НАЛОГОВАЯ БАЗА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАЛОГОВАЯ БАЗА (основа налога)
стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Так, если объектом является прибыль, то Н. б. - это ее величина в стоимостном исчислении.

Источник: Большой юридический словарь

Налоговая база
представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и устанавливается для каждого налога и сбора. Именно она необходима для исчисления налога. Например, налоговой базой подоходного налога служит совокупный годовой доход, в который включаются все виды доходов, полученных в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

НАЛОГОВАЯ БАЗА
в налоговом праве - понятие, служащее для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложении. Н.б. необходима именно для исчисления налога, но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения). В практике налогообложения весьма распространено необоснованное отождествление понятий "объект налогообложения" и "Н.б.", что приводит к неправильной квалификации действий налогоплательщиков в качестве налоговых правонарушений.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

НАЛОГОВАЯ БАЗА
стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. На основе Н.б. исчисляется и налоговая ставка; она представляет собой величину налоговых начислении на единицу измерения Н.б. Налоговая база и порядок ее определения, налоговые ставки по федеральным налогам, а также Н.б. и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются в НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют Н.б. по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении Н.б., относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем отчетном налоговом периоде, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Индивидуальные предприниматели исчисляют Н.б. по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют Н.б. на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме. Р.Ф. Захарова

Источник: Юридическая энциклопедия

Налоговая база
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Данное определение вполне коррелирует с подходом, используемым в международных стандартах финансовой отчетности. Налоговая база актива или обязательства, согласно МСФО, - это сумма, относимая на актив или обязательство в налоговых целях [4].
Первое, на что необходимо обратить внимание при анализе легальной дефиниции, - это вторичный характер налоговой базы, производный от объекта налогообложения. Данное обстоятельство также отмечается и в судебной практике [9].
Однако в юридической литературе отмечается, что налоговая база должна быть определена не через объект, а через предмет налогообложения, поскольку юридический факт как таковой не может иметь стоимостной или физической характеристики [2]. Налоговая база - это производная от объекта налогообложения (юридического факта, который, по сути, должен порождать обязанность по уплате налога) и предмета налога характеристика [3].
Другие ученые считают, что налоговая база представляет собой количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога. При этом масштаб налога - это характеристика предмета налога (стоимостная, физическая или иная), а единица налога - единица масштаба налога [11].
Таким образом, все ученые и практикующие юристы единогласны в том, что главная функция налоговой базы - выразить объект налогообложения количественно, т.е. его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база не просто параметр, а параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения [1, с. 202]. Элемент налога, именуемый "налоговая база", служит для того, чтобы количественно выразить объект налогообложения с применением той или иной меры исчисления [5, с. 50].
Стоимостная характеристика, используемая законодателем в юридической конструкции большинства налогов, предполагает использование стоимости предмета (объекта) налогообложения при расчете суммы налога. Стоимость применяется инвентаризационная (налог на имущество физических лиц), кадастровая (земельный налог), рыночная (налог на прибыль организаций и др.), остаточная (налог на имущество организаций).
Налоговое законодательство закрепляет презумпцию соответствия цены товаров, работ и услуг, указанной в сделке, уровню рыночных цен. При определенных условиях налоговые органы вправе проверить "рыночность" цены договора. При этом Налоговый кодекс РФ регламентирует не только перечень контролируемых сделок, но и применяемые методы определения рыночной цены.
Количественная характеристика используется при взимании акцизов, налога на игорный бизнес. Физическая характеристика применяется в транспортном налоге, акцизах, водном налоге и налоге на добычу полезных ископаемых.
При этом значительное влияние на определение налоговой базы оказывают налоговые льготы и вычеты (подробнее о данных категориях смотри соответствующие разделы). Например, в ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база земельного налога (кадастровая стоимость) уменьшается на 10 000 руб. для отдельных категорий налогоплательщиков.
При этом зачастую характеристика предмета (объекта) налогообложения устанавливается не в рамках налоговых отношений, т.е. не в соответствии с налоговым законодательством. Например, мощность двигателя транспортного средства устанавливается заводом-изготовителем, однако налогоплательщик вправе заказать лабораторные испытания двигателя сертифицированным центром, в результате которых будет установлено, что двигатель имеет меньшую мощность. Необходимо ли изменить налоговую базу транспортного налога в таком случае? В текущем налоговом периоде? Или в следующем?
Если пример с транспортным налогом имеет скорее гипотетический характер и в силу дороговизны подобных испытаний практически никогда не возникает на практике, то ситуация с кадастровой стоимостью земли имеет более массовый характер.
Кадастровая стоимость, используемая при расчете налога на землю, устанавливается органами местного самоуправления, зачастую с нарушением правил введения в действие актов налогового законодательства. Арбитражные суды пришли к выводу, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах и, следовательно, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ [10].
Конституционный Суд РФ, в свою очередь, указал, что "правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации" [7].
Аналогичные ограничения предусмотрены и в случае изменения кадастровой стоимости по инициативе налогоплательщика. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка не имеет обратной силы [8].
В связи с этим, по мнению Минфина России, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр [6].
Список литературы:
1. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. 424 с.
2. Курилюк Ю.Е. Влияние налоговой базы земельного налога на возможность его исчисления и уплаты: правовые аспекты // Финансовое право. 2009. N 12. С. 30 - 34.
3. Курилюк Ю.Е. Особенности определения налоговой базы по налогам, объектом которых является юридический факт - действие // Финансовое право. 2012. N 6. С. 31 - 36.
4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н).
5. Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М., 2004. 670 с.
6. Письмо Минфина России от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809 // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 02.08.2013. N 30.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" // СЗ РФ. 2013. N 28. Ст. 3882.
8. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 // СПС "КонсультантПлюс".
9. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 N А72-7556/2011 // СПС "КонсультантПлюс".
10. Решения арбитражных судов по делам N А46-21419/2009, N А46-20145/2009, N А46-21233/2009, N А46-22072/2008 // СПС "КонсультантПлюс".
11. Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс".

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
544.67 кб

Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона

Кириллова О.С.
Читать PDF
655.30 кб

Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования

Егорова Елена Николаевна
В статье рассматривается необходимость осуществления фискального мониторинга для определения оценки налогового потенциала и налогового регулирования сферы услуг, а также введение Налогового паспорта региона, который послужит инфор
Читать PDF
331.94 кб

Налоговая база и неналогооблагаемый минимум в налоговом законодательстве Азербайджанской Республики

Мирзоева А.
Элементы юридического состава налога являются условиями налогообложения, установленными законодательством о налогах и сборах.
Читать PDF
23.06 мб

Общая консолидированная база корпоративного налога как один из вариантов гармонизации прямых налогов

Пономарева Карина Александровна
В статье рассматривается понятие общей консолидированной базы корпоративного налога, перспектива введения которой является актуальной и дискуссионной проблемой современного налогового права.
Читать PDF
977.91 кб

Оценка налоговой нагрузки сельскохозяйственных предприятий Базарно-Карабулакского района Саратовской

Андреев В.И., Дедюрин А.В., Исаева Т.А.
Основной проблемой для сельскохозяйственных предприятий при осуществлении расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является выбор оптимальной системы налогообложения и стратегии взаимодействия с налоговыми органами.
Читать PDF
927.64 кб

Единая информационная ресурсная база данных Государственного налогового комитета - реальный шаг на п

Джураева Комила Гафуровна, Усманова Азиза Алишеровна
В статье проанализированы значение и роль единой информационной ресурсной базы данных Государственного налогового комитета в системе «Электронного правительства».