НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Налоговое право
совокупность правовых норм, которые регулируют налоговые отношения между государством и плательщиком налогов; важнейшая составная часть финансового права.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Налоговое право
совокупность юридических норм, устанавливающих виды и порядок взимания налогов в данном государстве, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; в настоящее время это подотрасль финансового права.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО
совокупность юридических норм, устанавливающих виды и порядок взимания налогов в данном государстве, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; подотрасль финансового права. Источниками Н. п. являются: Конституция РФ, НК РФ и другие законы, затрагивающие вопросы налогообложения.

Источник: Большой юридический словарь

НАЛОГОВОЕ ПРАВО
подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в государстве, порядок взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Источниками Н.п. в РФ являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, ряд федеральных законов РФ (в части, не противоречащей НК).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Налоговое право
это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ; осуществлению налогового контроля; обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Указанные отношения и являются предметом налогового права как подотрасли финансового права.

Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.

Налоговое право
это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджеты, а также внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанные отношения и являются предметом налогового права как подотрасли финансового права.

Источник: Большой юридический словарь

НАЛОГОВОЕ ПРАВО
система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов. Н.п. регулирует отношения, связанные: с введением и установлением налогов и иных налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровнях; с исчислением и уплатой конкретных видов налоговых платежей, в т.ч. по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов; с совершением налоговых преступлений и правонарушений и ответственностью за них. Н.п. устанавливает обязанность юридических и физических л и ц по уплате налогов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. История Н.п. насчитывает тысячелетия. Н.п. стало одним из звеньев, регулирующих экономические отношения с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы потребовали соответствующего финансирования. Первые основы Н.п. на Руси были заложены в царствование Ивана III введением прямых и косвенных налогов, налоговой отчетности и первой налоговой декларации — сошного письма. Развитие и совершенствование Н.п. было продолжено в эпоху реформ Петра I, характеризующуюся постоянными нехватками финансовых ресурсов. Основными источниками Н.п. становятся указы, которые к традиционным налогам и акцизам добавляют все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. С учреждением специальной государственной должности — прибыльщиков, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль», число налогов постоянно увеличивалось. Н.п. как совокупность юридических норм, устанавливающих налоговую систему государства, порядок взимания налогов, ответственность за нарушение предписаний налоговых властей, занимает вплоть до 1917 особое место в общем механизме финансового регулирования российского государства. Именно налоги являются главным инструментом, с помощью которого образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования публичной власти. После 1917 основным доходом государства стали денежная эмиссия, контрибуция и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный классовый характер (например единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимавшийся с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников; единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым были обложены городская буржуазия и кулачество). Роль Н.п. в этот период незначительна. Основы советского Н.п. начинают закладываться в период первых налоговых преобразований, относящихся к периоду нэпа. На развитие Н.п. в начале 20-х гг. большое влияние оказывают налоговая политика и налоговое устройство дореволюционной России. Для этого периода характерно двойное налогообложение и дестиму- лирующие налоги. Однако уже в 30-е гг. роль и значение Н.п. резко уменьшается, т.к. налоги начинают выполнять несвойственные им функции. Они используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики, свертыванием нэпа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения заменяется административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. В этой ситуации налогообложение предприятий и его правовое обеспечение теряло смысл. Налоги же с населения не имели большого значения для бюджета государства. В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946). С целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям 21 ноября 1941 был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, н е имевший аналогов в истории налогообложения во всем мире (кроме Монголии). Несмотря на временный характер, он просуществовал вплоть до начала 90-х гг. Период до середины 80-х гг. можно характеризовать как период застоя в развитии Н.п. Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно привела к возрождению отечественного налогообложения. 14 июля 1990 был принят Закон о налогах с предприятий, объединений и организаций, который стал первым унифицированным нормативным актом, урегулировавшим многие налоговые правоотношения в стране. После августовских событий 1991 молодому российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Принимаются основополагающие налоговые законы, в частности, законы РФ 1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О н а логе на прибыль предприятий и организаций», «О н а логе на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». В декабре 1991 налоговая система России в основном была сформирована. С этого момента начинается новый подъем в развитии Н.п. Российской Федерации. В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к налоговому законодательству относились не только федеральные законы о налогах, но и законы, содержащие те или иные налоговые оговорки или льготы. Особое место в регулировании налоговых отношений занимали ведомственные нормативные акты, иногда искажающие содержание законов, бюрократизировавшие систему отношений и ущемляющие права и законные интересы налогоплательщиков. Кроме того, в ходе правоприменительной практики и налоговые органы, и налогоплательщики часто сталкивались с трудностями, связанными с пробелами налогового законодательства, быстрым ростом количества нормативных актов, составляющих систему налогового законодательства, постоянным внесением в него значительных изменений и дополнений. Все это вызвало необходимость единого кодифицированного акта в сфере налогообложения — Налогового кодекса РФ ( НК РФ), который установил систему и общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральным законов о налогах и сборах, а законодательство субъектов РФ — из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Н К РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Н К РФ. Лит.: Три века. Россия от смуты до нашего времени / Под ред. В. Калаша. М., 1913; Цыпкин С. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М., 1955; Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997; Налоговый кодекс РФ. Часть первая (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 9 июля 1999). М., 1999, Налоговый кодекс. Часть вторая / / Закон. 2000. № 1. Р.Ф. Захарова

Источник: Юридическая энциклопедия

НАЛОГОВОЕ ПРАВО
подотрасль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Н.п. - одна из наиболее важных подотраслей финансового права. Основываясь в целом на предмете и методе регулирования финансового права, Н.п. имеет специфику, что признается необходимым при выделении комплекса правовых норм в подотрасль. Отношения, регулируемые Н.п., непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением, экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений, и составляют предмет Н.п.
Регулятивная роль Н.п. в наибольшей степени проявляется при функционировании системы налоговых органов. Н.п. выступает юридической формой реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, поэтому Н.п. отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой финансовой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления). В центре внимания Н.п. находятся те виды отношений, которые непосредственно возникают в связи с выполнением задач и функций налогообложения субъектами исполнительной власти. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных налоговых полномочий.
Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию Налогового кодекса, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых Н.п. К ним относятся: а) отношения между субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции РФ и ее субъектов в области налогообложения; б) отношения между различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при определении экономической эффективности и налогооблагаемой базы по конкретному виду налога; при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений; при определении сроков, места, источника получения доходов; по исполнению налоговых обязательств; в) отношения между субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля; г) отношения между налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов; д) отношения между органами уголовного, административного судопроизводства и налогоплательщиками, нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях.
Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов норм Н.п.: материальных и процессуальных. Материальные нормы налогообложения характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых Н.п. финансовых отношений. В материальных нормах выражен тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система. Они определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере. Процессуальные налоговые нормы регламентируют процедуру, в рамках которой осуществляются управленческие отношения. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Н.п. исходит из своего предмета регулирования, которым являются налоговые отношения (как часть финансовых), возникающие в процессе налоговой деятельности государства и выполнения налоговых обязательств плательщиками. Они отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, формами их реализации, функциями налоговых норм в управлении, контроле, имущественных отношениях. Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования - государственно-властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогообложения. Такой метод применяется по субъектному составу (участникам) налоговых отношений. Однако по объектам, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических, физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, исходящего из равенства всех форм собственности и одинаковой степени защиты каждой из них. В определенном смысле можно говорить о комплексном характере метода Н.п. Однако административно-правовой метод (предписаний)является главным, а гражданско-правовой - подчиненным, поскольку налоговые отношения преимущественно носят финансовый характер.
Финансовое право в целом и Н.п. в частности в современных условиях развития мирового хозяйства и национальных рыночных отношений не может использовать только властные методы, а должно считаться с имущественными правами участников гражданского оборота, неприкосновенностью частной собственности, защитой прав и свобод человека. Имущественные отношения возникают между участниками налоговых отношений при исчислении налогооблагаемой базы, определении видов доходов, из причинения ущерба из-за несоразмерности приемов исчисления налогов принципам предпринимательской деятельности (систематическое получение прибыли от использования собственности), из возмещения незаконно взысканных сумм, нарушения прав налогоплательщиков, неправомерных действий должностных лиц, незаконного отчуждения собственности, не являющейся объектом налогообложения. Все эти отношения подлежат гражданско-правовой защите, в том числе в судебном порядке.
Основные источники Н.п. - правовые акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие нормы, регулирующие налоговые отношения ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ; ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ; законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
Обеспечение соответствия налоговых законов и иных нормативных актов по налогообложению субъектов РФ Конституции РФ и ФЗ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. К источникам Н.п. также относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям. Тесная взаимосвязь налогообложения как режима принудительного отчуждения части доходов и обеспечения расчетов с бюджетом по обязательным платежам предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с имущественным ущербом, возникающим при неправомерных действиях участников налоговых отношений, имущественными правами и обязанностями юридических и физических лиц, налоговыми обязанностями банков, валютных, таможенных органов и др. Это нормы таких отраслей права и законодательства, как гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, внешнеэкономическое, уголовное, административное, уголовно-процессуальное, земельное, экологическое. Значимую регулирующую функцию выполняют акты, которые сами по себе не имеют законодательного характера и приобретают юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами. Это двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, которые включают вопросы налогово-бюджетных отношений.

Источник: Энциклопедия юриста

Налоговое право
Категория "налоговое право" разрабатывается в науках финансового и налогового права.
Ю.А. Крохина в учебнике "Налоговое право" пишет, что "в науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов" [4, с. 61].
Налоговое право как "систему правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих при установлении налогов, уплате плательщиками налоговых платежей, а также в связи с осуществлением государством налогового контроля за их уплатой и привлечения виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения" понимает М.Ю. Орлов [10, с. 38].
Предмет и метод правового регулирования в юридической науке рассматриваются в качестве основных критериев специализации правовых норм. Предмет налогового права закреплен с учетом ст. 2 Налогового кодекса РФ, устанавливающей круг и характер общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: "Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения".
М.Ю. Орлов, например, указывает, что предметом налогового права являются налоговые правоотношения. Последние он характеризует как "урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими и физическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а также с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей и привлечения к налоговой ответственности виновных лиц" [10, с. 39].
В учебнике "Финансовое право" под редакцией Е.Ю. Грачевой сформулировано следующее определение: "Предмет налогового права - это общественные отношения, складывающиеся между государством в лице его органов, наделенных специальной компетенцией, а также налогоплательщиками и иными лицами в процессе установления, введения в действие и взимания налоговых платежей, налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений" [13, с. 226].
Интересна позиция А.В. Демина, который дифференцирует предмет налогового права и выделяет "три блока отношений, отражающих стадийность налогообложения как процесса, "разворачивающегося" во времени и в пространстве" [2]:
- налогово-правотворческий блок, который включает отношения по установлению и введению налогов и сборов;
- налогово-реализационный блок, связанный с исчислением, уплатой, а при необходимости - принудительным взысканием налогов и сборов;
- налогово-процессуальный блок, опосредующий сферу налогового контроля и ответственности.
"Каждый блок налоговых правоотношений, - пишет А.В. Демин, - с одной стороны, обладает некоторой внутриотраслевой автономией, обусловленной функционально-целевой направленностью норм, специфическим субъектным составом, объектом и средствами правового регулирования, выделением институциональных правовых принципов и т.п.; с другой стороны, всем налоговым правоотношениям присуще отраслевое единство в рамках общеотраслевого предмета и метода налогового права" [2].
И.И. Кучеров отмечает, что "предмет налогового права является составной частью предмета финансового права, так как деятельность государства и муниципальных образований по взиманию налогов и сборов является лишь одним из методов образования (собирания) ими своих финансовых ресурсов" [6, с. 65].
Поддерживая идею о налоговом праве как подотрасли финансового права, М.Ю. Орлов утверждает, что налоговое и финансовое право используют один и тот же метод правового регулирования [10, с. 41].
А.В. Демин относит метод налогового права к публично-правовому методу. Особенности метода налогово-правового регулирования основываются на публично-правовом характере целевых установок, что выражается в приоритете публичных интересов перед частными (приоритет, однако, не означает вседозволенности государства); на конфликтности налоговых отношений, возникающей вследствие отсутствия частной заинтересованности. Он отмечает преобладание обязывающих и запрещающих норм, а также императивный характер налогово-правового регулирования [2].
В учебном пособии "Налоговое право России" под редакцией А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова, помимо императивного метода, авторы приводят примеры использования правовых дозволений, "составляющих суть диспозитивного метода правового регулирования, характерного для частного права", а также указывают на применение в налогово-правовом регулировании таких средств, как рекомендации, поощрения и согласования [8, с. 15 - 16].
Наиболее острая дискуссия в науке налогового права проходит относительно места налогового права в системе российского права. "Разнообразие, многоплановость общественных отношений обусловливают специализацию правовых норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам" [2].
Можно выделить представления о формировании налогового права: как сложного института финансового права; как подотрасли финансового права; как самостоятельной отрасли.
Представления о налоговом праве как институте финансового права активно развиваются, например, в Украине. Н.П. Кучерявенко обосновывает эту позицию следующим образом: "Юридические нормы образуют систему единой отрасли права не непосредственно, а через определенные промежуточные звенья (институты, подотрасли). Налоговое право в этой ситуации занимает четко выраженное промежуточное положение, определенное место в системе финансово-правового регулирования, обеспечивающего сбалансированное и эффективное движение публичных денежных фондов. Налоговое право, находясь между налогово-правовой нормой и отраслью финансового права в целом (налогово-правовая норма - сложный институт финансового права - финансовое право), обеспечивает регулирование только отдельной стадии движения публичных денежных фондов (их аккумуляции, формирования) в соответствии с институциональными особенностями предмета и метода" [7, с. 25 - 26].
М.В. Карасева пишет, что доминирующей в российской науке является точка зрения, рассматривающая налоговое право как подотрасль права финансового. "В основе этой позиции неразрывная связь налогового права с бюджетным. Очевидно, что обосновать отраслевую самостоятельность налогового права можно лишь в том случае, если будет доказано, что налогово-правовое регулирование имеет некую конечную цель, обеспечивающую решение социально-экономической, гуманитарной или иной задачи.
Учитывая, что налоговое право регулирует отношения по собиранию финансовых ресурсов в виде налогов и сборов в государственные и муниципальные денежные фонды, можно было бы предположить, что самостоятельной целью налогово-правового регулирования является обеспечение доходной базы бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Однако при более глубоком анализе становится очевидным, что такая цель правового регулирования не может являться конечной и самостоятельной. Доходы бюджета сами по себе не имеют никакой социальной ценности, если они не служат средством обеспечения расходов бюджетов. Конечная цель налогово-правового регулирования в каждый конкретный период - обеспечение уровня доходов, адекватного в каждый конкретный финансовый год уровню бюджетных расходов. Налоговое право, несмотря на его кажущуюся самостоятельность, по экономическим и юридическим параметрам весьма тесно связано с бюджетным правом и служит реализации конечной цели правового регулирования - покрытию запланированных расходов бюджетов" [12, с. 295 - 296].
Понимание налогового права как подотрасли финансового права поддерживается в работах, подготовленных под редакцией Е.Ю. Грачевой [13, с. 226], А.Н. Козырина и А.А. Ялбулганова [8, с. 15], И.И. Кучерова [6, с. 65; 9], в работах М.В. Кустовой [5] и многих других исследователей.
Д.В. Винницкий полагает, что "более точно выглядит позиция ученых и практиков, указывающих на отраслевую самостоятельность налогового права (тем самым обращающих внимание на высокую степень его автономии, позволяющим считать его отдельным элементом системы права в целом)" [1, с. 18 - 19].
А.В. Демин рассматривает вопрос о месте налогового права в системе российского права с позиций исторических: "...нормы государственного, административного и финансового права длительное время существовали в рамках единого нормативного комплекса публично-правового характера. Вследствие естественной дифференциации каждая из этих отраслей начала собственный генезис. Возникновение и формирование налогового права первоначально произошло в рамках финансово-правового института государственных доходов. В настоящее время нельзя отрицать "стремление" налогового права к обособлению и структурированию в самостоятельную отрасль с собственным предметом и методом. Кодификация налогового законодательства многократно усилила эту тенденцию" [2].
Далее он делает вывод, что "все объективные предпосылки для отраслевой самостоятельности налогового права к настоящему моменту уже сформировались: предмет, метод, правовые принципы, специальная терминология, кодификация, субъектный состав, процессуальные нормы и другие атрибуты не только нормативно закреплены, но и прошли правоприменительную апробацию. Дело остается за субъективными факторами доктринального характера, а именно за признанием научным сообществом налогового права в качестве самостоятельной отрасли права" [2]. И заключает, что "трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права - процесс длительный и до сих пор еще не завершенный" [2].
По мнению Д.В. Тютина, "спор относительно самостоятельности отрасли налогового права носит скорее теоретический характер. Применить на практике любой вариант решения этого спора затруднительно" [11]. В курсе лекций "Налоговое право" Д.В. Тютин приводит слова С.В. Запольского о том, что налоговое право в настоящее время является самостоятельным правовым комплексом; понятие "отрасль права", сложившееся в 30-е гг. прошлого века и хорошо послужившее развитию правоведения, в настоящее время утратило свое значение и может применяться в лучшем случае для формирования учебной программы, для классификации законодательства и иных классификационных целей [3].
Помимо рассмотренного выше понимания налогового права как структурного элемента финансового права (института или подотрасли) или самостоятельной отрасли права в юридической науке налоговое право понимается в двух других ипостасях: как раздел юридической науки или раздел науки финансового права и как учебная дисциплина. Такой подход используется, например, в учебнике "Финансовое право" под редакцией Е.Ю. Грачевой [13, с. 226], в учебном пособии "Налоговое право России" под редакцией А.Н. Козырина и А.А. Ялбулганова [8, с. 15].
"Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории и налогово-правовые нормы , способствует их разработке и совершенствованию. Наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития законодательства о налогах и сборах, принципы налогового права, анализирует правоприменительную практику в сфере налогообложения. Важными направлениями налогово-правовой науки являются история налогового права и сравнительно-правовое исследование налогового законодательства зарубежных стран. наука налогового права представляет собой систему знаний о правовом регулировании налогообложения" [8, с. 16 - 17].
"Налоговое право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) включено в учебные планы большинства юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений" [8, с. 16 - 17].
Список литературы:
1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Юр. центр "Пресс", 2003. 397 с.
2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.; СПС "КонсультантПлюс".
3. Запольский С.В. Интервью для журнала "Налоги и финансовое право" // Налоги и финансовое право. 2011. N 4.
4. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник для бакалавров. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 495 с.
5. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001. 490 с.
6. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. 360 с.
7. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М.: Статут, 2009. 863 с.
8. Налоговое право России / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова. М.: Норма, 2010. 320 с.
9. Налоговое право. Общая часть. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юрайт, 2014. 760 с.
10. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учеб. пособие. М.: Городец, 2009. 208 с.
11. Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс".
12. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2014. 608 с.
13. Финансовое право: Учебник для бакалавров / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2013. 576 с.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
262.84 кб

Налоговые правоотношения

Парыгина В. А.
Читать PDF
343.50 кб

Налоговое право Евросоюза

Иглин А.В.
В статье обосновывается мнение, что в европейском налоговом праве сегодня сложился комплекс норм, направленных на обеспечение реализации единой налоговой политики стран Евросоюза.
Читать PDF
8.14 мб

СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Бурнышева Лариса Витальевна, Львова Ирина Георгиевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с классификацией и отдельными аспектами правового статуса субъектов налоговых правоотношений, сравниваются понятия «субъекты налогового права», «субъекты налоговых правоотношений», «учас
Читать PDF
202.85 кб

Личность налогового правонарушителя

Вусатая З. А.
Читать PDF
10.16 мб

Налоговые правонарушения: в регионе

Филиппова Наталья Алексеевна, Макевнина Дина Юрьевна
В статье анализируется ситуация в области нарушений налогового законодательства на территории Республики Мордовия. Определяются основные способы их совершения в сферах экономической деятельности.
Читать PDF
152.32 кб

К вопросу о правовой природе налогов

Малахаткина Елена Валерьевна
в статье рассматривается правовая природа налогов, теория и практика правового регулирования налоговых сборов в Российской Федерации, раскрываются основные понятия и приводятся виды налогообложения по действующему российскому зако
Читать PDF
151.84 кб

К вопросу о правовой природе налогов

Малахаткина Елена Валерьевна
в статье идет речь о правовой природе налогов, теории и практике правового регулирования налоговых сборов в Российской Федерации, раскрываются основные понятия и приводятся виды налогообложения по действующему российскому законода
Читать PDF
181.04 кб

Правовая природа налоговой декларации

Журавлева Оксана Олеговна
Читать PDF
128.82 кб

Налоговая правосубъектность нотариусов

Королев Денис Александрович
В статье анализируется правовое положение нотариусов, обладающих специальной налоговой правосубъектностью в связи с выполнением публично-правовых обязанностей, связанных с взиманием государственной пошлины.
Читать PDF
251.12 кб

Налоговая тайна: правовой режим охраны

Шеховцева Екатерина Валерьевна
В статье анализируется содержание информации, составляющей налоговую тайну, определяется содержание правоотношений, связанных со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, в том числе рассматриваетс
Читать PDF
339.82 кб

Риск-подход в налоговом правоприменении

Варнавский Андрей Владимирович
В рамках исследования проведен анализ присутствия категории «риск» в российском правовом поле, представлена классификация применяемых видов риска и предложена их группировка на «акцептуемые риски» и «риски последствий».
Читать PDF
172.07 кб

Злоупотребление правом в налоговой сфере

Черний Игорь Михайлович
В статье затронута проблема допустимости применения запрета злоупотребления правом не только в гражданском, но и в налоговом законодательстве.
Читать PDF
221.94 кб

О правоприменении в налоговых отношениях

Глазунова Ирина Васильевна
Теоретически осмысляется и изучается налоговое правоприменение как одна из форм реализации права.
Читать PDF
263.00 кб

Место взятки в налоговых правоотношениях

Сайфуллина Снежана Арсеновна
В данной статье рассматривается взяточничество в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне.
Читать PDF
295.78 кб

Правовые пределы налогового планирования

Морозова О.С., Кочеткова В.А.
В настоящее время разработан достаточно обширный внутригосударственный и международный инструментарий по борьбе с уклонением от уплаты налогов и обходом закона.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

    виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена отв
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО

    совокупность международно-правовых (а в широком смысле - и национальных) норм, регулирующих налогообложение с иностранным элементом. Основная цель международного сотрудничества в налоговой сфер