ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
совокупность правовых норм, регулирующих от ношения по использованию жилищного фонда. Основу жилищного права составляют нормы гражданского права (имущественные отношения найма и аренды жилых помещений). Главным источником жилищного права в РФ является Жилищный кодекс Российской Федерации.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию жилищного фонда. В РФ Ж.п. не является самостоятельной отраслью права и совпадает по смыслу с понятием "жилищное законодательство". Основу Ж.п. составляют нормы гражданского права (имущественные отношения найма и аренды жилых помещений), однако значительную роль в нем играют административно-правовые нормы (организация охраны жилого фонда и др.), нормы семейного права (права членов семьи собственника жилья). Под Ж.п. понимается также соответствующий учебный курс.

Источник: Большой юридический словарь

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию жилищного фонда. Ж.п. не является самостоятельной отраслью права и совпадает по смыслу с понятием "жилищное законодательство". Основу Ж.п. составляют нормы гражданского права (имущественные отношения найма и аренды жилых помещений), однако значительную роль в Ж.п. играют административно-правовые нормы (организация охраны жилого фонда и др.), нормы семейного права (права членов семьи собственника жилья). Основным источником Ж.п. в РФ является Жилищный кодекс РСФСР 1984 г. Также вопросы Ж.п. регулируются Законами РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г., "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г., "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. и рядом иных нормативно-правовых актов.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Жилищное право
подотрасль гражданского права, регулирующая порядок предоставления жилых помещений, условия пользования и распоряжения, а также изменения и прекращения пользования ими. Понятие "жилищное право" употребляется в юридической литературе в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле жилищное право - это субъективное право конкретного человека на жилое помещение. Жилищное право в широком смысле - это институт гражданского права, включающий в себя нормы других отраслей права, посвященные либо непосредственно жилищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильем*(48). Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название "жилищные отношения". Термин "жилищное право" в юридической литературе понимается в узком и широком смыслах. Жилищное право в узком смысле традиционно понимается как часть (отрасль) гражданского права, совокупность норм гражданско-правового характера, регулирующих отношения пользования жилыми помещениями, проживание в них. Эти отношения считаются ядром жилищных отношений, главным компонентом их содержания.

Источник: Жилищная энциклопедия

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
межотраслевой комплекс норм права, регулирующих отношения, связанные с удовлетворением потребностей граждан в жилье. Ж.п. не является самостоятельной отраслью права, и его можно рассматривать: а) как отрасль законодательства; б) как учебную дисциплину; в) как науку. Как отрасль законодательства Ж.п. состоит из совокупности правовых норм, регулирующих жилищные отношения. Однако Ж.п. регулирует не все отношения, связанные с удовлетворением потребности граждан в жилье. В ст. 5 ЖК РФ и ст. 7 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. перечисляются виды жилищных фондов, на которые распространяется действие Ж. п.: государственный, общественный, индивидуальный, частный. Ж.п. не распространяется на отношения по использованию дачных жилых помещений, несмотря на то что они предназначены для постоянного проживания граждан. Данные помещения не входят в состав жилищного фонда, так же как и помещения, приспособленные для использования в качестве жилых (вагончики и т.д.).
Основу Ж.п. составляют нормы гражданского права; в то же время Ж.п. тесно связано с конституционным, административным и финансовым правом. Так, нормы гражданского права регулируют отношения, связанные с реализацией лицом своих прав на жилое помещение как объект имущественных прав (продажа, мена и т.д.); нормы конституционного права закрепляют основные конституционные начала жилищных прав граждан и их защиты; нормы административного права определяют порядок эксплуатации и учета жилой площади; нормы финансового права устанавливают порядок финансирования жилищного строительства и т.д.
Основными источниками Ж.п. на федеральном уровне являются: Конституция РФ, ГК, ЖК, Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ФЗ РФ от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
Конституция РФ (ст. 72) отнесла жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии с этим установлением с 1993 г. многие субъекты РФ начали активно создавать собственную нормативную базу жилищных отношений.

Источник: Энциклопедия юриста

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
в СССР совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области пользования жилыми помещениями. Жилищное право является частью советского гражданского права. Нормы жилищного права регулируют пользование жилыми помещениями только в городах и поселениях городского типа; жилищные отношения в сельских местностях регулируются другими институтами гражданского права. Жилищное право распространяется на отношения по поводу пользования жилыми помещениями во всех категориях городского жилищного фонда, в том числе в домах местных Советов,, в ведомственных домах, в домах жилищно-строительной кооперации, а также в домах, принадлежащих, гражданам на праве личной собственности или арендованных ими. Нормы жилищного права регулируют только пользование жилыми помещениями, осуществляемое гражданами; на пользование жилыми помещениями, осуществляемое учреждениями или предприятиями, а также на пользование нежилыми помещениями они не распространяются. Нормы жилищного праза регулируют все виды пользования жилыми помещениями, осуществляемого гражданами по различным основаниям (напр., по договорам жилищного найма на основании трудовых договоров, в силу членства в жилищно-строительной кооперации и пр.).
Советское жилищное право направлено на улучшение жилищных условий граждан. Правовое регулирование жилищных отношений в СССР подчинено задаче наиболее полного и всестороннего удовлетворения потребностей трудящихся масс в жилых помещениях. Основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием (ст. 6 Конституции -СССР). Этот фонд непрерывно возрастает и реконструируется за счет нового жилищного строительства, осуществляемого Советским государством. Только за послевоенные годы в городах и рабочих поселках построены жилые дома общей площадью свыше 155 млн. кв. м. В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 195J –1955 годы предусмотрено увеличение капитальных вложений в жилищное строительство примерно в 2 раза по сравнению с предшествующей пятилеткой.
Характеризуя третье предварительное условие подготовки перехода к коммунизму, т. е. такой культурный рост общества, который обеспечил бы всем трудящимся всестороннее развитие их физических и умственных способностей, И. В. Сталин указывал, что для этого необходимо также коренное улучшение жилищных условий рабочих и служащих (см. «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952, стр. 69).
Осуществление намеченной пятым пятилетним планом грандиозной программы жилищного строительства служит этой цели.
Наряду с этим Советское государство допускает существование в городах и городских поселениях кооперативных жилых домов, а также домов индивидуального жилищного фонда. Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 –1955 годы предусматривают всемерное содействие строительству индивидуальных жилых домов в городах и рабочих поселках, осуществляемому населением за счет собственных средств и с помощью государственного кредита (разд. IV, п. 3 Директив). Эксплуатация жилых домов в СССР осуществляется таким образом, чтобы она обеспечивала сохранность жилых помещений и наиболее эффективное их использование в интересах социалистического общества.
Распределение жилых помещений в государственных домах производится в плановом порядке и подчинено задаче наиболее полного удовлетворения жилищных потребностей трудящихся. Гражданам, которым предоставлены жилые помещения, обеспечивается возможность устойчивого пользования этим помещением. Неприкосновенность жилищ граждан охраняется законом (ст. 128 Конституции СССР). Принудительное выселение граждан из жилых помещений может иметь место только по основаниям, предусмотренным в законе (см. Выселение). Размеры платы за пользование жилыми помещениями определяются в нормативном порядке. Ставки квартирной платы дифференцированы в зависимости от имущественного положения пользователей, их размер установлен с таким расчетом, чтобы квартирная плата не была обременительна для пользователей (см. Квартирная плата). Использование жилых помещений в целях эксплуатации человека человеком и спекуляции не допускается и карается в уголовном порядке (см. ст.ст. 97 и 98 УК).
Основными законодательными источниками советского жилищного права являются постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах» (СЗ 1937 г. № 69, ст. 314); от 4 июня 1926 г. «О квартирной плате и о мерах к урегулированию пользования жилищами в городских поселениях» (СЗ 1926 г. № 44, ст. 312) и др. Большое значение для регулирования жилищных отношений имеет также постановление Пленума Верховного Суда СССР от 12 декабря 1940 г. Правила ГК об имущественном найме (см.) распространяются на жилищные отношения лишь постольку, поскольку они не противоречат специальным жилищным законам.
Буржуазное жилищное законодательство закрепляет и охраняет использование жилищных фондов капиталистических городов в целях дополнительной эксплуатации трудящихся масс. Оно направлено на защиту частной собственности капиталистов-домовладельцев на принадлежащие им дома и обеспечение капиталистам-домовладельцам возможности получения максимальных прибылей за счет эксплуатации трудящихся. В капиталистических странах огромная масса трудящихся ютится в трущобах, а то и просто ночует под открытым небом, не имея никакого крова.

Источник: Советский юридический словарь

Жилищное право
это комплексная отрасль, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского (большая часть норм), административного и других отраслей права. Так, С.С. Алексеев в книге "Теория права", используя системный подход для структурного анализа, приходит к выводу о существовании определенной иерархии в строении правовой материи, различных уровней в системе права и, в частности, выделяет в правовой системе вторичные образования*(114) - комплексные отрасли права. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, как бы определены "по двум адресам". Во-первых, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного). Во-вторых, данные нормы, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру - так называемую комплексную отрасль права. Как считает В.К. Райхер, "вполне закономерно наличие... таких областей права, которые наряду с моментом разнородности своего нормативного содержания отличаются и моментом, притом предметного, единства". Образуемая при этом отрасль имеет комплексный характер, и "такая отрасль, с одной стороны, состоит из элементов, относящихся к различным предметам регулирования, к различным отраслям (гражданскому, финансовому, административному и др.), и в этом смысле имеет смешанный, комплексный характер. Но с другой стороны, указанная отрасль права обладает единством уже в ином аспекте взятого по другому признаку очерченного предмета правового регулирования, и в этом смысле является внутренне единой, несмотря на комплексную структуру, отраслью права"*(115). По мнению М.И. Козыря, комплексная отрасль права - это наличие органичного комплекса двух факторов: тесно связанных между собой общественных отношений как предмета правового регулирования и метода правового регулирования, соответствующего каждому виду отношений*(116). Я.Н. Шевченко, характеризуя метод правового регулирования комплексной отрасли права, отмечал, что в нем аккумулируются черты нескольких методов, присущих другим отраслям*(117). Однако такой подход не разделяют многие ученые, исходя из основных системообразующих критериев (факторов) деления системы права на отрасли права: предмета (однородных групп общественных отношений) и метода правового регулирования (юридического способа воздействия на общественные отношения, который соответствует предмету и адекватно регулирует однородные группы общественных отношений, составляющие предмет отраслевого регулирования). С.Н. Братусь отмечает, что нет никакого "сплава" и трансформации методов при той разнородности и самостоятельности отношений, учитывая даже взаимосвязанность отношений, направленных в своей совокупности на достижение хозяйственной или иной цели*(118). С.В. Поленина подчеркивает, что существование "комплексных отраслей права" невозможно вследствие их формирования как некого соединения разнородных предметов и методов правового регулирования*(119). Спустя почти 20лет после развернувшейся на страницах "Советского государства и права" дискуссии, еще более позитивную позицию высказала Е.А. Киримова, предложив понимать структуру системы права на уровне ее отраслей, т.е. в качестве однопорядковой (без вторичных образований) системы отраслей права, взаимно исключающих друг друга. Она подчеркивает, что комплексное использование норм различных отраслей права не создает новой отрасли права, т.к. при комплексном правовом регулировании общественных отношений не происходит превращения норм одного вида в другой или какого-либо их слияния*(120). Существует точка зрения, согласно которой определение процесса взаимодействия элементов, относящихся к различным предметам правового регулирования, к различным отраслям, для объединения в комплексную структуру права, учитывающую особенности общественных отношений, которые имеют место в той или иной сфере деятельности и являются системообразующими факторами, ведет к утрате системой права четкости и структурированности, так необходимых для сложной системы, коей является система права*(121). Комплексные отрасли, будучи вторичными образованиями в правовой системе, по мнению С.С. Алексеева, выполняют в ней ограниченные задачи, и потому обладают лишь частью признаков и особенностей, свойственных общему понятию "отрасль права". Если основные отрасли создают главный "массив" права как единой правовой системы, то комплексные отрасли лишь наслаиваются, "надстраиваются" над основными, обособляясь во вне гораздо меньше, чем основные отрасли. По мнению С.С. Алексеева, данные правовые общности следовало бы назвать "полуотрасли"*(122). Рассматривая образование комплексных отраслей права, следует отметить, что недостаток методологического подхода в их формировании в немалой степени состоит в попытке включить в рамки классической системы права правовые образования, построенные на основе того же самого правового порядка, но по иным критериям. С.С. Алексеев пишет: "Большинство комплексных отраслей формируется в связи с необходимостью специализированного регулирования определенной группы отношений на основе и в рамках существующих отраслевых юридических режимов. Хотя каждая комплексная отрасль имеет свой предмет регулирования (рассматриваемый, правда, в иной плоскости, нежели предметы основных отраслей), этот предмет не требует особого метода и механизма регулирования. Он предопределяет лишь необходимость относительного обособленного нормативного регулирования и некоторое юридическое своеобразие - отдельные специфические принципы, положения, приемы регулирования", непосредственно связанные с отдельными видами деятельности, с признанием их абсолютной существенности и специфичности по якобы особому предмету правового регулирования*(123). Итак, понятие жилищного права в широком смысле было сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов (ЖК РСФСР, Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законов Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и др.), в которых "жилищные отношения" как предмет жилищного права охватывали все разнообразные виды жилищных отношений, а не только отношения пользования жилыми помещениями. Как комплексная отрасль права (правовой комплекс) жилищное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе пользования жилыми помещениями, предоставления в пользование жилых помещений, управления и эксплуатации жилищных фондов, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище. Специфической чертой общественных отношений, регулируемых нормами жилищного права, является то, что они возникают, существуют и развиваются, главным образом, по поводу особого материального объекта - жилища (жилого дома, квартиры, комнаты и т.д.), специально предназначенного для проживания граждан. Понятие "жилищное право" в широком смысле сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов - ЖК РФ, законов Российской Федерации об основах жилищной политики, о приватизации и др., в которых жилищные отношения как предмет жилищного права охватывают все разнообразные виды жилищных отношений, а не только отношения пользования жилыми помещениями. Как вторичная комплексная отрасль права (правовой комплекс) жилищное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе пользования жилыми помещениями, предоставления в пользование жилых помещений, управления и эксплуатации жилищных фондов, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище. Специфической чертой общественных отношений, регулируемых нормами жилищного права, является то, что они возникают, существуют и развиваются главным образом по поводу особого материального объекта - жилища (жилого дома, квартиры, комнаты и т.д.), специально предназначенного для проживания граждан. Жилищное право заимствует методы правового регулирования, используемые в других основных отраслях права: так, для отношений пользования жилыми помещениями характерным является гражданско-правовой метод (с использованием административно-правовых средств); для отношений распределения (предоставления) жилья, управления жилищным фондом, других отношений организационного, управленческого характера - метод административного права (метод власти-подчинения). Будучи связаны между собой тем, что обслуживают специфические (жилищные) отношения, существующие и развивающиеся по поводу особого материального объекта - жилища, жилищно-правовые нормы образуют особую вторичную, комплексную отрасль права (правовой комплекс, правовую общность), развивающуюся по своим внутренним закономерностям*(124). Вместе с тем жилищное право - это не механическая совокупность разнообразных правовых норм. В процессе кодификации жилищно-правовой материал был не просто систематизировано изложен в законах и ЖК РФ, а переработан и обогатил содержание правовых норм, восполнил пробелы и праве, ввел в юридическую ткань новые, особые системные нормативные правовые обобщения (в том числе понятие "жилищные отношения"), что позволило создать относительно самостоятельное комплексное правовое образование.

Источник: Жилищная энциклопедия

Реклама