ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Г.у. имеет четко выраженный публичный характер: проводит в жизнь (исполнение) содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению делами общества. В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Источник: Энциклопедия юриста
Государственное управление в широком смысле – деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти. Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы: родовые консолидированные формы государственной деятельности, т. к. деятельность органов каждой из трех ветвей власти включает в себя несколько форм, лишь одна из которых является главной и определяющей; видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех ветвей государственной власти (например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты РФ и некоторые другие); функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, исполняющих многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и другие функции.
Государственное управление в узком смысле – специфический вид деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти (исполнительная власть в действии), осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.
- во-первых, в случае непосредственного закрепления такой возможности в законе или ином нормативном акте;
- во-вторых, при отсутствии нормативного регулирования данных отношений, если они и не должны быть урегулированы, то есть приоритетным в деятельности органов исполнительной власти является принцип законности. Если есть нормативный акт, то он должен четко выполняться органом исполнительной власти, и тогда можно говорить только о возможности выбора того или иного варианта поведения в рамках нормативно урегулированного. Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих административно-правовых отношений. Объектами государственного управления и административно-правового регулирования могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений. Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Источник: Юридическая энциклопедия
Эта деятельность по управлению государственными делами осуществляется на основе нормативно-правовых актов. При широком понимании Г.у. в различных формах осуществляют все органы государственной власти (законодательные (представительные), исполнительные и судебные). Основные функции Г.у.: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения.
В узком смысле Г.у. — это исполнительно-распорядительная деятельность, имеющая функциональную и компетенционную специфику, отличающую ее от иных видов (форм) реализации государственной власти. Г.у. — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти, или же органы государственного управления.
Конституция РФ 1993 г. не содержит термина «органы государственного управления», используя понятие «исполнительная власть». Г.у. — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства социально-экономическим, культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находился значительный объем объектов собственности. Г.у. — подзаконная деятельность.
Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть органов местного самоуправления (реализующих в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и обществе.
Признаки Г.у.: вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т. е. внесудебном, порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) Г.у. не только исполнительно-распорядительных органов, но и иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).
Г.у. — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти. Основным направлением Г.у. является исполнение, т. е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий.
Г.у. имеет четко выраженный публичный характер: проводит в жизнь (исполнение) содержащиеся в законодательных актах юридически властные предписания, осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению делами общества. В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Г.у. является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенными законодательством. Органы управления — организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений. В процессе Г.у. эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.
Для успешной реализации функций управления субъекты Г.у. наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.
Г.у. также частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий государственной формы собственности как нижнее звено организации управления в административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а также административно-правового регулирования экономической и социально-культурной деятельностью.
Г.у. как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем исполнительная деятельность, так как государственное управление в определенном объеме своих полномочий осуществляют Федеральное Собрание (обе его палаты — Совет Федераций и Государственная Дума), Президент РФ, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных функций и задач. Например, законодательные органы осуществляют такие функции Г.у., как утверждение государственного бюджета, контроль его исполнения. Судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственного управления правовых актов управления. При этом все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное управление своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих функций, закрепленных в конституционных нормах.
Субъекты Г.у. — управляющие подсистемы, звенья, элементы в системе управления, воздействующие на другие элементы, могут рассматриваться как объект управления для вышестоящих звеньев в иерархии. К субъектам Г.у. относятся все органы государственного федерального и регионального уровней. На федеральном уровне Правительство РФ включает три субъекта государственного управления — министерство, служба, агентство.
Методы Г.у. — совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Метод Г.у. характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают организационные, экономические и социальнопсихологические методы управления. Для государственного управления и регулирования в современных условиях характерно общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и административно-командного регулирования прошлых лет.
Акты органов Г.у. — основанное на законодательстве одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
По юридическому содержанию акты органов Г.у. делятся на нормативные и индивидуальные: нормативные содержат правовые нормы, рассчитанные на регулирование определенных однородных отношений (например, положения о министерствах, правила приема в высшие учебные заведения); индивидуальные являются актами применения права и регулируют какой-либо конкретный случай, они не могут быть применены к другим, хотя бы и однородным отношениям (например, приказ об объявлении благодарности, распоряжение о выделении денежных средств и т. д.).
Правовой акт Г.у. обладает определенными признаками: а) является подзаконным актом; б) опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, точнее — носит императивный и общеобязательный характер, определяет правила должного поведения людей; в) издается только полномочным органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер; г) оформляется установленным способом.
Нормативные акты органов Г.у. устанавливают правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего регулируется положением об этом органе.
Индивидуальные акты применения могут издавать органы исполнительной власти различного уровня. Они являются юридическими фактами, направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например, приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания и т. д.).
Смешанные акты управления — такие акты, в которых переплетаются нормы и индивидуальные установления. Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида. Правительство в рамках своей деятельности правомочно принимать постановления, распоряжения, руководители центральных органов управления — приказы, постановления и инструкции. Органы местного государственного управления для реализации своих полномочий издают нормативные акты, обязательные для исполнения на соответствующей территории.
И. Н. Барциц
Список литературы
Атаманчук г. В. Теория государственного управления. — М., 1997.
Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России. Правовой аспект. — М.:
Формула права, 2008.
Барциц И. Н. Система государственного и муниципального управления. В 2 т. — М, 2011.
Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. — М., 2000.
Кузин В. И., Зуев С. Э. Организационноправовые основы системы государственного и муниципального управления. — М.: Дело, 2010.
Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт. — М.:
Весь мир, 2003.
Основы концепции современного государственного управления / под ред. Н. И. Глазуновой, Ю. Л. Старостина. — М.: Изд-во ГУУ, 2008.
Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. — М., 1894.
Энциклопедия государственного управления в России. В 2 т. — М.: Изд-во РАГС, 2005.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия