Справедливость

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Справедливость
Impartiality) - это принцип этичного поведения, на основе которого преподаватели относятся ко всем студентам в равной степени хорошо, в соответствии с требованиями вуза и законами страны.

Источник: Терминологический словарь. Коррупция в высшем образовании

Справедливость
(aequitas, соразмерность, равенство) — один из важнейших принципов не только создания, толкования, реализации и применения норм римского частного права, но и основополагающее начало функционирования всей системы правовых средств и учреждений («Во всех делах, в наибольшей же степени в праве, необходимо руководствоваться справедливостью», «In omnibus, maxime tamen in iure aequitas spectanda est» Павел, D. 50. 17. 90)

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Справедливость
как правовая категория требует соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, соответствия правам – обязанностей, деянию – воздания, труду – вознаграждения, преступлению – наказания.  Обобщая различные виды взаимодействия в обществе, С. можно определить как эквивалентность (соразмерность) взаимных предоставлений и получений. Существенное значение для определения С. имеет ее деление на уравновешивающую и распределительную. Уравновешивающая С. означает равенство исходных возможностей, чести и достоинства, свободы, равенство перед судом и законом. Распределительная С. означает деление материальных и духовных благ соразмерно вкладу каждого члена общества, зависящему от его собственной активности. В этом случае действует принцип: не всем одно и то же, а каждому свое (по достоинству), ибо для неравных равное стало бы неравным.
Тем самым С. выступает мерой относительного достоинства ценностей, мерой их равновесия и субординации.

Источник: Некоторые юридические термины

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
одна из моральных норм и понятий морального сознания, которая заключается в утверждении соразмерности в получении людьми общественных благ и санкций за свои поступки и заслуги перед обществом или социальной группой. Различают три вида С. – экономическая, моральная, юридическая. Экономическая С. формируется в первобытном обществе как уравнительная. В соответствии с принципом уравнительной С., социальные блага распределяются в равных долях между всеми членами группы независимо от участия каждого члена группы в производстве совокупного общественного продукта. Распределительная С. как вид экономической С., напротив, предполагает распределение социальных благ между людьми пропорционально вкладу каждого в производство совокупного общественного продукта. Понятие моральной С. возникает в Древнем Риме и является христианским по своему содержанию, т. к. основано на убеждении, что все люди равны перед Богом. Содержанием моральной С. является уважение себя и других людей как самостоятельных личностей, что лаконично сформулировал Гегель в «Философии права»: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Понятие юридической С. формируется в Новое время вместе с юридическим мировоззрением буржуазного общества и включает в себя принцип равенства прав и обязанностей человека и гражданина, принцип равенства всех граждан перед законом, что включает в себя справедливое наказание за преступления против жизни, свободы, здоровья, имущества личности, общественной безопасности и интересов государства. Понятия моральной и юридической С. являются ядром профессионально-нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов, т. к. сама цель профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов формулируется в соответствии с принципами юридической С. В ст. 6 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации С., «…означающая соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения», определена как один из нравственных принципов службы в органах внутренних дел. С. также является одним из основных профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
свойство права, необходимый компонент правового принципа формального равенства. С. входит в понятие права: право по определению справедливо, а С. — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не вне- правовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). С. воплощает и выражает общезначимую, одинаковую и равную для всех правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую и формально-равную для всех правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. По своему смыслу и этимологии справедливость ОизгШа) восходит к праву (шз), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости — значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права. Правовой смысл С. нашел адекватное отражение уже в образе богини С. Фемиды с Весами Правосудия. Используемые при этом символические средства (богиня с повязкой на глазах, весы и т.д.) весьма доходчиво выражают верные представления о присущих праву (и С.) общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве (повязка на глазах богини означает, что абстрагированный от различий равный правовой подход ко всем, невзирая на лица, — это необходимое условие и основа для объективного суждения о С ) . Идея единства С. и равенства (как выражения соразмерности и эквивалента) четко зафиксирована и в традиционном естественно-правовом определении С. как воздаяния равным за равное. В обобщенном виде можно сказать, что С. — это право в его ценностно- оценочном выражении, самосознание, самовыражение и самооценка права и вместе с тем — правовая опенка всего остального, внеправового. Какого-либо иного принципа, кроме правового, С. не имеет. При отрицании правовой природы и смысла С. неизбежно получается, что право как таковое несправедливо, а С. исходно представлена в том или ином вне- правовом (социальном, политическом, религиозном, моральном и т.п.) начале, правиле, требовании. Все подобные внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и т.д.), им неизбежно присущи субъективизм, релятивизм, произвольное усмотрение и частный выбор (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т.д.). Между тем с точки зрения правовой всеобщности (формально-определенной всеобщности правового равенства, свободы и справедливости), в равной мере значимой для всех, независимо от их моральных, религиозных, социальных, политических и иных различий, позиций и интересов, все эти внеправовые начала с представленными в них особыми потребностями, требованиями и т.д. — лишь особенные сферы в общем пространстве бытия и действия права и правовой С , специфические объекты, а не субъекты справедливой правовой регуляции. Право (и правовой закон) не игнорирует, конечно, все эти особенные интересы и притязания, они должны найти в нем свое надлежащее (т.е. справедливое) признание, удовлетворение и защиту. Это возможно только потому, что С. (как выражение смысла правового равенства и правовой всеобщности) не сливается с самими этими притязаниями и не является нормативным выражением и генерализацией какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив, С , представляя всеобщность правового равенства, возвышается над всем этим партикуляризмом, «взвешивает» (на единых весах правовой регуляции и правосудия, посредством общего масштаба и равной меры права) и оценивает их формально-равным, а потому и одинаково справедливым для всех правовым мерилом. Например, те или иные требования т.н. социальной С , с правовой точки зрения, имеют рациональный смысл и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенством. Лит:. Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4 (Никомахова этика; Большая этика; Политика); Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983; Его же. Право — математика свободы. М., 1996; Его же. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996; Его же. Философия права. М., 1997; РолзД. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. В.С Нерсесянц

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.45 кб

Справедливость в либеральной политико-правовой идеологии

Галлямов Амир Тимурович
В статье рассматриваются принципы классической либеральной идеологии и причины трансформации ее в постклассический (социальный) либерализм.
Читать PDF
193.68 кб

Юридическая ответственность и социальная справедливость

Краснощек Е. И.
Читать PDF
364.14 кб

Справедливость в уголовно-процессуальном праве

Баранов Александр Михайлович, Супрун Сергей Владимирович
Читать PDF
105.50 кб

Справедливость и наказание по И. Канту

Рассматривается категория «справедливость» в соотношении с уголовным наказанием в учении И. Канта - немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии.
Читать PDF
0.00 байт

Справедливость как начало гражданского права

Асланян Наталья Павловна, Мигачева Анна Юрьевна
В статье исследуются научные взгляды на справедливость в гражданском праве и предлагается авторское понимание данной категории, в соответствии с которым ее сложившаяся цивилистическая трактовка нуждается в пересмотре.
Читать PDF
256.30 кб

Справедливость в правотворчестве и правоприменении

Нестерук Евгений Сергеевич
Читать PDF
494.53 кб

Мораль, нравственность, справедливость и совесть как правовые ценности социального субъекта уголовно

Ткачёва Н. В.
Читать PDF
713.04 кб

Справедливость уголовно-процессуального закона

Аширова Л. М.
Читать PDF
67.82 кб

Социальная справедливость - категория политическая

Черепанов В. Д.
Читать PDF
119.85 кб

Интересы правосудия и справедливость

Юдин Евгений Викторович
Рассмотрены проблемы обеспечения справедливости наказания и соблюдения направленности на восстановление справедливости. Изучена правовая природа амнистии.
Читать PDF
155.12 кб

Статус права: справедливость и принцип формального равенства

Мухмадеева Дмитрий Леонидович
Система права рассматривается с точки зрения возможности реализации свободы в рамках принципа формального равенства. Показано, что моральный императив справедливости является необходимым условием формирования гражданского общества
Читать PDF
0.00 байт

Свобода и справедливость: закономерности их взаимодействия

Вопленко Николай Николаевич
В статье рассматриваются теоретические вопросы понятия и взаимодействия свободы и справедливости.
Читать PDF
248.31 кб

Право и справедливость в творческом наследии Сергея Андреевича Муромцева: реформа или революция?

Аронов Дмитрий Владимирович
Статья посвящена изучению соотношения понятий «право» и «справедливость» в творческом наследии Сергея Муромцева, видного российского либерального юриста начала ХХ в.
Читать PDF
172.87 кб

Справедливость, равенство и достоинство личности в праве

Власова Оксана Вячеславовна
Читать PDF
186.90 кб

Справедливость как принцип уголовного права

Клименко Татьяна Михайловна
В статье анализируется принцип справедливости как правовая категория.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, РАЗУМНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

    наиболее общий принцип российского гражданского права, используемый для определения пределов допустимого осуществления субъектами гражданского права принадлежащих им гражданских прав, а т.ж. д
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

    правовой принцип, который характеризует внутреннее свойство и качество права и выражает его социальную сущность. С. определяет баланс между интересами личности и общества, личности и государства
  • Социальная справедливость

    обобщенная нравственная оценка общественных отношений, характеризующая как сами эти отношения в целом, так и отношение общества к индивиду; один из общечеловеческих социальных идеалов - принцип,
  • Справедливость как понятие корпоративного права

    С. нормативно предусмотрена как один из основных подходов в применении и реализации норм гражданского права (п. 2 ст. 6 ГК РФ), иногда говорят и о «принципе С.». В целом это исторически сложившиеся пре
  • Справедливость применения мер защиты

    в ГК РФ это доктринальное положение выражено, прежде всего, в п. 3 ст. 1, 10 и др. ГК РФ. Общий смысл состоит в том, что лицу, требующему применения санкций, например, истцу, злоупотребляющему правом), мож
  • УСЛОВИЕ О СПРАВЕДЛИВОМ СРЕДНЕМ КАЧЕСТВЕ

    по среднему качеству - условие в договорах продажи зерна и некоторых других товаров.
  • ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

    принцип налогообложения, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в равных условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.
  • ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

    часть прецедентного права, складывавшаяся из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873-1875 гг., в результате которой произошло формальное слияние П.с. с общим правом. О
  • СПРАВЕДЛИВОСТИ ПРИНЦИП

    положение, согласно которому доля каждого работника в доходах организации (предприятия) должна соответствовать его участию в трудовом процессе.
  • ПРИНЦИП ВЕРТИКАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

    принцип налогообложения, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в неравных условиях, должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.
  • ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УПРАВЛЕНИИ

    теория мотивации, по которой человек субъективно связывает вознаграждение и затраченные для его получения усилия, а тж. сравнивает свое вознаграждение с вознаграждением, полученным другими людь
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

    одна из целей уголовного наказания. Социальная справедливость – морально-нравственная категория, и ее понятие может быть раскрыто через такие категории, как «возмещение ущерба от преступления»,