ЗАКОННОСТЬ
Источник: Советский юридический словарь
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
2) общественно-политический режим, состоящий в верховенстве правового закона в жизни общества, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками правовых отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.
Источник: Некоторые юридические термины
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
2. Законность нормативного правового акта (соответствие нормативного правового акта закону), проверяемая судом в порядке производства по делам, возникающим из публичноправовых отношений, на основании заявления гражданина (организации), считающего, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурора, который в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ст. 251253 ГПК РФ).
Источник: Толковый словарь гражданского процесса.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Важное изменение в понимании З. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ0 идеи правового государства. Отсюда З. – это не просто исполнение законов, но и подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того, в понятие З. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка.
З. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (З. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность); во-вторых, полное осуществление, реализация Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Законность предполагает две стороны: наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона) и их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Принципами законности являются обусловленные закономерностями общественного развития, объединенные в систему, руководящие идеи и исходные положения, определяющие основное содержание режима законности в стране. К ним относятся: единство законности (единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства); всеобщность законности (равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон); верховенство закона (только закон как акт высшего представительного органа государственной власти обладает высшей юридической силой); недопустимость противопоставления законности и целесообразности; гарантированность прав и свобод человека и гражданина; связь законности и культуры; принцип презумпции невиновности.
Гарантии законности - это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства, это совокупность факторов, содействующих установлению надлежащего режима законности. В систему гарантий законности входят экономические, политические, идеологические, общественные, организационные и специально-юридические гарантии (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований).
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Юридическая энциклопедия
2) Всеобщность законности означает равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон. Совершение правонарушения должностным лицом, занимающим ответственное положение, в ряде случаев должно расцениваться как обстоятельство, отягчающее ответственность виновного. Все должны быть равны перед законом и судом. 3) Верховенство закона означает, что только закон как акт высшего представительного органа государственной власти обладает высшей юридической силой. Все иные правовые акты и юридически значимые действия должны соответствовать закону. 4) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Целесообразность в пра ве означает соответствие содержания правовых актов современным потребностям, интересам и складывающимся жизненным ситуациям. Однако не всякий правовой акт отвечает этому требованию. Это случается, когда закон устарел, отстал от жизни, или когда несовершенно его содержание, когда законодатель неверно понял общественный интерес и т.д. В таких случаях нужно изменять закон. Нельзя обходить закон, ссылаясь на его нецелесообразность. 5) Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе. 6) Связь законности и культуры. Уровень культуры и образования населения прямо и непосредственно влияет на состояние законности и, наоборот, уровень законности влияет на состояние культуры и образования в стране. 7) Принцип презумпции невиновности закреплен в части 1 статьи 49 Конституции РФ 1993 года, где зафиксировано следующее: «Каж дый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия
Наиболее авторитетная юридическая формулировка этого принципа содержится в ст. 4 и 15 Конституции РФ. В них закреплены основные исходные положения данного принципа:
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
- высшая юридическая сила Конституции РФ;
- ее прямое действие и применение на всей территории РФ;
- требование, чтобы ни один принимаемый в Российской Федерации закон или иной правовой акт не противоречил Конституции РФ;
- обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
граждан и их объединений неуклонно соблюдать Конституцию РФ.
Реализация принципа 3. должна обеспечиваться с помощью разнообразных средств, в том числе юридических. Одним из них является закрепленное в Конституции РФ положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию. В его основе лежит посылка, что 3. возможна в условиях, когда всем, кто должен исполнять, соблюдать законы, доступно их точное содержание. В отношении нормативных актов, в том числе подзаконных (приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.), в которых регламентируются права, свободы и обязанности человека и гражданина, установлены более жесткие требования: они не подлежат применению, если не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Важным средством обеспечения 3. являются полномочия, которыми наделены суды. Конституционный Суд РФ вправе признать любой закон или иной нормативный акт, в том числе и федеральный, полностью или частично противоречащим Конституции РФ, и это влечет за собой признание соответствующего закона или иного нормативного акта полностью или частично не действующим. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют право не применять закон либо любой иной нормативный акт, противоречащий Конституции РФ или федеральному закону. В таких случаях при рассмотрении конкретных судебных дел им надо руководствоваться непосредственно предписаниями Конституции РФ либо соответствующих законов.
После принятия Конституции РФ 1993 г. существенно изменилась роль принципов и норм международного права в российской правовой системе: они стали ее составной частью. И те из них, которые зафиксированы в договорах РФ, наделены приоритетом по отношению к законам РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора. Этот момент обязательно следует учитывать при характеристике принципа законности. (К. Г.)
Законность включает две составляющие: наличие правовых, справедливых, научно обоснованных механизмов (содержательная сторона) и их выполнение (формальная сторона)
Принципами законности являются обусловленные закономерностями общественного развития, объединенные в систему, руководящие идеи и исходные положения, определяющие основное содержание режима законности в стране. Основные принципы законности:
1) единство законности, означающее единообразие правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства. Единство законности не исключает самостоятельности местных органов в решении вопросов регионального значения, которая должна сочетаться с общегосударственными интересами;
2) всеобщность законности означает равное требование ко всем без исключения субъектам исполнять закон. Совершение правонарушения должностным лицом, занимающим ответственное положение, в ряде случаев должно расцениваться как обстоятельство, отягчающее ответственность виновного. Все должны быть равны перед законом и судом;
3) верховенство закона означает, что только закон как акт высшего представительного органа государственной власти обладает высшей юридической силой. Все иные правовые акты и юридически значимые действия должны соответствовать закону;
4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Целесообразность в праве означает соответствие содержания правовых актов современным потребностям, интересам и складывающимся жизненным ситуациям. Однако не всякий правовой акт отвечает этому требованию. Это случается, когда закон устарел, отстал от жизни, или когда несовершенно его содержание, когда законодатель неверно понял общественный интерес и т.д. В таких случаях требуется изменение закона;
5) гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Законность служит важнейшей гарантией прав и свобод – с одной стороны,а с другой – сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе;
6) связь законности и культуры. Уровень культуры и образования населения прямо и непосредственно влияют на состояние законности и, наоборот, уровень законности влияет на состояние культуры и образования в стране;
7) принцип презумпции невиновности.
Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства, это совокупность факторов, содействующих установлению надлежащего режима законности. В систему гарантий законности входят экономические, политические, идеологические, общественные, организационные и специально-юридические гарантии (способы и средства, установленные в
действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований).
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
Подобное понимание законности рядом ученых дополняется оценкой содержания законов и иных нормативно-правовых актов на предмет отражения в них общеправовых принципов и ценностей. Отражение в действующих законах принципов правового государства обусловливает формирование правового законодательства, тем самым законность предстает как правозаконность.
Существует широкое и узкое понимание законности: узкое понимание исходит из требования соблюдать законы; широкое дополняет это требование соблюдением наряду с законами всех подзаконных актов.
Основу законности как режима функционирования правового государства составляет соблюдение принципа верховенства закона, соблюдение его высшей юридической силы в системе нормативно-правовых актов. Законность есть прежде всего исполнение закона как особого нормативного акта, обладающего рядом признаков, не присущих другим видам нормативных актов. Следовательно, требование соблюдения законов обращено как к органам государственной власти и местного самоуправления, наделенных полномочиями принимать подзаконные акты, так и к должностным лицам и гражданам — непосредственным исполнителям законов. «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом» (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
Соблюдение законности предполагает реализацию Конституции и законов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также формирование системы защиты Конституции и законов.
Законность предполагает соблюдение верховенства Конституции РФ, ее высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации, а также приоритет федеральных законов и правовых актов над законами и правовыми актами субъектов РФ.
В вопросах деятельности органов государственной власти принцип законности означает, что все органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов образуются в установленном Конституцией и законами порядке и действуют в пределах предоставленных им законами полномочий.
Осуществление законности возлагается на ряд органов государства, прежде всего правоохранительных (суд, прокуратура). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Способствовать соблюдению законности призваны и другие институты государства: Конституционный суд РФ, уставные (конституционные) суды субъектов РФ, уполномоченный по правам человека. Ст. 125 Конституции РФ раскрывает полномочия Конституционного суда РФ как органа контроля за обеспечением конституционной законности.
См. также Закон.
И. Н. Барциц
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия
О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII-XIX вв.). Мыслителями эпохи Просвещения 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того, о ком идет речь, но, прежде всего, как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедливо и что несправедливо.
В современной юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим). В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании 3. Считалось, что подлинная 3. может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой 3. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания.
В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь 3. с демократией, выражающуюся в принципе: нет 3.без демократии и нет демократии без 3.
Важное изменение в понимании 3. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. Отсюда 3. - это не просто исполнение законов, но и под-законность деятельности государства. обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того. в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. С этой точки зрения нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах.
В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3., при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой нормы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.
Содержание 3. составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 3. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (3. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность): во-вторых, полное осуществление реализация Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов.
Термин "З." используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие 3.
Юридическая наука рассматривает 3. в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.
Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3., целесообразность и реальность 3.
Верховенство закона понимается как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права (см. Закон). Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол. Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства. Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям. обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы, а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использовать и усмотрение в правоприменительной практике. Неисполнение законов, постановление неправосудных приговоров, издание противоречащих Конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности - грубейшее нарушение 3. Однако бывают случаи, когда, например. принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона. Реальность 3. представляет собой возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения. Осуществление этого принципа достигается посредством: а) предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; б) создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями.
Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3. Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; б) обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина; в) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; г) равенство граждан перед законом и судом.
Требования 3. к действующему законодательству следующие: а) адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений, которые поддаются регулированию только неправовыми социальными нормами; б) строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и законам; в) беспробельность и непротиворечивость законодательства; г) соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов.
В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается любое правонарушение. Нарушения законов, совершенные гражданами, не затрагивают 3.. они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена.
Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии.
К общим гарантиям относятся: а) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы); б) политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных, религиозных конфликтов); в) духовно-нравственные (патриотизм, значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям); г) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма).
Специальные (юридические) гарантии 3. выступают как правовые средства, закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3. К таким гарантиям относятся: а) меры надзора и контроля за состоянием законности; б) эффективность мер юридической ответственности, применяемых к правонарушителям; в) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права; г) меры по совершенствованию действующего законодательства; д) меры по профилактике нарушений 3.; е) меры по выявлению нарушений 3.
Источник: Энциклопедия юриста