ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Международное миграционное право: глоссарий терминов
Общепризнано деление П.ч. на личные (по международной терминологии – гражданские), политические, социальные, экономические, культурные права. Международные стандарты П.ч. в РФ утвердить принятием Конституции РФ, которая утверждает, что «человек, его права и свободы являются вышей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Правам и свободам человека и гражданина посвящена Гл. 2 Конституции РФ (ст. 17–64).
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Источник: Большой юридический словарь
П.Ч. являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно определяют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства.
Свободная и полноценная реализация П.Ч. – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.
В международном праве П.Ч. придается естественный и неотчуждаемый характер, они трактуются как основные недарованные, присущие от рождения.
Основные П.Ч. в действительности имеют культурно-историческую природу, закрепляют достигнутый уровень развития культуры и цивилизации.
Источник: Некоторые юридические термины
Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия
Права и свободы могут иметь индивидуальные и коллективные формы выражения. Те конституционные права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан (право на объединение, проведение собраний, митингов, шествий и др.), именуются коллективными правами.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
- они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
- складываются объективно и не зависят от государственного признания;
- принадлежат индивиду от рождения;
- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
- являются непосредственно действующими;
- признаются высшей социальной ценностью;
- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
- их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
Концепция прав человека проистекает из доктрины естественных прав, которая предполагает, что все члены общества, в силу того, что они люди (человеческие существа), обладают основными правами помимо прав, установленных законом.
Права человека предназначены защищать те свойства, интересы и возможности, которые являются необходимыми для достойной жизни человека. Некоторые основополагающие права обычно считаются прирожденными, естественными и неотчуждаемыми и не могут быть нарушены государством.
Ранние формулировки основных прав человека можно найти в Американской декларации независимости (1776) и Декларации прав человека и гражданина, принятой французской Национальной Ассамблеей в 1789 г. Генеральная Ассамблея Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948 г. Поскольку Декларация не имеет прямой юридической силы, большинство ее положений были впоследствии развиты в документах международного права, в частности, Международном пакте о гражданских и политических правах (действует с 23 марта 1966 г.) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (действует с 3 января 1976 г.). Хотя процесс утверждения стандартов по защите прав человека сопровождался установлением все большего количества категорий (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные, индивидуальные, коллективные, позитивные, негативные, права первого, второго и третьего поколения и т.д.), это редко приводило к улучшению защиты прав индивидов и групп.
Фундаментальные права человека были определены в 1978 г. Государственным Департаментом США: "Свобода от неправомерного ареста и заключения, пыток, несправедливого суда, жестокого и необычного наказания и вторжения в личную жизнь. Права на продовольствие, жилье, охрану здоровья и образование; свобода мысли, слова, собраний, религии, прессы, передвижения и участия в управлении государством".
Источник: Справочник международной амнистии
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
Вопросы содержания международного сотрудничества в области П.ч. имеют приоритет перед вопросами, связанными с созданием и функционированием международных процедур в данной области. Международные процедуры в принципе предназначены для того, чтобы повышать эффективность содействия уважению к П.ч. на международном уровне, а не заменять или дублировать работу государственного механизма по этим вопросам. Устав ООН не конкретизирует понятие П.ч. Это сделано в международных документах, принятых на его основе. Одни из них имеют рекомендательный характер (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г. и др.), а все остальные - международные договоры, т.е. документы, имеющие обязывающий характер для их участников. К таким договорам относятся Конвенция о политических правах женщины 1952 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.
Международное сотрудничество в области П.ч. имеет 2 основных аспекта. Это, во-первых, поощрение уважения к правам человека, содействие их осуществлению и, во-вторых, борьба с грубыми и массовыми нарушениями таких прав. Советский Союз был инициатором принятия ряда международных документов, направленных на борьбу с массовыми и грубыми нарушениями правам человека: Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. Принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, 1973 г. Демократическая юриспруденция признает за человеком определенные, зафиксированные в различных международных и внутригосударственных правовых актах права и свободы. Права - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни, быть гарантированным от насилия и т.д. Свободы - отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), что не запрещает закон. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. П.ч. принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные личные П.ч., как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а т.ж. право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные П.ч. являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. В России основным документом, фиксирующим П.ч., является Конституция РФ, ее глава 2 "Права и свободы человека и гражданина". См. т.ж. ПАКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
В Уставе ООН говорится о П.ч. и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином "П.ч.", поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода - гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.
Концепций П.ч. существует множество: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области П.ч. на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась. Она отражена в Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.
Во-первых, все П.ч. неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим.
Во-вторых, принцип уважения П.ч. как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается.
В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения П.ч. следует понимать прежде всего общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать П.ч., совершая массовые и грубые нарушения основных П.ч., являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и не могут быть поэтому предметом рассмотрения в ООН или др. международных организациях. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменились.
То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его "права" на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения П.ч.
Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах т.наз. частных жалоб (сообщений).
В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений П.ч. (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять такие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются более как нарушение принципа невмешательства.
В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам П.ч.) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях.
Устав ООН, не конкретизируя понятие П.ч., тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части, где говорится о стремлении членов организации "содействовать социальному прогрессу... при большей свободе".
С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организацией труда (МОТ) и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международных организаций - имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. и др. документы.
Всеобщая декларация П.ч. сыграла важную роль, напр., еще и потому, что в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории П.ч. Постепенно положения Декларации превратились в международный обычай.
Другая часть документов в области П.ч. - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и др. договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области П.ч.
Источник: Словарь международного права.
Общепризнано деление П.ч. на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические права. Причем этот список постепенно пополняется. Поэтому в науке принято делить - права на так называемые "поколения". К правам "первого поколения" относятся личные и политические права. Они получили закрепление уже в первых буржуазно-демократических конституциях конца XVIII в. Права "второго поколения" - это социальные, экономические и отчасти права, появление которых вызвано упорной борьбой малоимущих слоев общества. Закрепление этих прав в конституциях и законах получило широкое распространение после волны революционных потрясений 1917 - начала 1920-х гг. Права "третьего поколения" заявили о себе в 1970-е гг. Их иногда называют правами солидарности, поскольку они коллективны по своей сути, их появление вызвано глобальными угрозами человечеству: угрозой экологической катастрофы, разрушительных военных конфликтов, экономической деградации целых частей света. К правам "третьего поколения" относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на владение общим наследием человечества, права меньшинств.
Необходимость защиты П.ч: не только на национальном, но и на международном уровне стала остро осознаваться человечеством сразу после окончания второй мировой войны, когда весь мир был потрясен масштабами попрания прав личности и целых народов нацистским режимом Германии. Принцип уважения П.ч. утвердился в качестве одного из основных принципов международного права с принятием Устава ООН (1945). Первым универсальным международным документом, посвященным П.ч., стала Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Однако эта Декларация, как и другие резолюции международных организаций по П.ч. (например, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г.), имеет лишь рекомендательный характер. Другая часть документов в области П.ч. - международные договоры. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Они закрепляют стандарты в области П.ч. и носят обязывающий для их участников характер.
Пакты о правах человека - одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению П.ч. Пакты вступили в силу в 1976 г. Сохраняет свою актуальность вопрос о придании им возможно большей эффективности, что предполагает их универсализацию, т.е. максимальное увеличение круга их участников. До сих пор в них входят даже не все постоянные члены Совета Безопасности ООН (США не участвуют в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Китай - в обоих).
К настоящему времени в международном праве оформилась целая отрасль, посвященная П.ч., - международное гуманитарное право.
В национальном праве первенство в области юридического закрепления личных и политических прав и свобод принадлежит Великобритании, США и Франции. Парадоксально, но именно эти страны проявили впоследствии наибольший консерватизм в признании и конституционном закреплении социально-экономических П.ч.
В нашей стране развитие института прав и свобод человека происходило весьма сложно. В дореволюционный период большая часть населения России была лишена основных политических прав. Только в 1906 г. состоялись первые выборы в парламент страны, проводившиеся на куриальной, неравноправной основе. Для советского режима было характерно грубое попрание всех основных прав и свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их естественный и неотчуждаемый характер. Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и личных прав в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих прав и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти права и свободы на нет: так, право на объединение в общественные организации граждане СССР имели строго "в соответствии с целями коммунистического строительства" (ст. 51 Конституции СССР 1977 г.). В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы, которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцые права граждан. В то же время СССР принадлежит определенная заслуга в "популяризации" социально-экономических прав, многие из которых были восприняты конституциями демократических стран.
Ситуация с П.ч. в СССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимости формирования правового государства. Незадолго до распада СССР была принята Декларация прав человека и гражданина, а позднее - Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., инкорпорированная затем в текст Конституции РСФСР.
Окончательно международные стандарты П.ч. в РФ утвердились с принятием Конституции РФ, которая исходит из того, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ (ст. 17-64). В соответствии со ст.17: "I. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".
Таким образом, создатели Конституции РФ (в отличие от авторов советских конституций) исходили из естественно-правовой теории, согласно которой основными правами человека наделяет не государство, а сама природа.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция РФ устанавливает систему гарантий соблюдения П.ч. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности. здоровья, прав и законных интересов других лиц. обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом нельзя ограничить право на жизнь, на уважение достоинства личности и ряд других.
Важнейшую группу П.ч. составляют процессуальные гарантии. Им посвящены ст. 46-54 Конституции РФ. Среди них: право на судебную защиту прав и свобод (в том числе право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом, право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи и т.п.
Президент РФ выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека осуществляется правоохранительными органами (прокуратура, органы юстиции, органы внутренних дел и др.). Исключительное по своей важности место в системе органов, обеспечивающих защиту П.ч., занимает суд (см. Защита судебная). Конституцией РФ предусмотрен также специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдение прав и свобод человека и гражданина - Уполномоченный по правам человека. В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (см. также Гражданские права, Политические права и свободы, Социальные права человека, Экологические права человека, Экономические права и свободы человека, Конституционные гарантии прав человека).
Источник: Энциклопедия юриста