процесс получения доходов и осуществления расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете. В ходе И. б. могут наблюдаться отклонения от принятого варианта, в связи с чем необходимо контролировать и регулировать процесс его исполнения.
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Исполнение бюджета
обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных по бюджету расходов. Исполнение бюджета начинается после вступления в силу нормативного акта представительного органа, утвердившего местный бюджет. Организация исполнения и исполнение местных бюджетов относятся к компетенции местной администрации.
Источник: Большой юридический словарь
Исполнение бюджета
процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, то есть обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ за федеральный бюджет, правительства (администрации) субъектов РФ – за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления – за исполнение местного бюджета. В исполнении бюджета участвуют и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. В РФ установлено казначейское исполнение бюджета. За исполнение доходной части бюджета по налоговым платежам отвечают налоговые органы. Особая роль в исполнении расходной части бюджета принадлежит главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158, 162 БК РФ).
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
стадия бюджетного процесса, заключающаяся в обеспечении полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирования всех запланированных по бюджету расходов. Порядок И.б. определяется Бюджетным кодексом РФ, законами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления. В РФ установлено казначейское И.б. на принципе единства кассы. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, составляемой в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ (см. Бюджетная классификация) с поквартальной разбивкой. Исполнение доходной части бюджета осуществляется за счет поступлений налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в установленном порядке. Несвоевременное или неполное выполнение юридическими лицами своих обязательств перед бюджетом является нарушением финансовой дисциплины. Доходы перечисляются и зачисляются на единый счет бюджета, распределяются регулирующие доходы в соответствии с утвержденным бюджетом, излишне уплаченные в бюджет суммы возвращаются, проводится учет доходов и составляется отчетность о доходах соответствующего бюджета. Исполнение расходной части бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета. И.б. по расходам включает этапы санкционирования и финансирования. На этапе санкционирования составляется и утверждается бюджетная роспись, уведомляются о бюджетных ассигнованиям распорядители и получатели бюджетных средств, утверждается смета доходов и расходов, доводятся до сведения распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, которые могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований лишь в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, принимаются денежные обязательства получателями бюджетных средств, а также проводится подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. В процессе финансирования происходит расходование бюджетных средств путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Изменение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных для каждого получателя бюджетных средств, возможно лишь вследствие введения режима сокращения расходов бюджета (см. Секвестр), получения доходов при И.б. сверх утвержденных законом (решением) о бюджете либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных (орган государственной власти РФ, ее субъекта, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение), определенных ведомственной классификацией расходов федерального бюджета и имеющих право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета, и нижестоящих (орган государственной власти или орган местного самоуправления), имеющих право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. Они имеют право перемещать бюджетные а с с и г н о в а н и я между получателями средств в пределах объемов, установленных бюджетным законодательством. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители несут ответственность. Исполнение федерального бюджета возлагается на Федеральное казначейство (см. Казначейство федеральное), единый счет которого находится в Банке России. Оно проводит регистрацию всех поступлений, регулирует объемы и сроки принятия бюджетных обязательств, совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, производит платежи, списывая средства с единого счета федерального бюджета и отражая выполненные операции на лицевых счетах бюджетных средств. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись, утверждаемую министром финансов РФ, передает ее на исполнение Федерального казначейства, а также направляет для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета орган, исполняющий бюджет, доводит объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств. Получатель средств федерального бюджета принимает денежные обязательства согласно смете доходов и расходов и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Объемы бюджетных ассигнований из федеральных бюджетов могут изменяться министром финансов РФ, главными распорядителями федерального бюджета в пределах предоставленных им полномочий. Министр финансов РФ также наделен правами по перемещению ассигнований и блокировке расходов при нецелевом использовании бюджетных средств в объеме своих полномочий. И.б. осуществляется в пределах финансового года, заканчивающегося 31 декабря закрытием счетов бюджета. До закрытия счета бюджета орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. После завершения операций по принятым денежным обязательствам остаток средств учитывается в доходах бюджета последующего финансового года. Средства бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской деятельности и не использованные в течение финансового года, зачисляются на вновь открываемые для них лицевые счета. Л.И. Булгакова
Источник: Юридическая энциклопедия