МИНИСТЕРСТВО
Министерства
центр. орган гос. управления России, ведающий отд. Отраслью хозяйства или управления. В России образованы в 1802 г.
МИНИСТЕРСТВО
центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, соци ально-культурного или административно-политического строительства.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Министерство
1) центральный орган государственного управления, который осуществляет руководство определенной отраслью и возглавляется министром; 2) государственный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику и осуществляющий управление в соответствующей сфере деятельности.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Министерства
центральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в определенной сфере. В России М. были образованы
в 1802 г. взамен коллегий, в 1917 г. они были упразднены, а вновь восстановлены в 1946 г. вместо народных комиссариатов.
в 1802 г. взамен коллегий, в 1917 г. они были упразднены, а вновь восстановлены в 1946 г. вместо народных комиссариатов.
Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.
МИНИСТЕРСТВО
от лат. ministro - служу, управляю) - родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI- XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917-1946 гг. назывались "народными комиссариатами". Глава М. (министр) входит в состав правительства.
Источник: Большой юридический словарь
МИНИСТЕРСТВО
от лат. ministro – служу, управляю) – родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяется практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура).
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
МИНИСТЕРСТВО
от лат. ministro - служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры - к функциональным.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
МИНИСТЕРСТВО
в РФ федеральный (субъекта Федерации) орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий упраате- ние в установленной сфере деятельности, а также в пределах своей компетенции координирующий работу в этой сфере иных органов исполнительной власти. Возглавляет М. министр, который руководит порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это М. функций. В соответствии с федеративным устройством РФ образуются федеральные М., М. республик, а также некоторых других субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 112) создание федеральных М , их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Наименование, статус и перечень М. определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой Президентом РФ. Правовое положение федеральных М. регулируется положениями о них, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ. Непосредственно Президенту РФ (в соответствии с его конституционными полномочиями) подчиняются М.: обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и некоторые др. Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение республиканских М. и М. в других субъектах РФ определяются конституциями, законами, уставами, иными нормативными правовыми актами этих субъектов. Главные задачи М. — определение приоритетных направлений, обеспечение эффективного функционирования и развития подведомственных отраслей и сфер управления, разработка и реализация государственных целевых программ; совершенствование организации и структуры управления отраслью, сферой. Для выполнения возложенных на М. функций министр вправе издавать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством нормативные правовые акты (приказы, инструкции, правила, положения), подлежащие обязательному исполнению органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, а также обладает другими полномочиями. М. является юридическим лицом. В М. образуется коллегия — совещательный орган, который рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции данного М. В состав коллегии входят министр (председатель коллегии), его заместители по должности, руководители ведущих подразделений центрального аппарата М., ученые, специалисты и общественные деятели. Ряд федеральных М. имеют право создавать в установленном порядке свои территориальные органы в субъектах РФ. Они могут также образовывать совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные комиссии. М.В. Пучкова
Источник: Юридическая энциклопедия
МИНИСТЕРСТВО
лат. minist-го - служу, управляю) - родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI-XVII вв. В России первые 7 М. были учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, США) или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура).
М. состоит из руководства (министр, его заместители, коллегия М.) и аппарата. М. вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему М.
В РФ М. существуют не только на федеральном уровне, но и в республиках в составе РФ, а также в некоторых других субъектах РФ. В отдельных отраслях управления (оборона, иностранные дела и др.) могут существовать только федеральные М. В других отраслях, которых большинство (культура, здравоохранение, внутренние дела, управление государственным имуществом и др.), действуют как федеральные М., так и М. субъектов РФ.
Многие федеральные М. имеют свои органы на местах: в одних М. это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других - эти органы находятся в так называемом двойном подчинении, т.е. кроме отраслевого подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе Министерства образования, Министерства культуры и др.
Федеральные М. образуются указами Президента РФ. Задачи, функции, права и обязанности М. регламентируются в положениях, которые утверждаются указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.
Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" был утвержден следующий перечень федеральных М.: Министерство РФ по атомной энергии; Министерство внутренних дел РФ; Министерство государственного имущества РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство здравоохранения РФ; Министерство иностранных дел РФ; Министерство культуры РФ; Министерство науки и технологий РФ; Министерство обороны РФ; Министерство региональной и национальной политики РФ; Министерство общего и профессионального образования РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и торговли РФ; Министерство путей сообщения РФ; Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; Министерство топлива и энергетики РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство труда и социального развития РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономики РФ; Министерство юстиции РФ.
В соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" федеральные М. подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Однако руководство деятельностью отдельных М. (обороны, внутренних дел, иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям) осуществляет непосредственно Президент РФ, в то время как Правительство может лишь координировать их деятельность. М. в рамках своих полномочий издает приказы, инструкции и иные подзаконные нормативные акты. Все М. в РФ являются юридическими лицами.
М. состоит из руководства (министр, его заместители, коллегия М.) и аппарата. М. вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему М.
В РФ М. существуют не только на федеральном уровне, но и в республиках в составе РФ, а также в некоторых других субъектах РФ. В отдельных отраслях управления (оборона, иностранные дела и др.) могут существовать только федеральные М. В других отраслях, которых большинство (культура, здравоохранение, внутренние дела, управление государственным имуществом и др.), действуют как федеральные М., так и М. субъектов РФ.
Многие федеральные М. имеют свои органы на местах: в одних М. это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других - эти органы находятся в так называемом двойном подчинении, т.е. кроме отраслевого подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе Министерства образования, Министерства культуры и др.
Федеральные М. образуются указами Президента РФ. Задачи, функции, права и обязанности М. регламентируются в положениях, которые утверждаются указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.
Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" был утвержден следующий перечень федеральных М.: Министерство РФ по атомной энергии; Министерство внутренних дел РФ; Министерство государственного имущества РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство здравоохранения РФ; Министерство иностранных дел РФ; Министерство культуры РФ; Министерство науки и технологий РФ; Министерство обороны РФ; Министерство региональной и национальной политики РФ; Министерство общего и профессионального образования РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и торговли РФ; Министерство путей сообщения РФ; Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; Министерство топлива и энергетики РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство труда и социального развития РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономики РФ; Министерство юстиции РФ.
В соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" федеральные М. подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Однако руководство деятельностью отдельных М. (обороны, внутренних дел, иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям) осуществляет непосредственно Президент РФ, в то время как Правительство может лишь координировать их деятельность. М. в рамках своих полномочий издает приказы, инструкции и иные подзаконные нормативные акты. Все М. в РФ являются юридическими лицами.
Источник: Энциклопедия юриста
МИНИСТЕРСТВО
центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство определенной его отраслью и возглавляемый министром (см.).
Наименование «министерство» для центральных органов, руководящих отдельными отраслями государственного управления, введено в СССР законом, принятым 15 марта 1946 г. на 1-й сессии Верховного Совета СССР II созыва. Оно заменило прежнее наименование – народный комиссариат (см.). Прежнее наименование возникло в первый период существования Советского государства, когда происходила коренная ломка старой государственной машины и устанавливались новые, советские формы государственной жизни. В ходе развития Советского государства изменялись и совершенствовались система центральных органов государственного управления, их формы и функции. В связи с этим возникла необходимость преобразовать центральные органы государственного управления и произвести переименование возглавляющих эти органы должностных лиц. Новое наименование соответствует общепринятым в государственной практике наименованиям и в достаточной степени отчетливо выражает тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государственного управления. Оно резко отличается от наименования всех прочих, особенно местных, органов государственного управления.
М. в СССР осуществляют единство политического и хозяйственного руководства в соответствующих отраслях государственного управления.
На 4-й сессии Верховного Совета СССР III созыва 15 марта 1953 г. был принят Закон о преобразовании министерств СССР, значительно сокративший число М., в каждом из которых теперь объединено руководство родственными отраслями государственного управления. Преобразование М., равно как и расширение прав министров, имеет своей целью еще более приблизить государственный аппарат к массам, упростить и удешевить его, повысить уровень руководства, сделать управление различными отраслями народного хозяйства и культуры более оперативным, обеспечить успешное проведение в жизнь выработанной Партией и Правительством политики. Реорганизация М. создает еще более благоприятные условия для успешного решения стоящих перед Советским Союзом исторических задач неустанного и всестороннего укрепления многонационального социалистического государства, его Вооруженных Сил для обеспечения его безопасности, всемерного развития социалистической промышленности и социалистического сельского хозяйства, умножения культурного богатства, дальнейшего подъема благосостояния советских людей.
Среди М. Союза ССР различаются общесоюзные и союзно-республиканские М. Общесоюзные М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы (ст. 75 Конституции СССР). Союзно-республиканские М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления, как правило, через одноименные М. союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета Союза ССР (ст. 76 Конституции СССР). Преобладание в составе М. Союза ССР хозяйственных М. является ярким показателем развития хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции Советского государства во второй главной фазе его развития.
М. союзных республик делятся на союзно-республиканские и республиканские. Союзно-республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому М. Союза ССР. Республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями гос. управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров союзной республики. Перечень М. союзной республики устанавливается каждой союзной республикой в соответствии с Конституцией Союза ССР и с учетом особенностей данной республики.
Большинство М. союзных республик союзно-республиканские. Республиканскими М. союзной республики являются М. просвещения, социального обеспечения и др.
М. автономных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров автономной республики, так и соответствующему М. союзной республики.
Система, принципы организации и деятельности М. Союза ССР, союзных и автономных республик установлены Конституцией СССР, Конституциями союзных и автономных республик. Задачи, полномочия и порядок деятельности каждого М. определяются положением о нем, утвержденным Советом Министров соответственно Союза ССР, союзной или автономной республики. Образование новых М. и упразднение существующих, в случае необходимости, производится: в отношении М. Союза ССР – Указами Президиума Верховного Совета СССР с последующим утверждением их Верховным Советом СССР и внесением изменений в текст Конституции СССР, в отношении М. союзных и автономных республик – указами Президиумов Верховных Советов этих республик в том же порядке.
Во главе каждого М. стоит министр, являющийся членом Правительства – Совета Министров, соответственно Союза ССР, союзной, автономной республики (см. Совет Министров СССР, Совет Министров республики). Министры, как члены Правительства, утверждаются на первой сессии Верховного Совета очередного созыва при образовании Правительства. В период между сессиями Верховного Совета назначение и освобождение от обязанностей отдельных министров производится по представлению главы Правительства Президиумом Верховного Совета с последующим внесением на утверждение Верховного Совета.
Руководство М. со стороны министра осуществляется по принципу единоначалия и персональной ответственности за работу М. и подчиненных ему органов перед Советом Министров, Президиумом Верховного Совета и Верховным Советом. В М. существуют коллегии, которые состоят из руководящих работников М. и утверждаются Правительством (см. Коллегия министерства). В пределах компетенции соответствующих М. министры издают приказы и инструкции (см.) на основании и во исполнение действующих законов, указов, а также постановлений и распоряжений Правительства и проверяют их исполнение.
Аналогичная в основном система М. существует в странах народной демократии. Поскольку страны народной демократии – унитарные государства, в них имеются лишь единые М. Состав М. стран народной демократии, принципы их организации, компетенция и порядок деятельности определяются их конституциями.
В буржуазных странах М. – отраслевой орган чиновничье-бюрократического управления, осуществляемого в интересах эксплуататорских классов. На Западе эти органы возникли в результате укрепления абсолютистского государства, создавшего в лице М. систему единоличного бюрократического руководства определенными отраслями государственного управления лицами, назначаемыми монархом и ответственными только перед ним (см. Абсолютизм).
В современных буржуазных государствах М. являются орудием власти империалистической буржуазии. Во главе М. там стоят либо сами крупные капиталисты, либо их агенты из рядов буржуазных партий. Они всецело подчинены монополиям.
В России М. были созданы в 1802 г. в целях установления единоличного руководства отраслями государственного управления в отличие от ранее существовавших коллегий (см.). Главы М. были ответственны перед царем. Они представляли собой чисто бюрократические центральные органы государственного управления. Свержение царизма не изменило эксплуататорского характера М. Великая Октябрьская социалистическая революция, сломав старую государственную машину, ликвидировала и старые М,. бывшие орудием власти капиталистов и помещиков
Наименование «министерство» для центральных органов, руководящих отдельными отраслями государственного управления, введено в СССР законом, принятым 15 марта 1946 г. на 1-й сессии Верховного Совета СССР II созыва. Оно заменило прежнее наименование – народный комиссариат (см.). Прежнее наименование возникло в первый период существования Советского государства, когда происходила коренная ломка старой государственной машины и устанавливались новые, советские формы государственной жизни. В ходе развития Советского государства изменялись и совершенствовались система центральных органов государственного управления, их формы и функции. В связи с этим возникла необходимость преобразовать центральные органы государственного управления и произвести переименование возглавляющих эти органы должностных лиц. Новое наименование соответствует общепринятым в государственной практике наименованиям и в достаточной степени отчетливо выражает тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государственного управления. Оно резко отличается от наименования всех прочих, особенно местных, органов государственного управления.
М. в СССР осуществляют единство политического и хозяйственного руководства в соответствующих отраслях государственного управления.
На 4-й сессии Верховного Совета СССР III созыва 15 марта 1953 г. был принят Закон о преобразовании министерств СССР, значительно сокративший число М., в каждом из которых теперь объединено руководство родственными отраслями государственного управления. Преобразование М., равно как и расширение прав министров, имеет своей целью еще более приблизить государственный аппарат к массам, упростить и удешевить его, повысить уровень руководства, сделать управление различными отраслями народного хозяйства и культуры более оперативным, обеспечить успешное проведение в жизнь выработанной Партией и Правительством политики. Реорганизация М. создает еще более благоприятные условия для успешного решения стоящих перед Советским Союзом исторических задач неустанного и всестороннего укрепления многонационального социалистического государства, его Вооруженных Сил для обеспечения его безопасности, всемерного развития социалистической промышленности и социалистического сельского хозяйства, умножения культурного богатства, дальнейшего подъема благосостояния советских людей.
Среди М. Союза ССР различаются общесоюзные и союзно-республиканские М. Общесоюзные М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы (ст. 75 Конституции СССР). Союзно-республиканские М. Союза ССР руководят порученными им отраслями государственного управления, как правило, через одноименные М. союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета Союза ССР (ст. 76 Конституции СССР). Преобладание в составе М. Союза ССР хозяйственных М. является ярким показателем развития хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции Советского государства во второй главной фазе его развития.
М. союзных республик делятся на союзно-республиканские и республиканские. Союзно-республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому М. Союза ССР. Республиканские М. союзных республик руководят порученными им отраслями гос. управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров союзной республики. Перечень М. союзной республики устанавливается каждой союзной республикой в соответствии с Конституцией Союза ССР и с учетом особенностей данной республики.
Большинство М. союзных республик союзно-республиканские. Республиканскими М. союзной республики являются М. просвещения, социального обеспечения и др.
М. автономных республик руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров автономной республики, так и соответствующему М. союзной республики.
Система, принципы организации и деятельности М. Союза ССР, союзных и автономных республик установлены Конституцией СССР, Конституциями союзных и автономных республик. Задачи, полномочия и порядок деятельности каждого М. определяются положением о нем, утвержденным Советом Министров соответственно Союза ССР, союзной или автономной республики. Образование новых М. и упразднение существующих, в случае необходимости, производится: в отношении М. Союза ССР – Указами Президиума Верховного Совета СССР с последующим утверждением их Верховным Советом СССР и внесением изменений в текст Конституции СССР, в отношении М. союзных и автономных республик – указами Президиумов Верховных Советов этих республик в том же порядке.
Во главе каждого М. стоит министр, являющийся членом Правительства – Совета Министров, соответственно Союза ССР, союзной, автономной республики (см. Совет Министров СССР, Совет Министров республики). Министры, как члены Правительства, утверждаются на первой сессии Верховного Совета очередного созыва при образовании Правительства. В период между сессиями Верховного Совета назначение и освобождение от обязанностей отдельных министров производится по представлению главы Правительства Президиумом Верховного Совета с последующим внесением на утверждение Верховного Совета.
Руководство М. со стороны министра осуществляется по принципу единоначалия и персональной ответственности за работу М. и подчиненных ему органов перед Советом Министров, Президиумом Верховного Совета и Верховным Советом. В М. существуют коллегии, которые состоят из руководящих работников М. и утверждаются Правительством (см. Коллегия министерства). В пределах компетенции соответствующих М. министры издают приказы и инструкции (см.) на основании и во исполнение действующих законов, указов, а также постановлений и распоряжений Правительства и проверяют их исполнение.
Аналогичная в основном система М. существует в странах народной демократии. Поскольку страны народной демократии – унитарные государства, в них имеются лишь единые М. Состав М. стран народной демократии, принципы их организации, компетенция и порядок деятельности определяются их конституциями.
В буржуазных странах М. – отраслевой орган чиновничье-бюрократического управления, осуществляемого в интересах эксплуататорских классов. На Западе эти органы возникли в результате укрепления абсолютистского государства, создавшего в лице М. систему единоличного бюрократического руководства определенными отраслями государственного управления лицами, назначаемыми монархом и ответственными только перед ним (см. Абсолютизм).
В современных буржуазных государствах М. являются орудием власти империалистической буржуазии. Во главе М. там стоят либо сами крупные капиталисты, либо их агенты из рядов буржуазных партий. Они всецело подчинены монополиям.
В России М. были созданы в 1802 г. в целях установления единоличного руководства отраслями государственного управления в отличие от ранее существовавших коллегий (см.). Главы М. были ответственны перед царем. Они представляли собой чисто бюрократические центральные органы государственного управления. Свержение царизма не изменило эксплуататорского характера М. Великая Октябрьская социалистическая революция, сломав старую государственную машину, ликвидировала и старые М,. бывшие орудием власти капиталистов и помещиков
Источник: Советский юридический словарь