СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Смежные права
права исполнителя, производителя фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Смежные права
это права, примыкающие к авторскому праву, сходные с ним. Смежные права относятся к нематериальным объектам. Смежные права делятся на: права исполнителей; права производителей фонограмм; права организаций эфирного и кабельного вещания.

Источник: Интеллектуальная собственность в терминах, понятиях и определениях федерального законодательства

Смежные права
исключительные права лиц на нетворческие результаты их деятельности по представлению произведений широкому кругу лиц с использованием своих способностей и возможностей: права исполнителей - на их исполнения и постановки, права производителей фонограмм - на их фонограммы, права организаций эфирного и кабельного вещания - на их передачи.

Источник: Юридический словарь авторского права

Смежные права
согласно ст. 1303 ч. 4 ГК РФ интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

СМЕЖНЫЕ ПРАВА
разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских, имеющих самостоятельный характер и защиту.
В соответствии со ст. 994 ГК смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Сфера действия смежных прав определяется по правилам ст. 995 ГК.
В Законе "Об авторском праве и смежных правах" регулированию отношений, связанных со смежными правами, посвящены разделы III "Смежные права" и IV "Защита авторского права и смежных прав".
См. также Авторское право и смежные права; Исполнитель; Общественное достояние; Обнародование произведения; Передача в эфир (эфирное вещание); Передача организации эфирного или кабельного вещания; Производитель аудиовизуального произведения; Производитель фонограммы; Публичное исполнение; Сообщение для всеобщего сведения; Фонограмма.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Смежные права
это права, которые возникают лишь вслед за авторскими правами, например, при создании пьесы сначала возникают права у автора пьесы с момента ее создания, а затем, когда пьеса исполняется, возникают права у артиста, играющего эту пьесу. Иными словами, смежные права существуют лишь постольку, поскольку существуют права авторские. Они тесно связаны между собой, так как в основе их лежит творческая деятельность личности, физического лица. Смежные права относятся к нематериальным объектам. Они делятся на три вида: права исполнителей; права производителей фонограмм (фонограммные права); права организаций эфирного и кабельного вещания. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Исполнителями могут быть только физические лица, производители фонограмм-как физические, так и юридические лица. Понятие «смежные права» введено на территории Российской Федерации с августа 1992 года. Это понятие впервые было зафиксировано в названии ст. 141 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик-«Права исполнителей, создателей звуко-и видеозаписей, организаций эфирного вещания (смежные права)», а затем в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», утвержденным 09.07.1993 г. № 5351-1, а затем и в редакции Федерального Закона от 20.07.2004 №72-ФЗ.

Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар

СМЕЖНЫЕ ПРАВА
разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Различают С. п.: исполнителей произведения автора, производителей фонограмм и вещательных организаций. Основное содержание С. п. сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия субъектов соответствующих С. п. С. п. артиста и вещательной теле- или радиоорганизации возникает с момента первого исполнения (постановки). Оно истекает через 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом возникновения права (лишь право на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или посягательства действуют бессрочно). Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в этот срок. Исключительные права, предоставляемые исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, в некоторых случаях могут быть ограничены (ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.). Напр., без согласия исполнителя и выплаты ему гонорара отрывок из исполнения может быть включен в обзор текущих событий. Исключительные права, предусмотренные законом для субъектов С. п., могут передаваться другим лицам по соответствующим договорам.

Источник: Большой юридический словарь

СМЕЖНЫЕ ПРАВА
разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Нормы о С.п. содержатся в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. Необходимость правовой охраны С.п. обусловлена тем, что развитие научно-технического прогресса затрагивает не только авторов и других обладателей авторского права, но и тех лиц, чья деятельность связана с использованием охраняемых авторским правом произведений. После того как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства, и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересов субъектов С.п.: исполнителей (в отношении их исполнения), производителей фонограмм (в отношении их звуковых программ), вещательных организаций (в отношении транслированных ими программ). Предоставленные им права получили названия смежных, что отражает их природу: они произведены от авторских, сходны с ними, однако полностью с ними не совпадают Их основное содержание сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а т.ж. творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио- и телеорганизаций. По своей природе права указанных субъектов являются исключительными. Только сам субъект С.п. может осуществлять или разрешать осуществление определенных действий (прямо указанных в законе) в отношении объектов правовой охраны (фонограмм, передач кабельного и эфирного вещания). Для возникновения и реализации каких-либо С. п. не требуется соблюдения формальностей. Однако производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны С.п., который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "Р" в окружности (аббревиатура английского слова Phono-record); имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. С.п. исполнителя возникает с момента первого исполнения.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

СМЕЖНЫЕ ПРАВА
права на нематериальные объекты, по своему типу схожие с авторскими правами и примыкающие к авторскому праву. С.п. не являются единой правовой категорией (поэтому термин "С.п." всегда применяется во множественном числе), а представляют собой несколько разнородных прав. На международной арене С.п. получили признание лишь во второй половине XX в., особенно после принятия в 1961 г. Международной (Римской) конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (РФ не участвует ни в этой Конвенции, нив других международных договорах по С.п.). В СССР охраны С.п. не существовало.
В РФ С.п. охраняются по Закону РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Признаются три категории смежных прав: права исполнителей, права производителей фонограмм и права организаций эфирного и кабельного вещания. Под исполнителями имеются в виду граждане - актеры, певцы, музыканты, танцоры и иные лица, которые играют роли, декламируют произведения, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы и искусства. К их числу относятся также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры. Объектом, на который исполнитель получает С.п., является исполнение (а для режиссера-постановщика спектакля - постановка). Исполнитель получает право на имя, право на защиту своего исполнения от искажения, а также следующие имущественные права: передавать исполнение в эфир (если он ранее не разрешил сделать коммерческую запись исполнения); осуществлять запись исполнения; воспроизводить ее; сдавать в прокат фонограмму исполнения. Если исполнитель дал согласие на запись исполнения для определенных целей, то в дальнейшем оно воспроизводится свободно. При заключении договора с изготовителем аудиовизуального произведения исполнитель передает ему все права (за исключением права сдачи в прокат фонограммы). Производителем фонограммы могут быть как физические, так и юридические лица. Они пользуются следующими исключительными имущественными правами: воспроизводить фонограмму; переделывать фонограмму; распространять экземпляры фонограммы, в том числе путем проката экземпляров. Однако если экземпляры фонограммы правомерно введены в гражданский оборот, то допускается их дальнейшее свободное распространение (кроме проката). Организации эфирного и кабельного вещания в отношении своих передач пользуются исключительными имущественными правами: разрешать другой организации одновременно осуществлять передачу в эфир или по кабелю; записывать передачу и воспроизводить эту запись; сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Закон предусматривает некоторые изъятия из сферы прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.
Личные С.п. исполнителей охраняются бессрочно, имущественные С.п. - в течение 50 лет. Этот срок исчисляется: а) для исполнительских С.п. - с момента исполнения; б) для С.п. производителей фонограмм - в основном со дня записи фонограммы; в) для С.п. организаций эфирного и кабельного вещания - со дня выпуска передачи. Если окончание срока приходится не на 31 декабря, то срок охраны продлевается до конца календарного года. С.п. могут передаваться по договору или переходить к другим лицам по закону. Договоры о передаче или предоставлении С.п. по своему содержанию и форме близки к авторским.
В зарубежных странах широко распространено коллективное управление имущественными С.п. В РФ законодательство также предусматривает коллективное управление в сфере С.п., однако организации, управляющие имущественными С.п., находятся еще в процессе создания,
Защита С.п. осуществляется теми же нормами, что и защита авторского права.

Источник: Энциклопедия юриста

СМЕЖНЫЕ ПРАВА
права, сопутствующие авторским правам, возникающие у лиц, использующих оригинальные произведения авторов присущим этим произведениям способом. Впервые закреплены в российском авторском законодательстве Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993, который содержит специальный раздел III «Смежные права». С.п. возникают у исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания, однако их признание связано с определенными условиями. За исполнителем права признаются, если: а) он является гражданином России, б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ, в) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в эфир или по кабелю в передачу, охраняемую законом. Для возникновения прав у производителя фонограммы необходимо, чтобы: а) он являлся гражданином России или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ, б) фонограмма впервые была опубликована на территории РФ. Признание прав за организациями эфирного или кабельного вещания обусловлено местонахождением на территории РФ и осуществлением передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ. Общим требованием, относящимся ко всем субъектам С.п., является соблюдение ими прав автора используемого произведения. Для возникновения и осуществления С.п. не нужно соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны С.п., который состоит из нескольких элементов: латинской буквы «Р» в окружности — ®, имени (наименования) обладателя исключительных С.п., года первого опубликования фонограммы и помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Исключительные права исполнителя охватывают: право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя, право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения. Производителю фонограммы принадлежат исключительные права на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования. Организации эфирного вещания в отношении их передач обладают исключительными правами использовать передачу в любой форме и давать разрешение на ее использование, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Аналогичные права принадлежат организациям кабельного вещания. Закон устанавливает некоторые ограничения прав исполнителей, производителей фонограммы, организаций эфирного или кабельного вещания, касающиеся использования исполнения, постановки, передачи в эфир, по кабелю, воспроизведения фонограмм без согласия субъектов С.п. и без выплаты вознаграждения. Перечень таких случаев исчерпывающий и охватывает: 1) включение в обзор текущих событий небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю, 2) исключительно в целях обучения или научного исследования, 3) цитирование в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы и т.д. в информационных целях, 4) иные случаи ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства. С.п. действуют в течение определенного срока: права исполнителя — в течение 50 лет после первого исполнения или постановки, тогда как право исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняется бессрочно; прав производителя фонограммы — 50 лет после первого ее опубликования или после первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока; права организации эфирного и кабельного вещания — на протяжении 5 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю. СА. Чернышева

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
356.19 кб

Смежные права на служебное исполнение

Шабаева Ирина Аликовна
В статье анализируются особенности правового регулирования смежных прав исполнителя на результат творческого труда, созданного в порядке выполнения служебного задания.
Читать PDF
60.64 кб

Права, смежные с авторскими и патентными

Штенников Василий
В настоящее время ранее разработанный проект стратегии развития электронной отрасли России до 2025 года дополнен разделом «Защита интеллектуальной собственности» [1]. Согласно п. 1 ст.
Читать PDF
1.77 мб

О предмете посягательств на авторские и смежные права

Кондрашина В. А.
В статье исследуется вопрос о предмете состава преступления, предусмотренного ч. 1-3 ст. 146 УК РФ, значении правильного понимания этого вопроса, ведется сравнительное изучение указанной проблемы по УК зарубежных стран.
Читать PDF
266.50 кб

Критерии отграничения гражданского права от смежных отраслей

Лебедев Владимир Максимович
Предпринимается попытка выявить место гражданского права в системе российского права.
Читать PDF
294.58 кб

ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ, В ПОРТУГАЛИИ, ИСПАНИИ И ЕВРОСОЮЗЕ

Соуза-И-Силва Н.
Читать PDF
483.85 кб

98. 04. 031. Российское законодательство о смежных правах. (обзор)

Антонов В. В.
Читать PDF
1.71 мб

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НЕТИПИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Воскресенская Е. В., Ворона-Сливинская Л. Г., Лойко А. Н.
В статье рассматривается вопрос о правовой природе таких объектов как боди-арт (татуировки, макияж, иные изображения на теле человека), перформанс, вкус сыра.
Читать PDF
104.68 кб

Проблемы соотношения смежных отраслей права в сфере природопользования

Пуряева Анна Юрьевна
Читать PDF
101.34 кб

Понятие должностного лица в смежных отраслях права (в смежном законодательстве)

Прысь Е. В.
Читать PDF
555.19 кб

Коллективное управление авторскими и смежными правами: вопросы теории и практики

Сайфутдинова В.М., Шакирова М.Л.
В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию немаловажной проблемой остается усовершенствование защиты авторских и смежных прав в соответствии с принятыми Россией обязательствами.
Читать PDF
288.88 кб

СМЕЖНЫЕ ПРАВА И КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОРТУГАЛИИ, ИСПАНИИ И ЕВРОСОЮЗЕ. (ОБЗОР)

Афанасьева Е.Г., Афанасьева Е.А.
Читать PDF
173.25 кб

Неправомерный доступ к информации об управлении авторским правом и смежными правами

Кузнецов К. В.
Читать PDF
648.22 кб

К вопросу об уголовно-правовой природе преступлений, нарушающих авторские и смежные права

Молчанов Д.В.
Данная статья посвящена вопросам уголовно-правовой природы преступлений, нарушающих авторские и смежные права.
Читать PDF
315.86 кб

Некоторые вопросы конкретизации норм права и ее отличия от иных смежных категорий теории права

Бейсбекова Гулим Куатбековна
В современных условиях особую актуальность приобретает изучение пу-тей повышения качества правового регулирования.
Читать PDF
4.85 мб

Классификация объектов авторского права и смежных прав в странах Евразийского экономического союза_

Канатов Танат Канатович
Цель: Исследование актуальных проблемных вопросов классификации объектов авторского права и смежных прав.

Похожие термины: