнение: локальное (от лат. localis – местный), местное загрязнение или загрязнение небольшого района (например, вокруг населенного пункта, промышленных предприятий и т.д.), региональное – загрязнение в пределах значительной территории (регионов), но не охватывающее всю планету (например, загрязнение трансграничных рек), глобальное фоновое биосферное загрязнение – загрязнение окружающей среды, обнаруживаемое вдали от источников загрязнения практически в любой точке планеты. В зависимости от типа загрязняющих веществ:химическое – попадание в окружающую среду потенциально опасных химических веществ и соединений, где потенциально опасное химическое вещество – индивидуальное вещество (соединение) природного или искусственного происхождения, способное в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Радиоактивное загрязнение – присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри материала или тела человека, в воздухе или в другом месте, которое может привести к облучению в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год или коллективной дозе 1 чел.- Зв/год. Производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, допускаются после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ. Запрещается применение токсичных химических препаратов в сельском и лесном хозяйстве, не подвергающихся распаду; физическое – превышение нормативов физических воздействий на окружающую среду (количество теп ла, уровни шума, вибрации, иони зирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий). К основным действующим нормативным документам в области охраны окружающей среды от негативного физического воздействия относится ряд государственных стандартов, например, государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности»; государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность. Общие требования»; строительные нормы и правила СНиП II-12-77 «Нормы проектирования. Защита от шума» и т.д (всего более 300 документов); биологическое – попадание в окружающую среду и размножение в ней болезнетворных микроорганизмов, вызывающих болезни человека или сельскохозяйственных животных, оно происходит, например, если в среду попадают необеззараженные сельскохозяйственные или бытовые стоки, содержащие органические вещества. Законодательством запрещаются производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
– иные нормативы качества окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
– нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.
При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.
Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:
– требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
– ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
– порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.
В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
– иные нормативы качества окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
– нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.
При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.
Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:
– требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
– ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
– порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.
В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.
Источник: Словарь по уголовному праву.