МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Большой юридический словарь
Система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают:
1. мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства, при которой кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины всех голосов;
2. мажоритарную избирательную систему относительного большинства, при которой кандидату, чтобы быть избранным, достаточно получить относительное большинство голосов по округу сравнительно с другими кандидатами;
3. мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства (применяется редко), при которой победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов - 2/3, 3/4 и т.д.
Голоса, поданные в каждом округе за кандидатов, не набравших большинства, теряются.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Особенность М.и.с. состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы – от каждой избирается нередко один либо два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Результативность М.и.с. проявляется в следующем: эта избирательная система нацелена на то, чтобы определить победителя; голосование предметно – избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку при следующих выборах.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Словарь парламентских терминов
«сложная» мажоритарная система). При голосовании в один тур победителем считается кандидат, получивший простое наибольшее число голосов, т. е. хотя бы на один голос больше, чем у ближайшего соперника. Такая система получила также название «система относительного большинства» и применяется при выборах депутатов различного уровня власти. При голосовании в два тура в первом из них побеждает тот, в чью пользу были отданы голоса абсолютного большинства избирателей, т. е. за данного кандидата проголосовало 50% избирателей, включенных в списки для голосования, плюс один бюллетень. Если ни один из кандидатов в первом туре не достиг такого результата, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшую поддержку избирателей. Такая система называется еще «системой абсолютного большинства» и применяется при выборах Президента России, глав местного самоуправления, ранее применялась при выборах глав субъектов Российской Федерации. За рубежом мажоритарная система абсолютного большинства используется во всех странах, где глава исполнительной власти избирается на прямых выборах (США, Россия, Франция, Греция и т. д.). Мажоритарная система относительного большинства, когда она действует на выборах в парламент, выгодна, с одной стороны, крупным партиям, с другой — малым партиям, имеющим локальную поддержку (компактно проживающих этнических меньшинств или региональных сообществ). Эталон мажоритарной системы простого большинства — избирательная система Великобритании (хотя на выборах региональных органов власти в этой стране в настоящее время данный принцип в чистом виде уже не действует). Положительные качества такой системы — обеспечение большей стабильности правительства и тесной связи избирателей со своим представителем. Недостаток системы — несправедливое распределение мест в парламенте (голоса, поданные за непрошедших кандидатов относительным меньшинством избирателей, не имеют значения, уходят впустую). При более сложном, двухтуровом голосовании этот недостаток несколько смягчается, но не исчезает полностью. Мажоритарная избирательная система относительного большинства способствует существованию двухпартийной системы (при которой на власть в стране претендуют только две крупные партии и в каждый конкретный момент власть принадлежит только одной из них). Элементы мажоритарной системы относительного большинства можно встретить во многих странах на выборах в представительные органы власти, однако более широкое распространение получает на этих выборах пропорциональная избирательная система. Кроме того, ширится практика формирования смешанных избирательных систем, в которых мажоритарный принцип используется в той или иной степени наряду с пропорциональным.
Источник: Словарь выборных терминов.
Мажоритарная избирательная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для признания избранным кандидата, набравшего большинство голосов избирателей - относительного, абсолютного или квалифицированного.
Мажоритарная система относительного большинства - избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, т.е. наибольшее число голосов среди всех кандидатов. При этой системе обычно не устанавливается обязательное минимальное число избирателей для признания выборов состоявшимися. В этом случае данная система всегда результативна, так как при любых обстоятельствах один из кандидатов (набравший относительное большинство голосов) признается победителем. Однако такая избирательная система не обеспечивает представительство в избираемых органах кандидатов, пользующихся поддержкой малочисленных групп избирателей.
Мажоритарная система абсолютного большинства - избирательная система, при которой избранным признается кандидат получивший поддержку более половины избирателей. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, только при достижении которого выборы признаются состоявшимися. Эта система также не лишена недостатков. При ее использовании голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают и не влияют на результаты выборов. Она также не учитывает голоса малочисленных групп избирателей и не обеспечивает их представительства в избираемых органах. Если ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, выборы остаются нерезультативными - вопрос об избрании остается неразрешенным. В этих случаях, как правило, используется метод перебаллотировки - повторного голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.
Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает признание избранным кандидата, получившего квалифицированное большинство избирателей, установленное законом. Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью и встречается реже.
Мажоритарная избирательная система используется при избрании выборных должностных лиц. В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Согласно положениям ст. 55 данного закона избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации может закрепляться мажоритарная система абсолютного либо относительного большинства при избрании глав (глав исполнительной власти) соответствующих субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает избрание половины депутатского корпуса на основе мажоритарной избирательной системы по 225 одномандатным избирательным округам.
Источник: Российское избирательное право от А до Я
По М.и.с. проводились выборы половины депутатов Государственной Думы первого и второго созывов. При разработке нового закона о выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва Президент РФ настаивал на том, чтобы депутаты избирались исключительно по одномандатным округам. Однако законодатель не согласился с таким подходом, отдав предпочтение существовавшему положению. В настоящее время большинство субъектов РФ применяют М.и.с, в то время как немногие из них отдают предпочтение смешанной избирательной системе. М.и.с. используется также преимущественно при проведении выборов представительных органов местного самоуправления.
Достоинство М.и.с. в ее результативности (выборы во всех случаях заканчиваются победой одного из кандидатов), персонифицированности, т.е. каждого депутата избирают в личном качестве (избиратель голосует не за список кандидатов, а за конкретного кандидата), в непосредственной связи избранного депутата и избирателей (что дает возможность депутату быть избранным на следующих выборах). К недостаткам относят невысокую представительность, или репрезентативность, победившего депутата, потерю голосов избирателей, голосовавших за проигравшего кандидата. Получается так, что чем больше кандидатов выдвинуто на выборах, тем меньше голосов требуется набрать победителю. От этих недостатков свободна пропорциональная избирательная система.
Различают М.и.с. абсолютного и относительного большинства. Кроме того, применяется так называемая М.и.с. квалифицированного большинства.
Согласно мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное число голосов (50% + 1). Такая система определения результатов выборов используется при проведении выборов Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента РФ" (ст. 72) избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства для победы на выборах необходимо набрать фиксированное или определенное число голосов (25%, 30%, 2/3 голосов избирателей, участвующих в выборах).
Мажоритарная избирательная система относительного большинства представляет собой такой способ голосования, когда избранным считается тот кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 79) избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. При М.и.с. абсолютного и квалифицированного большинства голосование проводится в два тура, а при М.и.с. относительного большинства - в один тур.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
М.и.с. имеет свои разновидности. Но, говоря в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы – избирательные округа, от каждого избираются чаще один, но порой два и более депутатов. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве (самовыдвижение), хотя при этом может быть обозначено, какие партию, движения он представляет. Может допускаться выдвижение кандидатов в избирательных округах также избирательными объединениями – политическими партиями, другими общественными объединениями
Если для победы кандидату надо набрать голосов не просто больше соперников, но еще и не меньше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это принято называть м.и.с. абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники (т. е. большинство «относительно» своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это будет от количества проголосовавших избирателей, такую систему принято называть м.и.с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25,30,40 %, 2/3 от числа участвующих в выборах избирателей), это м.и.с. квалифицированного большинства.
Голосование по м.и.с. относительного большинства проводится в один тур, по другим разновидностям – в два тура. Победившим в первом туре считается тот, кто перешагнул установленную законом планку. В ином случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем будет считаться тот, кто набрал всетаки определенное число голосов либо же больше голосов, чем соперник, хотя и неважно, сколько конкретно.
Плюсами м.и.с. считаются то, что она результативна – дает победителя; кроме того, голосование предметно – избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержу при следующих выборах. Минусом м.и.с. является то, что голоса избирателей, поданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победителем в этом плане имеет поддержку далеко не всех, иногда явного меньшинства избирателей, хотя и считается представителем их всех в представительном органе. Т. е. можно говорить о низкой репрезентативности (представительности) такого депутата.
В РФ для выборов в Государственную Думу применялся ранее и будет применяться в дальнейшем принцип сочетания м.и.с. и пропорциональной избирательных систем. Что касается выборов представительных органов власти субъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить и м.и.с., и смешанную мажоритарнопропорциональную систему. В большинстве случаев применялась м.и.с. С 2004 г. полагалось сочетать обе системы, но не менее половины депутатов избирать по пропорциональной избирательной системе; некоторые субъекты РФ перешли на выборы только по пропорциональной системе. В 2013 г. количество депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, избираемых по партийным спискам, было уменьшено до 25 процентов, остальных полагается избирать по м.и.с. В некоторых субъектах, например, в Москве, в сентябре 2013 г. всех депутатов городской Думы избирали по избирательным округам, причем кандидаты выдвигались как политическими партиями, так и в порядке самовыдвижения. На выборах в представительные органы местного самоуправления (т. е. собрания, думы городов и районов) небольших муниципальных образований депутаты избираются по м.и.с., правда, коегде не образуются отдельные избирательные округа, а вся территория является единым многомандатным округом; однако в больших по численности населения муниципальных образованиях законодательство разрешает проводить выборы на основе сочетания м.и.с. и пропорциональной избирательной системы.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
М.и.с. имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этом случае принято говорить о М.и.с. абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники (т.е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это составит от количества проголосовавших избирателей, такую систему принято называть М.и.с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40% от числа участвующих в выборах избирателей) - это М.и.с. квалифицированного большинства.
Голосование по М.и.с. относительного большинства проводится в один, по другим разновидностям - в два тура. Во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем может считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник.
Плюсы М.и.с. в том, что она результативна - дает победителя; кроме того, голосование предметно - избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержу при следующих выборах. Недостаток М.и.с. в том, что голоса избирателей, поданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности (представительности) такого депутата.
В РФ для выборов в ГД с 1993 г. применяется принцип сочетания пропорциональной и М.и.с. При этом М.и.с. выглядит так: установлено, что 225 (т.е. половина) депутатов ГД избираются на основе М.и.с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК для одномандатного избирательного округа (см. Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, т.е. это М.и.с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей.
По М.и.с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. Можно напомнить, что в 1993 г. в СФ также избирались депутаты - по два от каждого субъекта РФ. Использовалась М.и.с. относительного большинства, с той разницей, что округ был двухмандатный; избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Что касается выборов представительных органов власти субъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако во всех субъектах РФ выборы органов представительной власти проводятся по избирательным округам. Некоторые субъекты образовали одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (т.е. округом стал соответственно район или город, от него избран депутат в парламент субъекта РФ). На выборах в представительные органы местного самоуправления (т.е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М.и.с. В то же время нередко вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М.и.с.
Источник: Энциклопедия юриста
Суть М. и. с. состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - избирательные округа, от каждого из которых избирается чаще один, а иногда два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию или движение он представляет.
Если для победы кандидату необходимо набрать голосов не только больше чем у соперников, но и не меньше половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, это принято называть М. и. с. абсолютного большинства. Если победителем считается кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники (т. е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, какой процент (или часть) оно составит от количества проголосовавших избирателей, это принято называть М. и. с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 20%, 30%, 40%, 2/3 числа участвующих в выборах избирателей), это - М. и. с. квалифицированного большинства.
Голосование по М. и. с. относительного большинства проводится в один тур, по другим разновидностям - в два тура. Победившим в первом туре считается тот, кто перешагнул установленную законом планку. В противном случае во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем во втором туре будет считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо большее число голосов, чем соперник.
Плюсами М. и. с. считаются ее результативность (всегда есть победитель) и предметность голосования (избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку на следующих выборах). Минусом М. и. с. является низкая репрезентативность (представительность) депутата, победившего в выборах.
В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 г. применяется принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При этом М. и. с. выглядит следующим образом. Установлено, что 225 (т. е. половина) депутатов ГД избираются на основе М. и. с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федерации, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК РФ для одномандатного избирательного округа (см.: Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать большее число голосов, чем у других кандидатов (относительное большинство), т. е.это - М. и. с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выборы в ГД по М. и. с. подтверждают сделанный выше вывод о невысокой репрезентативности. Представим, что в избирательном округе - 1 млн. избирателей. Для того чтобы выборы состоялись, достаточно явки на избирательные участки 250 тыс. избирателей. Допустим, что в округе выдвинуто 10 кандидатов в депутаты. При примерно равном распределении голосов победителю необходимо получить ориентировочно чуть больше 25 тыс. голосов.
По М. и. с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. В 1993 г., когда был учрежден российский парламент - Федеральное Собрание, - в его верхнюю палату - Совет Федерации - также избиралось по два депутата от каждого субъекта РФ. Использовалась М. и. с. относительного большинства с той разницей, что округ был двухмандатным (т. е. от него избиралось не по одному, а по два депутата) и избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ.
Представительным органам власти субъектов РФ в 1993 г. была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако все предпочли проводить выборы в парламенты субъектов РФ по территориальным избирательным округам. Кое-где образовывались одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (округом становился, соответственно, район или город, от которого избирался депутат в парламент субъекта РФ). В настоящее время большинство субъектов РФ применяет М. и. с. и лишь некоторые - смешанную избирательную систему.
На выборах в представительные органы местного самоуправления (т. е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М. и. с. Правда, кое-где не образовываются отдельные избирательные округа, а вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М. и. с. (С. А.)
Мажоритарная избирательная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для признания избранным кандидата, набравшего большинство голосов избирателей, — относительного, абсолютного или квалифицированного. Мажоритарная система относительного большинства — избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, т. е. наибольшее число голосов среди всех кандидатов. При этой системе обычно не устанавливается обязательное минимальное число избирателей для признания выборов состоявшимися. В этом случае данная система всегда результативна, так как при любых обстоятельствах один из кандидатов (набравший относительное большинство голосов) признается победителем. Однако такая избирательная система не обеспечивает представительство в избираемых органах кандидатов, пользующихся поддержкой малочисленных групп избирателей.
Мажоритарная система абсолютного большинства — избирательная система, при которой избранным признается кандидат, получивший поддержку более половины избирателей. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, только при достижении которого выборы признаются состоявшимися. Эта система тоже не лишена недостатков. При ее использовании голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают и не влияют на результаты выборов. Она также не учитывает голоса малочисленных групп избирателей и не обеспечивает их представительства в избираемых органах. Если ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, выборы остаются нерезультативными — вопрос об избрании остается неразрешенным. В этих случаях, как правило, используется метод перебаллотировки — повторного голосования по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.
Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает признание избранным кандидата, получившего квалифицированное большинство голосов избирателей, установленное законом. Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью и встречается реже.
Каждая избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Мажоритарная система обеспечивает сильное и эффективное законодательное большинство. Способствует установлению тесных связей законодателей с конкретным округом. Вместе с тем она ведет к неучету мнения значительного числа избирателей. Все разговоры о «независимости» кандидата-одномандатника — это красивая вывеска. За каждым независимым кандидатом стоит своя корпоративная группировка, которая вкладывает в них деньги, ведет их кампанию. К тому же на выборах по мажоритарным округам в последнее время все большую роль стали играть так называемый административный ресурс и различные формы скрытого подкупа избирателей (благотворительные фонды кандидатов) и т. п. В условиях, когда политическая инфраструктура недостаточно развита, а механизмы воздействия избирателей на своих представителей фактически отсутствуют, депутат обычно имеет возможность произвольно менять свою политическую позицию и фракционную принадлежность. Это являлось причиной хронической нестабильности партийно- фракционной структуры депутатского крпуса. Атомизированный характер депутатского корпуса и слабость «горизонтальных» депутатских структур (фракций, депутатских групп) приводят к тому, что реальные рычаги власти оказываются в руках руководителей парламентских комитетов и комиссий, а законотворческий процесс — бюрократизируется. Как показывает практика, кандидаты, которые были избраны в одномандатных округах в качестве независимых, в ходе работы в Государственной Думе в большинстве своем утратили свой независимый статус, войдя в ту или иную фракцию. На выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. введена пропорциональная избирательная система.
Согласно законопроекту «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», принятому Госдумой в первом чтении, с 2016 года снова вводится смешанная система выборов в нижнюю палату: 225 депутатов будут избираться по мажоритарной системе (по одномандатным округам) и 225 — по пропорциональной избирательной системе (по спискам политических партий). В списки политических партий разрешено включать и беспартийных кандидатов; причем, их количество может составить до половины от общей численности кандидатов данного списка. Сбор подписей избирателей предусмотрен только для регистрации кандидата-самовыдвиженца. Законопроект не позволяет создавать избирательные блоки. С 7% до 5% снижен минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить федеральному списку кандидатов на выборах депутатов Госдумы, чтобы участвовать в распределении депутатских мандатов.
Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов. — М.: Норма, 2003.
Муниципальные выборы: практика, проблемы: сборник /ЦИК РФ. — М., 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия