ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
В соответствии с Конституцией РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. ГК РФ, закрепляя признание предусмотренных Конституцией РФ форм собственности, четко связывает понятие «форма» собственности с субъектом права собственности. В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Частная земельная собственность — это земельные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Земельный участок как объект права собственности строго индивидуализирован, сведения о его местоположении, границах и площади содержатся в государственном земельном кадастре и в документах, удостоверяющих право собственности на соответствующий земельный участок. Одним из таких документов является «Свидетельство о праве собственности на землю». Свидетельство служит основанием при совершении сделок купли-продажи, аренды, залога, а также при осуществлении иных действий по владению, использованию и распоряжению земельным участком в соответствии с законодательством. Форма свидетельства утверждена Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993. В свидетельстве указываются: основания приобретения земельного участка в собственность — договор купли-продажи, решение органа местной администрации, предусмотренные законом документы; фамилия, имя, отчество гражданина, год рождения, паспортные данные либо название предприятия, организации, юридический адрес; вид собственности — частная, общая совместная, общая долевая; адрес, по которому находится земельный участок, и его площадь; описание собственности — земельный участок или земельная доля, категория земель, цель использования и виды угодий и т.д. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю в 10-дневный срок с момента принятия решения или регистрации договора купли-продажи. Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие Указа Президента РФ, имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным данным Указом. Государственная земельная собственность — земли, принадлежащие на праве собственности РФ (федеральная собственность), и земли, принадлежащие на праве собственности субъекту РФ (земельная собственность субъекта РФ). Земельные участки, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью (ст. 130, 214 ГК РФ). Согласно ГК РФ (п. 5 ст. 214) отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. До принятия соответствующего закона критерии разграничения федеральной собственности на землю и собственности субъектов РФ установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 «О федеральных природных ресурсах». Федеральной собственностью являются земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия. К федеральной собственности относятся также земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения. Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования как субъекты гражданского права, как субъекты права собственности, в частности, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К субъектам права государственной и муниципальной собственности как субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях (ГК РФ, ст. 124). Земельные участки, составляющие государственную или муниципальную собственность, могут быть переданы в пользование гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или н а праве постоянного (бессрочного) пользования, а юридическим лицам — на праве постоянного (бессрочного) пользования. В частную собственность граждан могут быть переданы земельные участки для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности. Права всех собственников защищаются равным образом. Земельный участок может принадлежать на праве общей собственности двум или нескольким лицам, — долевой или совместной. При долевой собственности определяется доля каждого из собственников в праве собственности. При совместной — доля собственников не определяется, каждый из сособственников имеет право на объект права общей собственности в целом (ст. 244 ГК). Земельный участок, предоставленный крестьянскому (фермерскому) хозяйству или приобретенный им, находится в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, если законом или договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК). Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 предусматривается, что граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную и общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев). В сфере отношений, регулируемых гражданским правом, устанавливается единое понятие права собственности. Положения ГК РФ имеют непосредственное отношение и к земельной собственности. Статья 130 ГК РФ относит к недвижимому имуществу прежде всего земельные участки. Гражданский кодекс устанавливает в виде общего принципа оборотоспособ- ность объектов гражданских прав. В соответствии с упомянутым указом Президента РФ от 27 октября 1993 граждане и юридические лица — собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ. В определении правового статуса земель, составляющих государственную и муниципальную собственность, собственность граждан и юридических лиц, важное значение имеет публично-правовое регулирование земельных отношений. Законодательство может и ограничивать оборот земли, т.е. могут быть определены его особые правила (ст. 129,209 ЗК РФ). Так, продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением их целевого назначения может быть произведена только по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. При продаже и покупке земельного участка для крестьянского хозяйства должны учитываться требования ст. 58 ЗК РФ (см. Земли сельскохозяйственного назначения). Законодательством могут быть также определены земли, полностью изъятые из гражданского оборота, т.е. находящиеся только в государственной и муниципальной собственности, в частности, особо охраняемые территории; земли, зараженные особо опасными веществами и подвергавшиеся биогенному заражению; земли общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и т.д.); земельные участки, расположенные в речных, морских и воздушных портах федерального значения либо отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития. См. также ст. Права и обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земли. Л. П. Фомина

Источник: Юридическая энциклопедия

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
в соответствии с п. 1 ст. 262 ГК земельные участки могут находиться в собственности в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 12 КоЗ собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной. Земли, земельные участки, не находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь, в частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, в частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь (далее - частная собственность) и в собственности иностранных государств, международных организаций, находятся в собственности государства. Земельный участок может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам. Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
Земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, являющихся родственниками наследодателя, в случае получения ими по наследству земельных участков, предоставленных наследодателю в частную собственность, если иное не установлено законодательными актами.
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для:
1) строительства и (или) обслуживания жилого дома;
2) обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме;
3) ведения личного подсобного хозяйства;
4) коллективного садоводства;
5) дачного строительства.
Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь. Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Статьей 13 КоЗ предусмотрено, что не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
3) земли лесного фонда;
4) земли водного фонда;
5) земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;
6) земли общего пользования.
Не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:
1) на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;
2) на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
3) на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых. Перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, утверждается Советом Министров Республики Беларусь;
4) которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.
Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, определяется согласно правилам ст. 36 КоЗ и устанавливается: в городах - от 0,05 до 0,15 гектара включительно; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно.
Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно. Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность для коллективного садоводства, дачного строительства, не может превышать 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества, дачного кооператива. Конкретный размер земельного участка устанавливается государственным органом, предоставляющим земельный участок, в соответствии с его компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. Предоставление земельного участка меньше минимального размера, установленного данной статьей, может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется.
Прекращение права частной собственности на земельные участки осуществляется по правилам ст. 60 КоЗ, согласно которой право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:
1) при отчуждении земельного участка лицам, которые в соответствии с КоЗ и иными законодательными актами не могут являться собственниками земельных участков;
2) при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;
3) при изъятии земельного участка для государственных нужд;
4) при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;
5) в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;
6) в случае, предусмотренном ч. девятой ст. 50 КоЗ (в случае неисполнения залогодателем обеспеченного ипотекой или залогом обязательства банк-залогодержатель имеет право от имени залогодателя произвести отчуждение земельного участка или права аренды земельного участка в порядке, установленном законодательством, и из вырученной суммы удовлетворить свои претензии к залогодателю);
7) при признании земельного участка бесхозяйным.
Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:
1) при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
2) при использовании земельного участка не по целевому назначению;
3) при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;
4) если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка;
5) если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение 6 месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со ст. 57 КоЗ, после разрушения капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения) или возведению нового;
6) при неосуществлении мероприятий по охране земель, указанных в ч. первой ст. 89 КоЗ;
7) при утрате гражданства Республики Беларусь;
8) при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;
9) при конфискации земельного участка;
10) при несоблюдении наследниками установленного ч. первой ст. 52 КоЗ срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.
Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок.
Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, за исключением случаев, указанных в ч. пятой ст. 60 КоЗ, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель.
Если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией подает в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вынесения постановления суда о прекращении такого права и государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок гражданина, права частной собственности на земельный участок негосударственного юридического лица Республики Беларусь решает вопрос о дальнейшем его использовании.
Земельный участок, предоставленный в собственность иностранному государству, международной организации, подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства изъят из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором (ст. 61 КоЗ).

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.23 кб

Право собственности на землю: понятие и формы

Мустакимов Наил Салимович, Попрухина Екатерина Александровна
В статье дано определение собственности, говорится о необходимости права собственности, приведено обобщенное определение права собственности на землю и отмечено, что в силу уникальных свойств земли и ее особого публичного значения
Читать PDF
318.66 кб

Прекращение права частной собственности на землю и его правовые механизмы

Новикова О. В.
В статье анализируются отдельные механизмы прекращения права частной собственности на землю с учетом действующего законодательства.
Читать PDF
188.45 кб

Правовое регулирование регистрации права государственной собственности на землю

Бегишева Оксана Александровна
Земельное законодательство стремительно развивается. Делаются попытки решить назревшие проблемы в правовом регулировании отношений собственности на землю.
Читать PDF
602.47 кб

Право собственности на землю в России: понятие, содержание, история становления

Романов В.И.
Читать PDF
266.78 кб

Исторический аспект регулирования правоотношений собственности на землю в России

Мустакимов Наил Салимович, Попрухина Екатерина Александровна
Статья посвящена выявлению особенностей правового регулирования отношений земельной собственности на различных исторических этапах Российской государственности.
Читать PDF
355.67 кб

Муниципальные территориально-правовые образования как субъекты права собственности на землю

Султанов Евгений Батырович
Актуальность и цели. Конституция РФ 1993 г. в п. 2 ст. 9 закрепила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вместе с тем в соответствии с ч.
Читать PDF
339.22 кб

Правоприменительная практика приобретения права частной собственности на землю в городе Москве

Свиридов И. Т.
Since the beginning of 90’s the result of legislative changes in modern Russia was the restoration of private ownership of land.
Читать PDF
618.87 кб

97. 02. 023-030. Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации / РАН. Ин-т

Крысанова Н. В.
Читать PDF
344.40 кб

Право собственности на землю как предмет дискуссий и законодательного регулирования в завершающий пе

Верхогляд Дарья Александровна
В статье раскрывается суть дискуссий по вопросу о дальнейшем развитии института собственности, а в его рамках – права собственности на землю.
Читать PDF
352.70 кб

98. 04. 028. Безбах В. В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки. (правовое регу

Крысанова Н. В.
Читать PDF
317.79 кб

Особенности гражданско-правового регулирования права собственности и иных частных прав на землю как

Шорников Дмитрий Владимирович
Статья посвящена анализу гражданско-правового регулирования права собственности и иных частных прав на землю Гражданским кодексом Республики Корея.
Читать PDF
1.20 мб

Конституционное право граждан РФ на частную собственность на землю: историко-политологическое измере

Трофимов Евгений Александрович
В статье рассматриваются вопросы реализации гражданами Российской Федерации права частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения. На основе опыта других стран, показывается многовариантность их решения
Читать PDF
560.82 кб

Ограничение права собственности на землю в интересах публичных образований: правовой подход Европейс

Зарщиков Александр Викторович
Статья посвящена анализу правового подхода Европейского Суда по правам человека при рассмотрении им споров, связанных с ограничением права собственности на землю в публичных интересах.
Читать PDF
421.59 кб

Особенности правового регулирования института собственности на землю и земельных отношений в России

Верхогляд Дарья Александровна
В статье проанализированы особенности правового регулирования института собственности на землю в России после распада Советского государства.
Читать PDF
257.85 кб

2015. 04. 017. Крассов О. И. Право собственности на землю в странах Европы. - М. : норма, Инфра-М, 2

Рёрихт А.А.