ГУБЕРНИИ

Найдено 1 определение
ГУБЕРНИИ
1) крупные административно-территориальные единицы в России начала 18 в. по 20-е гг. 20 в. Создание Г. в России началось в условиях обострения социальных противоречий, утверждения самодержавной формы правления, полицейского политического режима, перестройки всего государственного механизма на бюрократических началах, вооруженной борьбы за приморские территории. Образование и развитие Г. происходило в ходе реформирования местного управления. Первая — Ингерманландская (с 1710 — Санкт-Петербургская) Г. была образована с назначением в 1702 АД. Меншикова губернатором на присоединенных в ходе Северной войны Северо-Западных землях. В 1708 Указом Петра I Россия была разделена на 8 Г. — 7 из них имели пограничное положение. Архангелогород- ская, Смоленская, Киевская и Азовская Г. были образованы в 1707. Учреждение этих Г., а также Московской и Сибирской, происходило путем приписания к губернским центрам других городов с учетом путей сообщения. Территории уездов через центры включались в состав Г. К1725 число Г. достигло 14. В 1719—75 Г. были разделены на провинции (в 1725 — 47). Г. возглавлялась губернатором или генерал-губернатором (в зависимости от значения и важности назначавшегося на этот пост лица). Губернатор имел широкие административно-полицейские, финансовые и судебные полномочия, командовал войсками, расположенными на территории Г. Помощниками и заместителями губернатора были вице-губернаторы. Наставлением 1764 губернатор характеризовался как глава и хозяин Г., он подчинялся только императрице и Сенату. Управление сосредоточивалось в губернских канцеляриях, судопроизводством занимался подчиненный губернатору ландрихтер, который по поручению губернатора исполнял и другие дела. Военным управлением ведал обер-комендант, обеспечением войск продовольствием — обер-провиант- мейстер, денежными сборами — обер-комиссар. Предпринималась попытка создания при губернаторе коллегии из делегируемых местным дворянством ландратов. В принятых 7 ноября 1775 «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» закреплялись такие принципы местного управления, как централизация, разделение властей, коллегиальное устройство государственных органов, участие в их распорядительной деятельности представителей сословий при руководящей роли дворянства. Провинции были упразднены, а в основу деления на Г. и уезды закладывался численный принцип, который, с одной стороны, вводил регулярность в административно- территориальное деление, с другой — разрушал старые связи. В Г. должно было проживать от 300 до 400 тыс. душ податного мужского населения. К 1792 было создано 40 Г., к середине 90-х гг. их число увеличилось до 51. Создавались также наместничества, которые, как правило, объединяли 2—4 Г. Высшим должностным лицом Г. и наместничества объявлялся генерал-губернатор или Государев наместник. Он был председателем наместнического (губернского) правления, включавшего губернатора, как непосредственного управителя Г., и 2 губернских советников. Генерал-губернатор, губернатор и вице-губернатор назначались императорскими указами, советники определялись Сенатом. Наместническое правление должно было управлять Г. в соответствии с законами от имени императрицы. Губернатор замещал генерал-губернатора во время его отсутствия в наместничестве, а в Г., центр которой не совпадал с центром наместничества, выполнял аналогичные функции постоянно. Функции генерал-губернатора и наместнического правления не были четко разграничены. Генерал-губернатор при неопределенно широких полномочиях по смыслу закона должен был осуществлять связь местного и центрального управления; он имел право заседать в Сенате при решении вопросов, касающихся его наместничества. В губернских центрах учреждались палаты уголовного и гражданского суда, а также казенная палата, председателем которой был вице-губернатор. Палаты рассматривались как местные департаменты центральных коллегий. Под председательством губернатора создавался приказ общественного призрения, ведавший местными школами, медицинскими и благотворительными учреждениями, работными и смирительными домами. На сословных началах формировались судебные органы, в отношении которых проводилась идея независимости от местной администрации. Полицейские органы при определенной автономии были подчинены губернскому правлению. При ряде административных и судебных органов учреждались прокуроры или их представители — стряпчие. Из 77 руководящих чиновников Г. треть избиралась органами дворянского или городского самоуправления и осуществляла свои представительские функции в административных, полицейских и судебных органах безвозмездно. При Павле I число Г. уменьшилось, местное управление было упрощено, а чиновничий аппарат сокращен. Упразднялись наместники и наместничьи правления, закрывались приказы общественного призрения, ликвидировались вторые (губернские) инстанции местных судов, а также палаты уголовного и гражданского суда, вместо которых в Г. учреждались палаты суда и расправы. В столицах учреждались административно- полицейские комиссии во главе с военным губернатором и наследником престола, в прочих городах — с аналогичными функциями — со- словно-бюрократические ратгаузы и во всех Г. — врачебные управы. Однако многие преобразования Павла I были ликвидированы после вступления на престол Александра I, восстановлены были и губернские учреждения (за исключением вторых судебных инстанций). Наместничества в первой половине 19 в. существовали в Польше и на Кавказе, генерал-губернаторства — на окраинных территориях и в столицах. Губернаторы были подчинены министру внутренних дел, губернские правления превратились в исполнительные коллегии при губернаторах. Управление осуществлялось через губернскую канцелярию. В Г. создавались также комиссии: народного продовольствия, строительная и дорожная; комитеты: статистический, общественного здравия, о раскольниках; присутствие по освидетельствованию умалишенных. Губернские предводители дворянства были членами всех губернских комиссий, комитетов и присутствий, а с учреждением «комитетов по улучшению быта владельческих крестьян» стали их председателями. В результате проведения реформ 60—70-х гг. 19 в. создаются на основе самоуправления губернские земские собрания и управы. С созданием не зависимых от администрации судов губернатор освобождается от правомочий по судебному надзору. Однако за ним сохраняется статус «хозяина губернии»: губернатор является председателем многочисленных полуобщественных совещательных при губернском правлении организаций (губернских по крестьянским, земским, городским, фабричным, питейным делам, по воинской повинности присутствий, распорядительного и лесо- охранительного комитетов и др.). В 80—90-е гт. была усилена власть правительственных учреждений в Г: губернатор получил право издавать «обязательные постановления » по вопросам полицейского характера; с 1904 он стал председателем «особого присутствия», в котором состояли начальник губернского жандармского управления (создано в 1867) и прокурор окружного суда. Широчайшими полномочиями регулятив- но-карательного характера наделялись генерал-губернаторы и губернаторы в местностях, объявлявшихся на положении усиленной или чрезвычайной охраны согласно Положению о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 авг. 1881. Число Г. и областей к 1917 достигло 101. После февральской революции 1917 вместо упраздненных должностей генерал-губернаторов, а также губернских правлений учреждались губернские комиссары Временного правительства с канцеляриями. Компетенция комиссаров совпадала с полномочиями губернаторов. Создавались также выборные комитеты общественных организаций, которые объявляли себя органами власти на местах, формировали органы управления и даже избирали губернских комиссаров. Одновременно создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые избирали исполнительные комитеты. После Октябрьского переворота 25 октября 1917 Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов постановил: «Вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок». Обращением к Советам об организации местного самоуправления и Инструкцией о правах и обязанностях советов, принятыми Наркоматом внутренних дел 24 декабря 1917, вводилось единообразие в организацию Советов, а также принцип демократического централизма в их деятельность. По Конституции РСФСР 1918 губернский съезд Советов формировался из представителей городских и волостных Советов. Решением IX Всероссийского съезда Советов (1921) о созыве губернских съездов один раз в году увеличивалась роль гу- бисполкомов, расширенные пленумы и сессии которых заменяли съезды советов. При губисполкомах существовали отделы: управления, военный, юстиции, труда, почты и телеграфа, финансов, земледелия, продовольствия, государственного контроля, совет народного хозяйства и др. В Г. действовали ревкомы и чрезвычайные комиссии. При проведении районирования, начавшегося в 1920—21 и закончившегося к концу 1929, Г. были заменены округами, областями и краями; создавались национальные республики и автономные области. Лит.: Романович-Славатинский А.В. Исторический очерк губернского управления от первых преобразований Петра Великого до учреждения о губерниях в 1775 г. Киев, 1859; Лохвицкий А.В. Губерния, ея земския и правительственныя учреждения. Ч. 1. 2-е изд. СПб., 1864; Мрочек-Дроздовский Л.Н. Областное управление России XVIII века до учреждения о губерниях 7 ноября 1775 г. М., 1876; Градовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1899-1904. Т. 1-9; Блинов ИЛ Губернаторы. СПб., 1905; Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. М, 1913. Т. 1; Л., 1943. Т. 2; Сизи- ков М.И. Государство и право России в период утверждения и расцвета абсолютизма (конецXVII—XVIII вв.). Екатеринбург, 1995; Нелидов А. А. История государственных учреждений СССР. 1917—1936. М., 1962; Коржихина Т.П. История и с о временная организация государственных учреждений СССР. 1917-1972. М., 1974. М. И. Сизиков

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
154.25 кб

Правовые основы создания и функционирования органов полиции в Черноморской губернии в конце XIX нача

Канцев А. Б.
В статье автор описывает, как происходило массовое заселение Черноморского побережья мигрантами во второй половине XIX в. И какие последствия это за собой влекло.
Читать PDF
123.27 кб

Первый опыт формирования милиционных частей в Курской губернии

Хлопова Инна Евгеньевна
Пришедшая к власти партия большевиков в октябре 1927 г. упразднила все прежние органы и структуры, в том числе армию.
Читать PDF
478.56 кб

Политический сыск в Пензенской губернии: органы, денежное содержание, штат, кадровый состав

Пронькина О. Ю.
Вопрос государственной безопасности всегда стоит очень остро. Политическая полиция Российской империи в конце XIX в начале XX вв. занимала одно из важнейших мест в системе органов государственной власти.
Читать PDF
246.79 кб

Из истории суда в Псковской губернии. Свидетельствуют документы

Читать PDF
219.31 кб

Становление института советского суда на Урале в 1917 1918 годах (на примере Оренбургской губернии

Абрамовский А. А.
Читать PDF
346.91 кб

Монография «История полиции Саратовской губернии»

Шатило Ярослав Сергеевич
Читать PDF
254.02 кб

Институт земских начальников в России в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Казанской губернии)

Куршаков А.П.
Читать PDF
303.32 кб

Структура и состав провинциальных сословных низовых судов Оренбургской губернии в 1775- 1864 годах

Воропанов Виталий Александрович
Читать PDF
127.45 кб

Особенности введения и деятельности мировой юстиции в Вологодской губернии в дореволюционный период

Чиснягова Елена Владимировна
В статье анализируется введение института мировых судей в Вологодской губернии по Судебной реформе 1864 г.: основные этапы, особенности уездов, проблемы функционирования мировой юстиции в регионе.
Читать PDF
170.22 кб

Организационно-правовые основы деятельности полиции на территории Самарской губернии в 1865-1905 гг.

Пащенко Алексей Павлович
Статья посвящена анализу организации деятельности органов полиции на территории Самарской губернии в послереформенный период (1865-1905 гг.).
Читать PDF
1.27 мб

Изменение условий отбывания наказаний заключенными в пенитенциарных учреждениях Томской губернии в м

Михеенков Егор Геннадьевич
На основе анализа нормативно-правовых актов Временного правительства и циркулярных распоряжений Главного управления местами заключения Министерства юстиции Временного правительства в статье прослеживаются изменения условий отбыван
Читать PDF
221.47 кб

Персональный состав мирового суда Псковской губернии (1864-1889 гг. )

Широков Илья Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональная деятельность адвокатов самарской губернии во второй половине XIX начале XX в

Луковкин К. Е.
В данной статье рассматривается процесс формирования института адвокатуры в период судебной реформы Александра II, со второй половины XIX по начало XX в.
Читать PDF
271.78 кб

Судебная реформа 1864 г. В Нижегородской губернии: адвокатура, прокуратура, мировая юстиция

Логачева Наталья Викторовна
Статья посвящена рассмотрению процесса реформирования судебной системы Нижегородской губернии согласно судебным уставам 1864 г.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности развития нотариата в Уфимской губернии

Хайбуллин Айнур Рауфович
Раскрывается специфика формирования органов нотариата по Положению о нотариальной части от 14 апреля 1866 г. на территории Уфимской губернии в конце XIX века.

Похожие термины:

  • Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. 1775 г

    центральный документ губернской реформы Екатерины II . Упразднил провинции, упорядочил деление на губернии и уезды, создал новую судебную систему по сословиям, реформировал местный административ
  • ГУБЕРНИЯ

    основная административно-территориальная единица в России 1708 – 1923гг. Делилась на уезды. К 1917г. было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, прибалтийским государствам.
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЯМИ

    1775) — первый в истории русского государственного права комплексный акт, посвященный устройству местного управления. Проводил в жизнь идею децентрализации управления, заложенную Екатериной II в о
  • УЧРЕЖДЕНИЕ О ГУБЕРНИЯХ

    закон, изданный Екатериной II в 1775 г. под непосредственным влиянием только что закончившейся крестьянской войны под предводительством Емельнна Пугачева. У. о г. имело целью всемерно усилить диктат