ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Энциклопедия юриста
2) Понятием "избирательная система" обозначают также те или иные, применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов - например, мажоритарная И. с., пропорциональная И. с. и др. (С. А.)
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов; организацию и порядок выборов и, в некоторых странах, отзыва выборных лиц. Конституционными принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.
Система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Большой юридический словарь
охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов и, в некоторых государствах, порядок отзыва выборных лиц. Конституционными принципами российский И. с. являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании. См. т.ж. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ; ИЗБИРАТЕЛЬНЬШ ПРОЦЕСС; 2) способ распределения мандатов в выборном государственном органе: мажоритарная (система большинства) и пропорциональная системы представительства политических партий, т.ж.
существуют смешанные И. с.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Избирательная система строится на основе следующих принципов. Принцип всеобщности - заключается в том, что в выборах принимают участие все граждане, имеющие возможность сознательно осуществлять свои действия. Ограничения устанавливаются только для граждан, не достигших совершеннолетия, страдающих расстройствами волевой сферы психики, а также лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление (См. Всеобщего избирательного права принцип).
Принцип свободных выборов означает, что избиратель самостоятельно определяет для себя, участвовать ли ему в выборах, если участвовать - то в какой мере.
Принцип равенства граждан при выборах предполагает равную возможность для всех граждан воздействовать на результаты выборов (См. Равного избирательного права принцип).
В узком смысле термин "избирательная система" можно рассматривать как способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Выделяют две основные избирательные системы - мажоритарную и пропорциональную. (См. Мажоритарная избирательная система, Пропорциональная избирательная система).
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Источник: Юридическая энциклопедия
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
В советской И. с. проводится последовательный, до конца развернутый социалистический демократизм. Основным принципом советской И. с. является всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. На его основе производятся выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся – от сельских и городских Советов до Верховного Совета СССР включительно. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам (см.). Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профсоюзами, кооперативными организациями, организациями молодежи, культурными обществами. Это право осуществляют как центральные органы общественных организаций и обществ трудя-, щихся, так и их республиканские, краевые, областные и районные органы, а также общие собрания рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, военнослужащих по воинским частям, общие собрания крестьян по колхозам и селам, рабочих и служащих совхозов по совхозам. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т. е. больше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действительными, при условии, если в голосовании участвовало не менее половины избирателей данного избирательного округа.
В условиях морально-политического единства советского общества все выставляемые на выборах кандидаты являются кандидатами нерушимого блока коммунистов и беспартийных, пользующегося безграничным доверием и поддержкой всего народа.
Одним из важнейших принципов советской И. с. являются отчетность депутатов перед избирателями и право отзыва депутатов (см.) избирателями. Согласно ст. 142 Конституции СССР, каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся, членом которого он является. Каждый депутат может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
Советская И. с. обеспечивает действительно демократические выборы в органы гос. власти, подлинно представительные органы трудящихся СССР. Материальной основой и гарантией подлинного демократизма советской И. с. является социалистическая система хозяйства, равно как и отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком. На демократических началах всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании построена И. с. и в странах народной демократии. Право выставления кандидатов в народные представители в странах народной демократии предоставлено политическим партиям и общественным организациям трудящихся. Политические партии могут выдвинуть кандидатов как каждая в отдельности, так и объединяясь в избирательные блоки. Каждый народный представитель обязан периодически отчитываться перед своими избирателями и может быть в любое время отозван ими в установленном законами этих стран порядке.
И. с. в капиталистических странах служит интересам эксплуататорского меньшинства, интересам господствующего класса и обеспечивает его власть. Буржуазные И. с. предусматривают многочисленные цензы – имущественный, расовый, образовательный, ценз оседлости и др. (см. Избирательный ценз), при помощи которых миллионы трудящихся устраняются от участия в выборах в парламенты и органы т. н. «местного самоуправления» (см. Муниципалитет, Парламент). При выборах нарушается тайна голосования. Выборы в буржуазных странах проходят в обстановке классовых столкновений, классовой вражды, давления на избирателей со стороны буржуазии. Поэтому даже при наличии формально всеобщего, равного и прямого избирательного права народные массы лишены возможности свободно выражать свою волю.
В эпоху промышленного капитализма буржуазия позволяла себе либеральничать; в целях снискания популярности она провозглашала тогда некоторые элементарные демократические права и свободы, в том числе и т. н. всеобщее и равное избирательное право, хотя последнее на деле никогда и нигде не было в капиталистических странах ни до конца всеобщим, ни вполне равным. В эпоху империализма буржуазия покончила с игрой в либерализм; теперь она повсеместно ликвидирует последние остатки демократии, изменяет И. с. в целях лишения трудящихся масс какой бы то ни было возможности участия в выборах. И только коммунистические и рабочие партии в буржуазных государствах борются за демократизацию И. с, отстаивая интересы широких трудящихся масс.
Источник: Советский юридический словарь
Избирательная система представляет собой совокупность правил и приемов, определяющих основания и процедуру передачи государственной власти в обществе посредством выборов, формы участия граждан в наделении полномочиями депутатов и выборных должностных лиц, формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Составные части избирательной системы: 1) избирательное право — какие органы избираются, общие принципы, права, свободы и обязанности избирательные; 2) порядок голосования; 3) порядок подсчета голосов и определения итогов выборов; 4) порядок выдвижения кандидатов; 5) порядок агитации; 6) порядок вступления в должность избранных лиц; 7) порядок создания, организации и работы избирательных комиссий и контроля за их деятельностью со стороны общественности; 8) порядок создания избирательных округов, их размеры и границы.
Политические функции и последствия избирательной системы: 1) избирательная система — составная часть политического порядка, регулирующая процесс выборов, определяющая «правила игры» для политических партий и конструктивное проведение выборов; 2) избирательная система служит орудием для достижения и укрепления политического господства или статуса определенных сил: партий, группировок; 3) через действия этих политических акторов (субъектов) избирательная система оказывает системообразующее влияние на другие составные части политического порядка в стране, в особенности на партийную систему, изменяет ее в ту или иную сторону; 4) разнообразие избирательных систем объясняется различными политическими целями, условиями компромиссов политических сил, повлиявших на введение этих систем.
Механизм воздействия избирательной системы на выборы: 1) влияние на стратегию и тактику партий и других политических акторов; 2) воздействие на отношение избирателей к выборам и характер их голосования (электоральное поведение); 3) усиление конкуренции партий между собой; 4) укрупнение партий и создание предвыборных блоков (коалиций) или, наоборот, их дробление; 5) дает преимущества «партии власти» или оппозиции.
Взаимосвязь института партий с институтом выборов порождает соблазн постараться найти обусловленность вида партийной системы видом избирательной системы.
Действительно, свою роль играет каждый элемент избирательной системы: размер округов, способ голосования, система распределения мест. Существует институциональная зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы, т. е. числом партий и отношениями между ними. Известный юрист и партолог М. Дюверже в своей книге «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» сформулировал три социологических закона: 1. Выборы по мажоритарной системе в один тур способствуют установлению в стране двухпартийности (бипартизма) с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом. 2. Мажоритарные выборы в два тура приводят к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции. 3. Пропорциональное представительство благоприятствует многопартийности.
Однако, как показывает мировой опыт, никакой жесткой обусловленности в этом отношении не существует. В частности, многопартийность с одной монопольно господствующей партией характерна вот уже на протяжении нескольких десятков лет, с 50-х гг. ХХ в. до настоящего времени, если не считать коротких промежутков времени, когда ситуация несколько менялась, как для Японии (либерально-демократическая партия) с пропорциональной избирательной системой, так и для Индии (Индийский национальный конгресс) с мажоритарной избирательной системой относительного большинства.
В Великобритании и США, странах с мажоритарной избирательной системой относительного большинства, сложилась двухпартийная система, а близкая по сути к двухпартийной системе двухблоковая партийная система (когда главными соперниками выступают не отдельные партии, а довольно устойчивые блоки партий) на протяжении достаточно длительного времени функционирует в Нидерландах в условиях пропорциональной избирательной системы. Также близкая к двухпартийности партийная система имеется в ФРГ, где закреплена смешанная избирательная система, т. е. объединяющая в себе частично пропорциональную и мажоритарную избирательные системы.
Избирательная система включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и процедуру самих выборов, в том числе и порядок отзыва выборных лиц. Избирательные системы формально основываются на общепринятых принципах всеобщности и равенства, однако при конкретном применении в них вводятся различного рода ограничения (цензы). В современных условиях из многочисленных и распространенных в Новое время цензов (имущественных, образовательных, оседлости, пола) действуют в основном возрастной и ценз гражданства. Кроме того, в избирательных законах ряда стран прямо указывается на некоторые группы, которые в силу специфических условий не имеют избирательного права. Выборы могут быть прямыми или косвенными, т. е. многоступенчатыми, когда депутаты или должностные лица выбираются нижестоящими выборными органами или специально избираемыми коллегиями выборщиков.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Избирательные системы могут быть мажоритарными, пропорциональными или смешанными. (См. Мажоритарная избирательная система, Пропорциональная избирательная система, Смешанная избирательная система.)
З. М. Зотова
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия