форма образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства. Во всех демократических государствах принятие Б. г. является одним из важнейших полномочий парламента. Как правило, проект Б. г. представляется в парламент главой государства или правительства. Согласно Конституции РФ федеральный бюджет принимается в форме ФЗ Государственной Думой по представлению Правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Источник: Большой юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств. Г. б. составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. Во всех демократических государствах принятие Г. б. является одним из важнейших полномочий парламента. Как правило, проект Г. б. представляется в парламент главой государства или правительства. В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет РФ принимается в форме федерального закона Государственной Думой по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
в СССР основной финансовый план образования советским социалистическим государством фонда денежных средств и их расходования для осуществления задач социалистического строительства и построения коммунизма. Государственный бюджет СССР играет огромную роль в осуществлении требований основного экономического закона социализма – максимальном удовлетворении постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества.
Бюджет СССР ежегодно утверждается Верховным Советом СССР и является законом, обязательным к выполнению всеми органами государственной власти и управления, организациями и гражданами. Доходы бюджета СССР образуются гл. обр. за счет накоплений социалистических организаций и предприятий (налог с оборота и отчисления от прибылей). Средства населения (в форме налогов, гос. займов и т. д.) в бюджете СССР занимают небольшое место. В 1952 г. налоги с населения составляли 9,3% всех доходов Б. г. СССР, утвержденных в сумме 509 911 608 тыс. руб.
Средства бюджета СССР направляются: а) на финансирование народного хозяйства; б) на социально-культурные мероприятия; в) на управление – содержание органов государственной власти и управления; г) на оборону страны; д) на образование государственных материальных и денежных резервов. Б. г. СССР – бюджет мира и созидания. Так, ассигнования на народное хозяйство и развитие советской культуры, самой передовой, прогрессивной в мире, составили в Б. г. СССР 1952 г. более 2/3 всех расходов. Ассигнования на народное хозяйство обеспечивают строительство крупнейших в мире гидроэлектростанций, обеспечивают создание материально-технической базы коммунизма. Ассигнования на оборону в 1952 г. были определены в размере 23,9% всех расходов Б. г. СССР. Таким образом, Б. г. СССР служит интересам увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
На основе быстрого роста и расцвета народного хозяйства СССР происходит неуклонное укрепление финансовой мощи Советского государства и рост гос. бюджета. Б. г. СССР не знает дефицита. Из года в год он выполняется с превышением доходов над расходами. Развитие бюджета СССР, объем его, источники его доходов и направление средств определяются народнохозяйственным планом. Бюджет служит выполнению народнохозяйственного плана.
Б. г. в СССР строится в соответствии с принципами советской национальной политики и демократического централизма, закрепленными в Конституции СССР. Он состоит из ряда звеньев: союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных и автономных республик и местных бюджетов. Б. г. объединяет более 80 000 бюджетов. Каждая союзная республика, автономная республика и каждый местный Совет депутатов трудящихся имеет свой самостоятельный бюджет. Это является одним из услозий, обеспечивающих самостоятельное хозяйственное и культурное развитие национальных республик и широкую самостоятельность местных Советов в деле развития местного хозяйства и культурного строительства. Все указанные виды бюджета СССР представляют собой звенья единой бюджетной системы. Единство ее определяется: 1) единством политической основы Советского государства, которую составляют Советы депутатов трудящихся; 2) единством его экономической основы, которую составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства; 3) общностью интересов советских социалистических национальных республик, объединившихся в Союз Советских Социалистических Республик; 4) единым народнохозяйственным планом, определяющим развитие бюджетной системы СССР.
Б. г. стран народной демократии направлены на социалистическое преобразование экономики (в европейских странах народной демократии) или на создание условий для социалистических преобразований (Китайская Народная Республика), на систематический подъем материального и культурного уровня широких масс трудящихся. Важнейшим и все возрастающим по своему значению источником доходов бюджетов этих стран являются поступления от социалистических предприятий. Основная масса средств направляется на народное хозяйство и культурное строительство. Бюджеты этих стран утверждаются и выполняются с превышением доходов над расходами.
В капиталистических государствах средства бюджета используются на содержание аппарата угнетения трудящихся, на подготовку и ведение захватнических войн, на выдачу огромных субсидий капиталистам и помещикам. Все бремя этих расходов буржуазия перелагает на трудящихся посредством тяжелых все возрастающих налогов, составляющих основную массу доходов буржуазного бюджета.
Современные бюджеты стран империалистического лагеря бюджеты войны и голода. Так, в бюджете США 1951/52 г. ассигнования на военные расходы более чем в 50 раз превышают военные расходы предвоенного 1938/39 года и составляют до 80% всех расходов бюджета. Расходы на просвещение, здравоохранение составляют менее 2% всех расходов бюджета, в то время как миллионы детей лишены школ, миллионы граждан лишены самой необходимой медицинской помощи. Бюджет США из года в год выполняется с огромным дефицитом, растет государственный долг. Аналогичное положение имеет место и в других империалистических странах. Во много раз возросли военные расходы Англии, Франции и других капиталистических государств, что влечет за собой непрерывное усиление налогового бремени, лежащего на трудящихся.
Бюджет СССР ежегодно утверждается Верховным Советом СССР и является законом, обязательным к выполнению всеми органами государственной власти и управления, организациями и гражданами. Доходы бюджета СССР образуются гл. обр. за счет накоплений социалистических организаций и предприятий (налог с оборота и отчисления от прибылей). Средства населения (в форме налогов, гос. займов и т. д.) в бюджете СССР занимают небольшое место. В 1952 г. налоги с населения составляли 9,3% всех доходов Б. г. СССР, утвержденных в сумме 509 911 608 тыс. руб.
Средства бюджета СССР направляются: а) на финансирование народного хозяйства; б) на социально-культурные мероприятия; в) на управление – содержание органов государственной власти и управления; г) на оборону страны; д) на образование государственных материальных и денежных резервов. Б. г. СССР – бюджет мира и созидания. Так, ассигнования на народное хозяйство и развитие советской культуры, самой передовой, прогрессивной в мире, составили в Б. г. СССР 1952 г. более 2/3 всех расходов. Ассигнования на народное хозяйство обеспечивают строительство крупнейших в мире гидроэлектростанций, обеспечивают создание материально-технической базы коммунизма. Ассигнования на оборону в 1952 г. были определены в размере 23,9% всех расходов Б. г. СССР. Таким образом, Б. г. СССР служит интересам увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
На основе быстрого роста и расцвета народного хозяйства СССР происходит неуклонное укрепление финансовой мощи Советского государства и рост гос. бюджета. Б. г. СССР не знает дефицита. Из года в год он выполняется с превышением доходов над расходами. Развитие бюджета СССР, объем его, источники его доходов и направление средств определяются народнохозяйственным планом. Бюджет служит выполнению народнохозяйственного плана.
Б. г. в СССР строится в соответствии с принципами советской национальной политики и демократического централизма, закрепленными в Конституции СССР. Он состоит из ряда звеньев: союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных и автономных республик и местных бюджетов. Б. г. объединяет более 80 000 бюджетов. Каждая союзная республика, автономная республика и каждый местный Совет депутатов трудящихся имеет свой самостоятельный бюджет. Это является одним из услозий, обеспечивающих самостоятельное хозяйственное и культурное развитие национальных республик и широкую самостоятельность местных Советов в деле развития местного хозяйства и культурного строительства. Все указанные виды бюджета СССР представляют собой звенья единой бюджетной системы. Единство ее определяется: 1) единством политической основы Советского государства, которую составляют Советы депутатов трудящихся; 2) единством его экономической основы, которую составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства; 3) общностью интересов советских социалистических национальных республик, объединившихся в Союз Советских Социалистических Республик; 4) единым народнохозяйственным планом, определяющим развитие бюджетной системы СССР.
Б. г. стран народной демократии направлены на социалистическое преобразование экономики (в европейских странах народной демократии) или на создание условий для социалистических преобразований (Китайская Народная Республика), на систематический подъем материального и культурного уровня широких масс трудящихся. Важнейшим и все возрастающим по своему значению источником доходов бюджетов этих стран являются поступления от социалистических предприятий. Основная масса средств направляется на народное хозяйство и культурное строительство. Бюджеты этих стран утверждаются и выполняются с превышением доходов над расходами.
В капиталистических государствах средства бюджета используются на содержание аппарата угнетения трудящихся, на подготовку и ведение захватнических войн, на выдачу огромных субсидий капиталистам и помещикам. Все бремя этих расходов буржуазия перелагает на трудящихся посредством тяжелых все возрастающих налогов, составляющих основную массу доходов буржуазного бюджета.
Современные бюджеты стран империалистического лагеря бюджеты войны и голода. Так, в бюджете США 1951/52 г. ассигнования на военные расходы более чем в 50 раз превышают военные расходы предвоенного 1938/39 года и составляют до 80% всех расходов бюджета. Расходы на просвещение, здравоохранение составляют менее 2% всех расходов бюджета, в то время как миллионы детей лишены школ, миллионы граждан лишены самой необходимой медицинской помощи. Бюджет США из года в год выполняется с огромным дефицитом, растет государственный долг. Аналогичное положение имеет место и в других империалистических странах. Во много раз возросли военные расходы Англии, Франции и других капиталистических государств, что влечет за собой непрерывное усиление налогового бремени, лежащего на трудящихся.
Источник: Советский юридический словарь