ГУБЕРНАТОР
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Юридическая энциклопедия
В РФ Г. избирается непосредственным голосованием населения соответствующего субъекта РФ сроком на 4 года. Функции и полномочия Г. во многом сходны с теми, которыми наделен глава государства. Г. является высшим должностным лицом субъекта РФ, руководит органами государственной исполнительной власти данного субъекта. В одних субъектах РФ Г. осуществляет исполнительную власть непосредственно (Тюменская область), в других - через формируемый им самостоятельный орган - правительство субъекта РФ (Ярославская, Тульская области, Ханты-мансийский автономный округ). Г. может также возглавлять правительство субъекта РФ (Ставропольский край). Модели взаимоотношений между Г., правительством и законодательным органом в разных субъектах РФ, несмотря на существенные различия, имеют сходство с моделью взаимоотношений соответствующих ветвей власти на уровне РФ. В некоторых субъектах РФ Г. наделен правом роспуска регионального законодательного (представительного)органа в случаях, предусмотренных уставом субъекта РФ.
Г., руководствуясь уставом субъекта РФ, определяет основные направления внутренней политики, обеспечивает защиту прав и свобод граждан, подписывает и обнародует законы субъекта РФ. представляет его во взаимоотношениях с Президентом РФ, Правительством РФ, другими субъектами РФ. а также полномочными представителями органов государственной власти регионов иностранных государств.
Г. по должности является членом СФ от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
В некоторых субъектах РФ предусмотрены должности вице-Г. (Калужская, Кемеровская. Нижегородская, Саратовская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области, Санкт-Петербург).
Источник: Энциклопедия юриста
1) В царской России Г. - глава губернии, назначавшийся царским указом, должностное лицо государственной администрации, представитель высшей правительственной власти в губернии и одновременно Министерства внутренних дел.
Как представитель центральной власти Г. заведовал обнародованием законов; осуществлял надзор за управлением губернией; сам издавал обязательные постановления в интересах правильного и успешного исполнения узаконении в сферах общественного благочиния, порядка и безопасности. В качестве представителя министерства внутренних дел был начальником всей местной полиции, разрешал все текущие дела управления, председательствовал во многих местных присутствиях и комитетах (включая губернские, по воинским, земским и городским, фабричным делам и др.), а также в попечительских комитетах и ряде особых присутствий (по обеспечению прав православного духовенства, присутствий судебных палат и др.), обеспечивал охрану прав дворянства и надзор за дворянскими собраниями, сельским и волостным управлением, иностранцами, общественной нравственностью, недопущением открытия противозаконных обществ, осуществлял попечение о народном продовольствии, об общественном призрении и т. д.
2) В современной России - глава исполнительной власти некоторых краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Санкт-Петербурга как субъектов РФ. Как правило, избирается населением на 4-летний срок и не более чем на два срока подряд. По должности является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ; представляет субъект РФ на федеральном уровне. во взаимоотношениях с другими субъектами РФ и органами иностранных государств; обладает ключевыми полномочиями по руководству экономико-хозяйственным и социально-культурным развитием субъекта РФ; руководит работой администрации как органа исполнительной власти субъекта. Г. обеспечивает комплексное развитие территории субъекта РФ, взаимодействует с органами местного самоуправления районов и городов. Участвует в работе органа законодательной (представительной) власти субъекта с совещательными функциями; вносит на рассмотрение этого органа проекты законов субъекта, подписывает и обнародует законы субъекта, обладает правом отлагательного вето. Принимает меры по консолидации общественно-политических сил и движений на территории субъекта, обеспечению прав и законных интересов граждан, охране общественного порядка. (С. А.)
1) должностное лицо, управлявшее губернией в Российской империи. Сам термин заимствован из шведской административной терминологии. Г. первоначально имели весьма широкие полномочия - административные, финансовые, судебные и военные. Г. назначался на должность и смещался с должности императором (при Петре I изредка Сенатом), осуществлял свои функции бессрочно. Как представитель высшей правительственной власти в губернии Г. заведовал обнародованием законов; осуществлял надзор за управлением губернией; единолично издавал обязательные постановления в интересах правильного и успешного исполнения узаконений в сферах общественного благочиния, порядка и безопасности. Будучи представителем Министерства внутренних дел, Г. являлся начальником всей местной полиции; разрешал все текущие дела управления; председательствовал во многих местных присутствиях и комитетах (губернских, по воинским делам, земских и городских и др.), а также в попечительских комитетах и ряде особых присутствий (по обеспечению прав православного духовенства, судебных палат); обеспечивал охрану прав дворянства и надзор за дворянскими собраниями, сельским и волостным управлением, иностранцами, общественной нравственностью, недопущением открытия противозаконных обществ, осуществлял попечение о народном продовольствии, об общественном призрении и др. При Г. состоял вице-Г.
Более высоким по статусу был в Российской империи генерал-Г. - высшее должностное лицо местного государственного управления, осуществлявшее управление одной (особенно важной) губернией или несколькими губерниями и обладавший в этих целях гражданской, военной и судебной властью. В 1850 г. в России было 10 генерал-Г. С введением в 1860 г. системы военных округов генерал-Г. стали совмещать свою должность с постом главы военного округа. После февраля 1917 г. должность генерал-Г. была упразднена. Некоторые политики, специалисты в области конституционного права высказываются в пользу учреждения в РФ генерал-губернаторств и соответствующей им должности генерал-Г. - исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
2) в РФ - глава администрации или высшее должностное лицо, избираемое населением края (области) и возглавляющее в нем систему исполнительных органов государственной власти. Институт губернаторства функционирует во всех краях (за исключением Краснодарского), а также в Белгородской, Ленинградской, Нижегородской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Кировской, Курганской, Курской, Новгородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (ред. от 3 февраля 2015 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет основы статуса главы субъекта РФ, называет его (ст. 18 и др.) высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
В соответствии с изменениями, внесенными в указанный Закон 11 декабря 2004 г., гражданин РФ теперь наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ. Закон оставляет на усмотрение субъекта РФ наименование данной должности.
С 2012 года вновь введено избрание населением высшего должностного лица субъекта РФ путем прямых выборов. Однако в последующем, изза нежелания идти на прямые выборы и/или опасения проиграть на них, некоторые республики Северного Кавказа (их главы) добились того, что там был сохранен в целом прежний порядок прихода в должности глав этих субъектов РФ – решением законодательного органа власти. Такой же порядок применяется для новых субъектов РФ – Республики Крым и Севастополя. Надо полагать, что прямые выборы не устраивают и руководителей других субъектов РФ; в результате изменениями от 3 февраля 2015 г., внесенными в названный Закон, установлено, что конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Это означает, что вполне можно ожидать отмены прямых выборов глав во многих субъектах РФ.
Г., как и главы исполнительной власти иных субъектов РФ, представляет субъект РФ на федеральном уровне, во взаимоотношениях с другими субъектами РФ и органами иностранных государств. Обладает ключевыми полномочиями по руководству экономикохозяйственным и социальнокультурным развитием субъекта РФ, под его руководством работает администрация как орган исполнительной власти субъекта.
Обеспечивает комплексное развитие территории субъекта, взаимодействует с органами местного самоуправления районов и городов. Участвует в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, вносит на рассмотрение этого органа проекты законов субъекта, подписывает и обнародует законы субъекта, обладает правом отлагательного вето. Принимает меры по консолидации общественнополитических сил и движений на территории субъекта РФ, обеспечению прав и законных интересов граждан, охране общественного порядка.
2) В царской России г. – глава губернии, назначавшийся царским указом, должностное лицо государственной администрации. Представитель высшей правительственной власти в губернии и одновременно орган министерства внутренних дел. Как представитель центральной власти г.: заведовал обнародованием законов; осуществлял надзор за всем управлением губернией; сам издавал обязательные постановления в интересах правильного и успешного исполнения узаконений в сферах общественного благочиния, порядка и безопасности. В качестве представителя министерства внутренних дел был начальником всей местной полиции, разрешал все текущие дела управления, председательствовал во многих местных присутствиях и комитетах (включая губернское, по воинским делам, по земским и городским делам, по фабричным делам и др.), а также в попечительских комитетах и ряде особых присутствий (по обеспечению прав православного духовенства, присутствий судебных палат и др.), охранял права дворянства и осуществлял надзор за дворянскими собраниями, за сельским и волостным управлением, наблюдал за иностранцами, общественной нравственностью, недопущением открытия противозаконных обществ, осуществлял попечение о народном продовольствии, об общественном призрении и т. д.
3) В ряде зарубежных государств г. – глава исполнительной власти территориальных единиц, полномочия он получает поразному: например, в США г. штата избирается населением; в Австрии правительство земли во главе с г. избирается ландтагом (парламентом) земли; в Индии г. штатов назначаются на должность Президентом государства.
4) В странах Британского содружества г. – назначаемый английской Короной ее представитель в государствах (территориях), входящих в Содружество и бывших ранее британскими колониями. Формально не только представляет интересы Короны, но и осуществляет контроль над органами власти соответствующих территорий, однако во многих случаях это носит скорее символический характер.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Должность губернатора была введена при Петре I, когда в 1708 г. территория Российского государства была разделена на новые административные образования — губернии (см. Губерния).
В послепетровское время власть губернатора все более укреплялась. По инструкции 1728 г. губернатор и губернская канцелярия являлись единственным органом управления и суда в губернии. «Наставление» 1764 г. именовало губернатора «хозяином губернии», подчинялся он только царской особе и Сенату.
Следующая реформа местного административно-управленческого аппарата, проведенная Екатериной II в 1775–1779 гг., создала три группы управления: административнополицейское, финансово-хозяйственное и судебное.
«Учреждения о губерниях» на первых порах ограничивали власть губернатора созданием губернского правления, которое «управляет в силу законов именем императорского величества всею губернией». Фактически же деятельность губернского правления была подчинена губернатору. По сравнению с канцелярией губернатора губернское правление превратилось в исполнительный орган при губернаторе. После создания в 1802 г. министерств губернатор числился в кадрах министерства внутренних дел, но в подчиненной ему губернии он имел право надзора за работой учреждений всех ведомств, являлся председателем ряда комиссий, комитетов и присутствий, в ведении которых находились многие отрасли жизни губернии. Положение губернатора как хозяина губернии было закреплено «Наказом губернаторам» 1837 г., который действовал до 1917 г.
Реформы 1861–1864 гг. не изменили положения губернатора как хозяина губернии, хотя ему перестали напрямую подчиняться некоторые учреждения, созданные в пореформенное время (контрольные палаты, акцизные управления и др.). Губернатор попрежнему являлся председателем различных ведомственных присутствий, комитетов, комиссий, составленных из чиновников губернии, иногда с привлечением представителей земского и городского самоуправления. Более того, ряд законодательных актов расширял права губернатора. Так, Положение Комитета министров 1866 г. предоставило губернаторам право общей и внезапной ревизии гражданских учреждений независимо от ведомства и право решать назначения и перемещения чиновников всех рангов в пределах губернии. Положение 1876 г. дало губернатору право издавать «Обязательные постановления по охранению порядка и спокойствия» (запрещение «нежелательных» собраний и печатных изданий), а Положение от 14 августа 1831 г. — право вводить «усиленную и чрезвычайную охрану» в губернии или части ее, что очень широко применялось в 1905–1906 гг.
Хотя губернаторы числились в ведомстве МВД, назначались они императорским указом через правительствующий Сенат.
Возрождение института губернаторства в России явилось результатом демократических преобразований в начале 90-х гг. XX столетия. 22 августа 1991 г. Президент РФ Б. Ельцин назначил Василия Дьяконова первым главой администрации (Краснодарского края). С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России.
1 июня 2012 года вступил в силу закон о выборах губернаторов. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. При этом партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного.
Губернатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Желающего зарегистрироваться кандидатом должны поддержать от 5 процентов до 10 процентов депутатов муниципальных собраний, точная цифра определяется в законе субъекта РФ. Местные парламентарии могут голосовать (поставить нотариально заверенную подпись) только за одного кандидата. Таким образом, к выборам допускаются люди, хорошо владеющие проблематикой своего региона. Подписные листы должны публиковаться в Интернете.
Для проведения референдума по отзыву губернатора необходимо не менее 25% подписей избирателей. Причем для того чтобы губернатор был отозван, требуется более 50% голосов избирателей, зарегистрированных в регионе.
Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями губернатора на срок не более 5 лет. Губернатор не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В. В. Клементьев
Список литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Административные реформы в России. История и современность. — М., 2006.
Маркова А. Н. История государственного управления России. — М., 2007.
Омельченко Н. А. История государственного управления в России. — М., 2007.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия