налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (в отличие от выездной проверки). Порядок К. н.п. установлен ст. 88 НК РФ.
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Источник: Большой юридический словарь
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом
по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций,
расчетов, бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней,
других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов,
представленных налогоплательщиком, а также объяснений, представ-
ленных налогоплательщиком или его представителями, и имеющихся у
налогового органа документов и сведений.
(Приказ ГНК РБ от 30.12.1999 N 326)
Камеральная налоговая проверка
Налоговый кодекс РФ не содержит определения термина "камеральная налоговая проверка". Его значение может быть установлено из анализа ст. 88 Налогового кодекса РФ, которая закрепляет основание и порядок проведения камеральной налоговой проверки. Общей целью налоговых проверок, как камеральных, так и выездных, является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87).
Основные правила проведения камеральных налоговых проверок состоят в следующем.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
При выявлении в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Налогоплательщик при представлении пояснений вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый орган по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. В то же время законодатель установил ряд исключений из названного правила. Так, например, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. При установлении факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах должностные лица налогового органа составляют акт налоговой проверки.
Конституционный Суд РФ определил, что камеральная налоговая проверка является "формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа". Такая проверка нацелена "на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона" [1].
В науке финансового и налогового права дискуссий относительно понятия "камеральная налоговая проверка" не ведется. Исследователи, как правило, рассматривают соотношение камерального и выездного контроля, изучают прикладные вопросы осуществления камерального налогового контроля, чаще с точки зрения защиты прав налогоплательщиков.
Н.А. Захарова, формулируя собственное понятие камеральной налоговой проверки, во многом воспроизводит нормы налогового закона. Под камеральной налоговой проверкой она предлагает понимать "проверку полноты и своевременности исчисления, удержания и уплаты налогов, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной налоговой отчетности, и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов (информации) о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа" [7, с. 19].
Т.Д. Садовская представляет камеральную налоговую проверку как комплекс "последовательно осуществляемых мероприятий, проводимых по месту нахождения налогового органа посредством сопоставления отчетных данных с информацией из других источников. Камеральная проверка - это, по сути, счетно-аналитическая проверка представленных в налоговый орган документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога" [10, с. 7].
В качестве самостоятельного налогового производства В.И. Гудимов называет производство по проведению камеральных налоговых проверок. Это производство есть "процессуальная форма упорядочивания деятельности налоговых органов по осуществлению камеральных налоговых проверок в целях контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также выявления допущенных нарушений и создания предпосылок для привлечения нарушителей к ответственности" [8, с. 9].
У.А. Сайпуллаев указывает, что камеральные проверки, хотя и являются одной из основных форм налогового контроля, находятся тем не менее "за пределами жестких процедур, в частности, они по общему правилу проводятся без специального решения, без обязательного составления акта, с возможностью привлечения к налоговой ответственности" [11].
Двойное значение камеральной налоговой проверки отмечает А.М. Полтева: "Во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок" [9].
К числу задач камеральной налоговой проверки исследователь относит:
- визуальную проверку правильности оформления бухгалтерской отчетности (проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц);
- проверку правильности составления расчетов по налогам, которая включает: арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот; проверку правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы; проверку своевременности представления расчетов по налогам;
- логический контроль за наличием искажений в отчетной информации;
- проверку логической связи между отчетными и расчетными показателями сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
- проверку согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;
- предварительную оценку бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины [9].
Определяя камеральную налоговую проверку как универсальную форму текущего налогового контроля, авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" среди задач камеральной проверки называют также превентивную задачу, состоящую в предупреждении и пресечении нарушения законодательства о налогах и сборах [6]. При обосновании этой задачи камеральной проверки авторы ссылаются на норму налогового закона, согласно которой в случае обнаружения ошибок, противоречий либо несоответствия в документах налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88).
Данное законоположение было фактически уточнено Конституционным Судом РФ: "В случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов" [2].
Суды неоднократно рассматривали отдельные вопросы производства камеральных налоговых проверок, в частности Высший Арбитражный Суд РФ рассматривал вопрос о возможности проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщика при непредоставлении им налоговой декларации (расчета), а также о правомерности проведения камеральной проверки за пределами установленного законом трехмесячного срока.
Ответ на вопрос о возможности проведения камеральной налоговой проверки в отсутствии налоговой декларации (расчета) был не сразу найден Высшим Арбитражным Судом РФ. Первоначально при передаче на рассмотрение одного из споров в Президиум ВАС РФ суд указал, что "налоговый орган не ограничен в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых самим налогоплательщиком. В связи с этим камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа не только на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, но и на основании других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа" [4].
Вывод о недопустимости проведения налоговым органом камеральной проверки при отсутствии в налоговом органе декларации налогоплательщика является неверным. Иное толкование рассматриваемой правовой нормы "означает упразднение этой формы налогового контроля со стороны налогового органа в случаях непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций, при получении налоговым органом в установленном законодательством порядке конкретных сведений о деятельности налогоплательщика от иных лиц" [4].
Состоявшееся Постановление Президиума ВАС РФ по данному делу содержало противоположный вывод: "Довод... о допустимости осуществления налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признан основанным на действующем законодательстве... поскольку в подобных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля" [3].
В практике арбитражных судов нашел свое разрешение вопрос о проведении камеральной проверки за пределами установленного срока. В Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рекомендует следующий подход. Проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока подачи искового заявления о взыскании налога. "Следует исходить из того, что установленный... срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней" [5].
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О "По жалобе открытого акционерного общества "Востоксибэлектросетьстрой" на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 43. Ст. 4529.
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07 по делу N А19-5644/06-31 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 10.
4. Определение ВАС РФ от 12.04.2007 N 1580/07 по делу N А19-5644/06-31 (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.
6. Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др. / Под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с.
7. Захарова Н.А. Правовые проблемы регулирования налогового контроля в свете административной реформы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 26 с. (С. 19.)
8. Гудимов В.И. Налоговый контроль: Процессуально-правовая характеристика: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. 23 с. (С. 9.)
9. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2009. N 4.
10. Садовская Т.Д. Правовые и организационные аспекты совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. 26 с. (С. 7.)
11. Сайпуллаев У.А. Процессуальные аспекты осуществления налогового контроля и последующего производства по фактам выявленных правонарушений // Финансовое право. 2008. N 3.
Основные правила проведения камеральных налоговых проверок состоят в следующем.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
При выявлении в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Налогоплательщик при представлении пояснений вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый орган по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. В то же время законодатель установил ряд исключений из названного правила. Так, например, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. При установлении факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах должностные лица налогового органа составляют акт налоговой проверки.
Конституционный Суд РФ определил, что камеральная налоговая проверка является "формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа". Такая проверка нацелена "на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона" [1].
В науке финансового и налогового права дискуссий относительно понятия "камеральная налоговая проверка" не ведется. Исследователи, как правило, рассматривают соотношение камерального и выездного контроля, изучают прикладные вопросы осуществления камерального налогового контроля, чаще с точки зрения защиты прав налогоплательщиков.
Н.А. Захарова, формулируя собственное понятие камеральной налоговой проверки, во многом воспроизводит нормы налогового закона. Под камеральной налоговой проверкой она предлагает понимать "проверку полноты и своевременности исчисления, удержания и уплаты налогов, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной налоговой отчетности, и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов (информации) о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа" [7, с. 19].
Т.Д. Садовская представляет камеральную налоговую проверку как комплекс "последовательно осуществляемых мероприятий, проводимых по месту нахождения налогового органа посредством сопоставления отчетных данных с информацией из других источников. Камеральная проверка - это, по сути, счетно-аналитическая проверка представленных в налоговый орган документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога" [10, с. 7].
В качестве самостоятельного налогового производства В.И. Гудимов называет производство по проведению камеральных налоговых проверок. Это производство есть "процессуальная форма упорядочивания деятельности налоговых органов по осуществлению камеральных налоговых проверок в целях контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также выявления допущенных нарушений и создания предпосылок для привлечения нарушителей к ответственности" [8, с. 9].
У.А. Сайпуллаев указывает, что камеральные проверки, хотя и являются одной из основных форм налогового контроля, находятся тем не менее "за пределами жестких процедур, в частности, они по общему правилу проводятся без специального решения, без обязательного составления акта, с возможностью привлечения к налоговой ответственности" [11].
Двойное значение камеральной налоговой проверки отмечает А.М. Полтева: "Во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок" [9].
К числу задач камеральной налоговой проверки исследователь относит:
- визуальную проверку правильности оформления бухгалтерской отчетности (проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц);
- проверку правильности составления расчетов по налогам, которая включает: арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот; проверку правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы; проверку своевременности представления расчетов по налогам;
- логический контроль за наличием искажений в отчетной информации;
- проверку логической связи между отчетными и расчетными показателями сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
- проверку согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;
- предварительную оценку бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины [9].
Определяя камеральную налоговую проверку как универсальную форму текущего налогового контроля, авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" среди задач камеральной проверки называют также превентивную задачу, состоящую в предупреждении и пресечении нарушения законодательства о налогах и сборах [6]. При обосновании этой задачи камеральной проверки авторы ссылаются на норму налогового закона, согласно которой в случае обнаружения ошибок, противоречий либо несоответствия в документах налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88).
Данное законоположение было фактически уточнено Конституционным Судом РФ: "В случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов" [2].
Суды неоднократно рассматривали отдельные вопросы производства камеральных налоговых проверок, в частности Высший Арбитражный Суд РФ рассматривал вопрос о возможности проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщика при непредоставлении им налоговой декларации (расчета), а также о правомерности проведения камеральной проверки за пределами установленного законом трехмесячного срока.
Ответ на вопрос о возможности проведения камеральной налоговой проверки в отсутствии налоговой декларации (расчета) был не сразу найден Высшим Арбитражным Судом РФ. Первоначально при передаче на рассмотрение одного из споров в Президиум ВАС РФ суд указал, что "налоговый орган не ограничен в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых самим налогоплательщиком. В связи с этим камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа не только на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, но и на основании других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа" [4].
Вывод о недопустимости проведения налоговым органом камеральной проверки при отсутствии в налоговом органе декларации налогоплательщика является неверным. Иное толкование рассматриваемой правовой нормы "означает упразднение этой формы налогового контроля со стороны налогового органа в случаях непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций, при получении налоговым органом в установленном законодательством порядке конкретных сведений о деятельности налогоплательщика от иных лиц" [4].
Состоявшееся Постановление Президиума ВАС РФ по данному делу содержало противоположный вывод: "Довод... о допустимости осуществления налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признан основанным на действующем законодательстве... поскольку в подобных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля" [3].
В практике арбитражных судов нашел свое разрешение вопрос о проведении камеральной проверки за пределами установленного срока. В Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рекомендует следующий подход. Проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока подачи искового заявления о взыскании налога. "Следует исходить из того, что установленный... срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней" [5].
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О "По жалобе открытого акционерного общества "Востоксибэлектросетьстрой" на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 43. Ст. 4529.
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07 по делу N А19-5644/06-31 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 10.
4. Определение ВАС РФ от 12.04.2007 N 1580/07 по делу N А19-5644/06-31 (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 5.
6. Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др. / Под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с.
7. Захарова Н.А. Правовые проблемы регулирования налогового контроля в свете административной реформы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 26 с. (С. 19.)
8. Гудимов В.И. Налоговый контроль: Процессуально-правовая характеристика: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. 23 с. (С. 9.)
9. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2009. N 4.
10. Садовская Т.Д. Правовые и организационные аспекты совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. 26 с. (С. 7.)
11. Сайпуллаев У.А. Процессуальные аспекты осуществления налогового контроля и последующего производства по фактам выявленных правонарушений // Финансовое право. 2008. N 3.
Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.