см. в статье Земельное право.
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
Источник: Энциклопедия юриста
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
пользование землей (земельным участком) в порядке и на условиях, установленных законодательством.
См. также Землевладение.
См. также Землевладение.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
установленный законом или исторически сложившийся свод правил использования земли как средства производства и в других целях. Землепользователи пользуются наименьшими правами в отношении земли по сравнению с собственниками земельных участков и землевладельцами.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
в гражданском и земельном праве РФ одна из юридических форм использования земли главным образом в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством. Землепользователи имеют в отношении земли более узкий круг прав по сравнению с собственниками земельных участков и землевладельцами.
Источник: Большой юридический словарь
Землепользование
1) земельный участок, учтенный в качестве объекта недвижимого имущества, с присвоением ему кадастрового номера; 2) несколько обособленных земельных участков, учтенных по заявлению правообладателя в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера; 3) как застроенные, так и подлежащие застройке территории в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки городов и других поселений, иными документами территориального развития; 4) пользование земельными участками, осуществляемое по определенным правилам (см., например, Правила землепользования и застройки).
Источник: Экологическое право России: словарь юридических терминов
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
пользование землей в установленном законом порядке. Характер 3. в СССР определяется национализацией всей земли и изъятием ее из гражданского оборота, победой социалистических форм сельского хозяйства. 3. в СССР является социалистическим. Подавляющая масса земель сельскохозяйственного назначения предоставлена в пользование колхозам, совхозам, опытным станциям, питомникам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, кооперативным и общественным организациям, которые и являются субъектами права 3. в СССР. Земли же несельскохозяйственного назначения, используемые для нужд промышленности, транспорта, строительства, а также для культурно-просветительных целей, находятся в ведении и пользовании предприятий и учреждений, кооперативных и других общественных организаций.
Наряду с социалистическим 3. в СССР допускается пользование землей для ведения частного мелкого хозяйства единоличных крестьян, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Отдельные земельные участки предоставляются рабочим и служащим для строительства индивидуальных жилых домов, для ведения домашнего хозяйства (огородничества, садоводства и т.д.). Небольшие приусадебные участки предоставляются колхозным дворам для ведения личного подсобного хозяйства.
Право 3. в СССР производно и зависимо от права исключительной государственной собственности на землю. Земля предоставляется отдельным субъектам права – землепользователям – для ее использования, т. е. для хозяйственной эксплуатации в соответствии с ее назначением, без права передачи другим лицам. Земля предоставляется землепользователям в бесплатное пользование, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
Характерной чертой права 3. в СССР является его устойчивость. Земля предоставляется, как правило, в бессрочное пользование, что является важнейшим условием развития хозяйственной деятельности землепользователя, важнейшим стимулом производства, необходимых затрат, а следовательно, и наиболее рационального использования предоставленной земли. В Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. было установлено, что земля предоставляется в трудовое пользование без установления наперед определенного срока.
Особое значение придается принципу «бессрочности» в отношении 3. колхозов. В Примерном уставе сельскохозяйственной артели зафиксировано, что при незыблемости государственной собственности земля, занимаемая артелью, закрепляется за ней в бессрочное пользование, т. е. навечно. Это положение закреплено Конституцией СССР. Следовательно, в отношении 3. колхозов принцип «бессрочности» понимается как вечное пользование, чем особо подчеркивается устойчивость колхозного 3., его хозяйственно-политическое значение.
Вместе с тем колхозы распоряжаются землей фактически как своей собственностью, несмотря на то, что они не могут ее продать, купить, сдать в аренду или заложить.
Наряду с правом бессрочного пользования земельное законодательство знает и право срочного пользования, т. е. предоставление земли на заранее определенный срок. Так, напр., наряду с правом бессрочного пользования колхозы и другие землепользователи могут получить участок земли во временное пользование.
Действующее законодательство различает первичное и вторичное 3. Землепользователь, получивший землю от органов государственной власти (управления), является первичным землепользователем. Первичными землепользователями являются: государственные учреждения и предприятия, общественные организации, колхозы, совхозы, крестьяне-единоличники. В подавляющей своей массе землепользователи в СССР являются первичными землепользователями. В отдельных случаях закон предоставляет право первичному землепользователю передать небольшие участки земли другим лицам; напр., колхозы, согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели, предоставляют колхозным дворам небольшие приусадебные участки из приусадебного фонда колхоза. Совхозы вправе предоставить своим рабочим и служащим небольшие участки земли для строительства жилого дома и ведения домашнего хозяйства. Железная дорога вправе предоставить отдельным категориям своих работников (путевым обходчикам) небольшие участки земли для ведения домашнего хозяйства. Такой вид 3. принято называть вторичным 3. Обыкновенно этот вид 3. зависит от других отношений: от отношений членства в колхозе (3. колхозных дворов), от трудовых отношений (3. рабочих и служащих совхозов). Вторичный землепользователь получает участок не от органов государственной власти, а от первичного землепользователя. Вторичное 3. возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Право пользования участком земли может возникнуть только на основе решения (распоряжения) компетентного на то органа государственной власти или государственного управления о предоставлении определенного участка земли тому или другому землепользователю. Акт отвода требуется как в случае образования нового 3., так и в случае расширения границ прежнего 3. (прирезки). Договор аренды земли как основание возникновения права пользования землей занимает совсем незначительное место в земельном законодательстве и применяется только в отношении земель несельскохозяйственного назначения.
Землепользователю предоставляется право использования земной поверхности в соответствии с тем предназначением, для которого земля передана в пользование: для ведения сельского хозяйства, для застройки, для ведения лесного хозяйства, для железнодорожного строительства и т. и.
Землепользователю предоставляется право пользования водой, имеющейся на земельном участке, для своих хозяйственных надобностей (для водопоя, орошения, питья, в определенных случаях для промышленных целей и т. п.) путем устройства колодцев и пр. Землепользователь имеет также право на использование некоторых строго определенных ископаемых. Пользователь земной поверхности имеет право разрабатывать без особого разрешения имеющиеся на земельном участке т. н. общераспространенные ископаемые для надобностей своего хозяйства (Горное положение СССР, утвержденное пост. ЦИК и СНК СССР 9 ноября 1927 г. – СЗ 1927 г. № 68, ст. 688). Некоторым землепользователям, как, напр., колхозам, предоставляется право разработки торфяных залежей.
Основной обязанностью землепользователей является обязанность правильного и целесообразного использования земли в соответствии с тем хозяйственным предназначением, которое установлено государством, и в соответствии с правилами, установленными государством. Таковы агротехнические правила в отношении земель сельскохозяйственного назначения, лесотехнические – в отношении земель лесного фонда, строительные – в отношении земель, предоставляемых для застройки, и др.; таковы также специальные правила о сроках начала строительств на отведенных участках и т. п.
Землепользователи на землях с.-х. назначения обязаны выполнять государственные планы с.-х. производства и обязательные поставки государству определенного количества с.-х. продукции с участков, находящихся в их пользовании. Основными землепользователями на землях с.-х. назначения являются колхозы и совхозы.
В директивах партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 – 1955 годы указывается, что земледелие в СССР должно стать еще более продуктивным и квалифицированным, с развитым травосеянием и правильными севооборотами, более высоким удельным весом посевных площадей технических, кормовых, овощных культур и картофеля. Во всех необходимых случаях землепользователь обязан подчиняться всем тем ограничениям права 3., которые устанавливаются в интересах всего народного хозяйства. В земельном законодательстве (в различных актах) дается исчерпывающий перечень всех случаев ограничений права 3., что способствует устойчивости прав землепользователей.
Предоставляя землю в пользование гос. учреждениям и предприятиям, колхозам и другим общественным организациям и отдельным гражданам, государство берет на себя заботу о защите прав землепользователя.
В земельном законодательстве последовательно проводится принцип, что право на землю, предоставленное в законном порядке, может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Земельные кодексы союзных республик и Общие начала землепользования и землеустройства дают подробный перечень оснований, по которым может быть прекращено право пользования. Такими основаниями являются: неиспользование земли без уважительных причин, переселение в другое место, совершение сделок, нарушающих начало национализации земли, сдача земли в аренду, изъятие земли в установленном порядке для государственных или общественных надобностей. Устанавливая точный перечень оснований, по которым может быть прекращено право 3., государство тем самым создает землепользователю твердые правовые гарантии устойчивости права 3. Прекращение права 3. колхозов и совхозов может иметь место только в исключительных случаях в установленном законом порядке.
Нарушение права 3. самым строжайшим образом пресекается. Право 3. в СССР охраняется нормами административного, гражданского и уголовного права.
Наряду с социалистическим 3. в СССР допускается пользование землей для ведения частного мелкого хозяйства единоличных крестьян, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Отдельные земельные участки предоставляются рабочим и служащим для строительства индивидуальных жилых домов, для ведения домашнего хозяйства (огородничества, садоводства и т.д.). Небольшие приусадебные участки предоставляются колхозным дворам для ведения личного подсобного хозяйства.
Право 3. в СССР производно и зависимо от права исключительной государственной собственности на землю. Земля предоставляется отдельным субъектам права – землепользователям – для ее использования, т. е. для хозяйственной эксплуатации в соответствии с ее назначением, без права передачи другим лицам. Земля предоставляется землепользователям в бесплатное пользование, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
Характерной чертой права 3. в СССР является его устойчивость. Земля предоставляется, как правило, в бессрочное пользование, что является важнейшим условием развития хозяйственной деятельности землепользователя, важнейшим стимулом производства, необходимых затрат, а следовательно, и наиболее рационального использования предоставленной земли. В Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. было установлено, что земля предоставляется в трудовое пользование без установления наперед определенного срока.
Особое значение придается принципу «бессрочности» в отношении 3. колхозов. В Примерном уставе сельскохозяйственной артели зафиксировано, что при незыблемости государственной собственности земля, занимаемая артелью, закрепляется за ней в бессрочное пользование, т. е. навечно. Это положение закреплено Конституцией СССР. Следовательно, в отношении 3. колхозов принцип «бессрочности» понимается как вечное пользование, чем особо подчеркивается устойчивость колхозного 3., его хозяйственно-политическое значение.
Вместе с тем колхозы распоряжаются землей фактически как своей собственностью, несмотря на то, что они не могут ее продать, купить, сдать в аренду или заложить.
Наряду с правом бессрочного пользования земельное законодательство знает и право срочного пользования, т. е. предоставление земли на заранее определенный срок. Так, напр., наряду с правом бессрочного пользования колхозы и другие землепользователи могут получить участок земли во временное пользование.
Действующее законодательство различает первичное и вторичное 3. Землепользователь, получивший землю от органов государственной власти (управления), является первичным землепользователем. Первичными землепользователями являются: государственные учреждения и предприятия, общественные организации, колхозы, совхозы, крестьяне-единоличники. В подавляющей своей массе землепользователи в СССР являются первичными землепользователями. В отдельных случаях закон предоставляет право первичному землепользователю передать небольшие участки земли другим лицам; напр., колхозы, согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели, предоставляют колхозным дворам небольшие приусадебные участки из приусадебного фонда колхоза. Совхозы вправе предоставить своим рабочим и служащим небольшие участки земли для строительства жилого дома и ведения домашнего хозяйства. Железная дорога вправе предоставить отдельным категориям своих работников (путевым обходчикам) небольшие участки земли для ведения домашнего хозяйства. Такой вид 3. принято называть вторичным 3. Обыкновенно этот вид 3. зависит от других отношений: от отношений членства в колхозе (3. колхозных дворов), от трудовых отношений (3. рабочих и служащих совхозов). Вторичный землепользователь получает участок не от органов государственной власти, а от первичного землепользователя. Вторичное 3. возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Право пользования участком земли может возникнуть только на основе решения (распоряжения) компетентного на то органа государственной власти или государственного управления о предоставлении определенного участка земли тому или другому землепользователю. Акт отвода требуется как в случае образования нового 3., так и в случае расширения границ прежнего 3. (прирезки). Договор аренды земли как основание возникновения права пользования землей занимает совсем незначительное место в земельном законодательстве и применяется только в отношении земель несельскохозяйственного назначения.
Землепользователю предоставляется право использования земной поверхности в соответствии с тем предназначением, для которого земля передана в пользование: для ведения сельского хозяйства, для застройки, для ведения лесного хозяйства, для железнодорожного строительства и т. и.
Землепользователю предоставляется право пользования водой, имеющейся на земельном участке, для своих хозяйственных надобностей (для водопоя, орошения, питья, в определенных случаях для промышленных целей и т. п.) путем устройства колодцев и пр. Землепользователь имеет также право на использование некоторых строго определенных ископаемых. Пользователь земной поверхности имеет право разрабатывать без особого разрешения имеющиеся на земельном участке т. н. общераспространенные ископаемые для надобностей своего хозяйства (Горное положение СССР, утвержденное пост. ЦИК и СНК СССР 9 ноября 1927 г. – СЗ 1927 г. № 68, ст. 688). Некоторым землепользователям, как, напр., колхозам, предоставляется право разработки торфяных залежей.
Основной обязанностью землепользователей является обязанность правильного и целесообразного использования земли в соответствии с тем хозяйственным предназначением, которое установлено государством, и в соответствии с правилами, установленными государством. Таковы агротехнические правила в отношении земель сельскохозяйственного назначения, лесотехнические – в отношении земель лесного фонда, строительные – в отношении земель, предоставляемых для застройки, и др.; таковы также специальные правила о сроках начала строительств на отведенных участках и т. п.
Землепользователи на землях с.-х. назначения обязаны выполнять государственные планы с.-х. производства и обязательные поставки государству определенного количества с.-х. продукции с участков, находящихся в их пользовании. Основными землепользователями на землях с.-х. назначения являются колхозы и совхозы.
В директивах партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 – 1955 годы указывается, что земледелие в СССР должно стать еще более продуктивным и квалифицированным, с развитым травосеянием и правильными севооборотами, более высоким удельным весом посевных площадей технических, кормовых, овощных культур и картофеля. Во всех необходимых случаях землепользователь обязан подчиняться всем тем ограничениям права 3., которые устанавливаются в интересах всего народного хозяйства. В земельном законодательстве (в различных актах) дается исчерпывающий перечень всех случаев ограничений права 3., что способствует устойчивости прав землепользователей.
Предоставляя землю в пользование гос. учреждениям и предприятиям, колхозам и другим общественным организациям и отдельным гражданам, государство берет на себя заботу о защите прав землепользователя.
В земельном законодательстве последовательно проводится принцип, что право на землю, предоставленное в законном порядке, может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Земельные кодексы союзных республик и Общие начала землепользования и землеустройства дают подробный перечень оснований, по которым может быть прекращено право пользования. Такими основаниями являются: неиспользование земли без уважительных причин, переселение в другое место, совершение сделок, нарушающих начало национализации земли, сдача земли в аренду, изъятие земли в установленном порядке для государственных или общественных надобностей. Устанавливая точный перечень оснований, по которым может быть прекращено право 3., государство тем самым создает землепользователю твердые правовые гарантии устойчивости права 3. Прекращение права 3. колхозов и совхозов может иметь место только в исключительных случаях в установленном законом порядке.
Нарушение права 3. самым строжайшим образом пресекается. Право 3. в СССР охраняется нормами административного, гражданского и уголовного права.
Источник: Советский юридический словарь