Справедливость
Справедливость
Impartiality) - это принцип этичного поведения, на основе которого преподаватели относятся ко всем студентам в равной степени хорошо, в соответствии с требованиями вуза и законами страны.
Источник: Терминологический словарь. Коррупция в высшем образовании
Справедливость
(aequitas, соразмерность, равенство) — один из важнейших принципов не только создания, толкования, реализации и применения норм римского частного права, но и основополагающее начало функционирования всей системы правовых средств и учреждений («Во всех делах, в наибольшей же степени в праве, необходимо руководствоваться справедливостью», «In omnibus, maxime tamen in iure aequitas spectanda est» Павел, D. 50. 17. 90)
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Справедливость
как правовая категория требует соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, соответствия правам – обязанностей, деянию – воздания, труду – вознаграждения, преступлению – наказания. Обобщая различные виды взаимодействия в обществе, С. можно определить как эквивалентность (соразмерность) взаимных предоставлений и получений. Существенное значение для определения С. имеет ее деление на уравновешивающую и распределительную. Уравновешивающая С. означает равенство исходных возможностей, чести и достоинства, свободы, равенство перед судом и законом. Распределительная С. означает деление материальных и духовных благ соразмерно вкладу каждого члена общества, зависящему от его собственной активности. В этом случае действует принцип: не всем одно и то же, а каждому свое (по достоинству), ибо для неравных равное стало бы неравным.
Тем самым С. выступает мерой относительного достоинства ценностей, мерой их равновесия и субординации.
Тем самым С. выступает мерой относительного достоинства ценностей, мерой их равновесия и субординации.
Источник: Некоторые юридические термины
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
одна из моральных норм и понятий морального сознания, которая заключается в утверждении соразмерности в получении людьми общественных благ и санкций за свои поступки и заслуги перед обществом или социальной группой. Различают три вида С. – экономическая, моральная, юридическая. Экономическая С. формируется в первобытном обществе как уравнительная. В соответствии с принципом уравнительной С., социальные блага распределяются в равных долях между всеми членами группы независимо от участия каждого члена группы в производстве совокупного общественного продукта. Распределительная С. как вид экономической С., напротив, предполагает распределение социальных благ между людьми пропорционально вкладу каждого в производство совокупного общественного продукта. Понятие моральной С. возникает в Древнем Риме и является христианским по своему содержанию, т. к. основано на убеждении, что все люди равны перед Богом. Содержанием моральной С. является уважение себя и других людей как самостоятельных личностей, что лаконично сформулировал Гегель в «Философии права»: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Понятие юридической С. формируется в Новое время вместе с юридическим мировоззрением буржуазного общества и включает в себя принцип равенства прав и обязанностей человека и гражданина, принцип равенства всех граждан перед законом, что включает в себя справедливое наказание за преступления против жизни, свободы, здоровья, имущества личности, общественной безопасности и интересов государства. Понятия моральной и юридической С. являются ядром профессионально-нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов, т. к. сама цель профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов формулируется в соответствии с принципами юридической С. В ст. 6 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации С., «…означающая соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения», определена как один из нравственных принципов службы в органах внутренних дел. С. также является одним из основных профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел.
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
свойство права, необходимый компонент правового принципа формального равенства. С. входит в понятие права: право по определению справедливо, а С. — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не вне- правовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). С. воплощает и выражает общезначимую, одинаковую и равную для всех правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую и формально-равную для всех правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. По своему смыслу и этимологии справедливость ОизгШа) восходит к праву (шз), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости — значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права. Правовой смысл С. нашел адекватное отражение уже в образе богини С. Фемиды с Весами Правосудия. Используемые при этом символические средства (богиня с повязкой на глазах, весы и т.д.) весьма доходчиво выражают верные представления о присущих праву (и С.) общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве (повязка на глазах богини означает, что абстрагированный от различий равный правовой подход ко всем, невзирая на лица, — это необходимое условие и основа для объективного суждения о С ) . Идея единства С. и равенства (как выражения соразмерности и эквивалента) четко зафиксирована и в традиционном естественно-правовом определении С. как воздаяния равным за равное. В обобщенном виде можно сказать, что С. — это право в его ценностно- оценочном выражении, самосознание, самовыражение и самооценка права и вместе с тем — правовая опенка всего остального, внеправового. Какого-либо иного принципа, кроме правового, С. не имеет. При отрицании правовой природы и смысла С. неизбежно получается, что право как таковое несправедливо, а С. исходно представлена в том или ином вне- правовом (социальном, политическом, религиозном, моральном и т.п.) начале, правиле, требовании. Все подобные внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и т.д.), им неизбежно присущи субъективизм, релятивизм, произвольное усмотрение и частный выбор (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т.д.). Между тем с точки зрения правовой всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства, свободы и справедливости), в равной мере значимой для всех, независимо от их моральных, религиозных, социальных, политических и иных различий, позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представленными в них особыми потребностями, требованиями и т.д. — лишь особенные сферы в общем пространстве бытия и действия права и правовой С , специфические объекты, а не субъекты справедливой правовой регуляции. Право (и правовой закон) не игнорирует, конечно, все эти особенные интересы и притязания, они должны найти в нем свое надлежащее (т.е. справедливое) признание, удовлетворение и защиту. Это возможно только потому, что С. (как выражение смысла правового равенства и правовой всеобщности) не сливается с самими этими притязаниями и не является нормативным выражением и генерализацией какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив, С , представляя всеобщность правового равенства, возвышается над всем этим партикуляризмом, «взвешивает» (на единых весах правовой регуляции и правосудия, посредством общего масштаба и равной меры права) и оценивает их формально-равным, а потому и одинаково справедливым для всех правовым мерилом. Например, те или иные требования т.н. социальной С , с правовой точки зрения, имеют рациональный смысл и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенством. Лит:. Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4 (Никомахова этика; Большая этика; Политика); Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983; Его же. Право — математика свободы. М., 1996; Его же. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996; Его же. Философия права. М., 1997; РолзД. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. В.С Нерсесянц
Источник: Юридическая энциклопедия