Государственный финансовый контроль

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Государственный финансовый контроль
реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Источник: Словарь терминов, используемых в финансово-правовой литературе

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
предусмотренная бюджетным законодательством система контрольно-надзорных мер обеспечения законности действий и решений субъектов бюджетных правоотношений. Контрольная деятельность в бюджетной сфере осуществляется различными органами. Особо значима роль законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, которые осуществляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете (предварительный контроль) и в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета (текущий контроль). При этом наиболее действенными инструментами контроля является утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты и иные органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления) для проведения внешнего аудита; вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Финансовый контроль осуществляют также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители (государственный орган, имеющий право распределять средства бюджета по его получателям и подведомственным распорядителям), распорядители бюджетных средств (орган, полномочный распределять бюджетные средства).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Финансовый государственный контроль
особая функция государственного управления, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений — своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.
Систему Ф.г.к. образуют следующие элементы или структурные уровни:
— государственный контроль;
— аудиторский контроль (его часто называют независимым);
— внутренний контроль (организованный на уровне непосредственно экономических единиц);
— общественный контроль (со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т. д.).
Ф.г.к. — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
а) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и (или) материальный ущерб государству;
б) несоблюдения финансово-хозяй-
ственного, в том числе бюджетного, законодательства;
в) недостатков в организации систем
управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.
Наряду с отмеченными мерами Ф.г.к. РФ включает систему мероприятий:
— по контролю за исполнением международных финансовых обязательств Российской Федерации, состоянием государственного внутреннего долга, соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг;
— за осуществлением операций с негосударственными средствами в целях выявления необычных (нетрадиционных для финансово-хозяйственной деятельности субъекта правоотношений) сделок, требующих повышенного внимания и дополнительного контроля.
Ф.г.к. является стоимостным контролем, поэтому он осуществляется во всех сферах процесса общественного воспроизводства. Следовательно, объектом Ф.г.к. являются денежные отношения, при этом непосредственно предметом проверок являются такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость. В этой связи важно отметить, что в сферу регулирования нормами ф. г.к. подпадают практически все финансовые операции. Но вместе с этим Ф.г.к. нельзя ограничить только проверкой денежных средств, поскольку в конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов государства, так как в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Ф.г.к. — самостоятельная функция управления, т. е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
Органами Ф.г.к. в РФ являются Счетная палата, Министерство финансов РФ, включая органы федерального казначейства и контрольно-ревизионные органы, контрольные и финансовые органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации всех уровней, другие государственные органы и организации, Банк России, выполняющие контрольные функции Ф.г.к. в соответствии с возложенными на них законодательством РФ полномочиями.
Объектом Ф.г.к. в РФ является деятельность федеральных органов государственной власти (в том числе их аппаратов), государственных федеральных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов РФ, организаций с государственным участием, а также иных организаций вне зависимости от видов и форм собственности, использующих государственное имущество. На деятельность органов местного самоуправления, общественных объединений, негосударственных фондов, иных негосударственных некоммерческих организаций и на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов или управлением ими в соответствии с законодательными, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также в определенной части негосударственных средств (См. Контроль деятельности муниципального образования).
И. Н. Барциц
Список литературы
Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. — М.: Юриспруденция, 2000.
Хорина Л. Я. Правовое обеспечение контроля исполнения федерального бюджета Российской Федерации. — М.: МГУ, 2004.
Шохин С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 1999.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама