Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРИЗНАНИЕ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ
категория дел особого производства, которая заключается в признании (отказе в признании) судом движимой вещи бесхозяйной или права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (гл. 33 ГПК РФ, ст. 225 ГК РФ).
Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи (ч. 1 ст. 290 ГПК РФ).
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. В случае, если орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления, и суд прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 290 ГПК РФ).
В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц (ст. 292 ГПК РФ).
Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. В случае признания судом того, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимается решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ст. 293 ГПК РФ).
Российский фонд федерального имущества (его отделения) в силу специального поручения Правительства РФ наделен полномочием по обращению от имени Правительства РФ в суд о признании движимого имущества, изъятого правоохранительными органами, бесхозяйным (Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и от 19 апреля 2002 г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»; Ответ на вопрос 24. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2004 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г.).
См. Особое производство.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

   Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество – это имущество, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на которое собственник отказался. Неопределенность правового положения такой вещи подрывает гражданский оборот.
   Признание имущества бесхозяйным осуществляется в судебном порядке по правилам особого производства. Заявителем по делу о признании движимой вещи бесхозяйной может быть лицо, вступившее во владение ею; о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной заявление подается в суд финансовым органом. Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – лицом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
   В порядке особого производства предусмотрено признание бесхозяйной вещи и передача иным образом оставленной собственником вещи с целью отказа от права собственности, а также признание права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. В иных случаях действует внесудебный порядок.
   Предмет доказывания:
   1) какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, ее описание (основные признаки). В этом плане бесхозяйную вещь нельзя смешивать с бесхозяйственно содержащейся. В первом случае нет собственника вещи, во втором – собственник имеется, но он ненадлежащим образом содержит эту вещь;
   2) статус вещи – брошенная вещь, т.е. брошенная собственником вещь или иным образом оставленная им с целью отказа от права собственности (п. 1 ст. 226 ГК РФ). Стоимость брошенной вещи должна явно превышать пятикратный МРОТ и не относить к отходам (п. 2 ст. 226 ГК РФ). Здесь же необходимо определить, движимое или недвижимое это имущество, его стоимость;
   3) факт отсутствия собственника и невозможность его установления;
   4) если речь идет о недвижимой вещи, то требуется установить, кем и когда недвижимая вещь поставлена на учет. Гражданское законодательство устанавливает особый порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество. Лишь по истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Следовательно, необходимо установить срок постановки на учет и истечение одногодичного срока;
   5) была ли вещь изъята федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
   6) факт отказа собственника от права собственности на нее;
   7) доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью;
   8) подлежит ли дело рассмотрению в суде. Для этого важно следующее положение закона: «Если орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу» (ч. 2 ст. 290 ГПК).
   Названные обстоятельства подтверждают следующие необходимые доказательства:
   - акт описи имущества, содержащий его подробное описание;
   - доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее (письменные заявления, свидетельские показания, справки из ГИБДД и проч.);
   - акты описи имущества, документы, подтверждающие отсутствие сведений в государственном реестре недвижимости, и другие доказательства для установления отсутствия собственника на недвижимое имущество;
   - справки жилищно-эксплуатационных органов, налоговых и регистрационных органов, выписка из бухгалтерских документов, получаемые с целью установления собственника движимого имущества;
   - доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью, и другие доказательства;
   - доказательства, подтверждающие полномочия соответствующего субъекта, обратившегося в суд. Например, таможенный орган может выступать заявителем по делу в случае изъятия этой вещи в соответствии с ТмК РФ.

Источник: Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве