СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
Совет Федерации
Палата Федерального Собрания - парламента России, в которую входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом С. Ф. и депутатом Государственной Думы. Предметы ведения С. Ф. определены в ст. 102 Конституции России.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
верхняя палата Федерального Собрания РФ. Включает по два представителя от каждого субъекта РФ и формируется по принципу приоритетного представительства субъектов РФ. Общее число членов С.Ф. должно быть 178.
В С.Ф. входит по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Главной функцией С.Ф. является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.
В С.Ф. входит по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Главной функцией С.Ф. является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
англ. Council Federation) – в России одна из палат (наряду с Государственной Думой) Федерального собрания – парламента РФ, в которую входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. Предметы ведения С.Ф. определены в ст. 102 Конституции РФ.
С.Ф., как правило, заседает отдельно от Государственной Думы, работает на постоянной основе. Руководит заседаниями С.Ф. избранный Советом председатель и его заместители. С.Ф. избирает постоянные комиссии, но в отличие от Государственной Думы, в нем партийные фракции не создаются. В отличие от Государственной Думы С.Ф. не может быть распущен Президентом РФ. С.Ф. по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления. Данные акты принимаются большинством голосов от общего числа членов С.Ф.
С.Ф., как правило, заседает отдельно от Государственной Думы, работает на постоянной основе. Руководит заседаниями С.Ф. избранный Советом председатель и его заместители. С.Ф. избирает постоянные комиссии, но в отличие от Государственной Думы, в нем партийные фракции не создаются. В отличие от Государственной Думы С.Ф. не может быть распущен Президентом РФ. С.Ф. по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления. Данные акты принимаются большинством голосов от общего числа членов С.Ф.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Совет Федерации
это верхняя палата Федерального Собрания (парламента) РФ, которая является органом представительства субъектов РФ. В ее состав входят по два члена от каждого субъекта Федерации - один от законодательного органа, а другой от исполнительного органа государственной власти. Срок деятельности данной палаты Федерального Собрания не ограничен, она не может быть распущена Президентом РФ, но ее состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными). Совет Федерации выступает не только как обладатель права законодательной инициативы, но и полноправный участник всего законодательного процесса, который одобряет либо отклоняет законы, принятые Государственной Думой.
Источник: Большой юридический словарь
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
верхняя палата Федерального Собрания - парламента РФ. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования С.Ф. установлен ФЗ РФ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. Согласно закону, в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в С.Ф. С.Ф. участвует в законодательной деятельности путем рассмотрения (с последующим одобрением или отклонением) федеральных законов, принятых Государственной Думой, а т.ж. путем совместного с Государственной Думой принятия федеральных конституционных законов. Кроме того, к ведению С.Ф. относятся: утверждение границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в С.Ф. С.Ф. участвует в законодательной деятельности путем рассмотрения (с последующим одобрением или отклонением) федеральных законов, принятых Государственной Думой, а т.ж. путем совместного с Государственной Думой принятия федеральных конституционных законов. Кроме того, к ведению С.Ф. относятся: утверждение границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
верхняя палата Федерального Собрания РФ. Порядок формирования С.Ф. второго и третьего созывов определялся Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Данный Закон устанавливал, что в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ - главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта совместным решением обеих палат определяется его представитель в С.Ф.
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" существенно изменил порядок формирования верхней палаты. Согласно этому Закону в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законодательного (представительного) органа в С.Ф. избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Представитель в С.Ф. от исполнительного органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатором края, области, президентом республики, мэром города федерального значения и т.д.). Такое решение о назначении представителя в С.Ф. оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, после чего в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и вступает в силу при условии, что против назначения представителя не проголосуют две трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа на его очередном или внеочередном заседании. Оба представителя назначаются на срок полномочий представляемых ими органов власти субъекта РФ.
Решения об избрании (назначении) членов С.Ф. направляются в верхнюю палату не позднее пяти дней после вступления их в силу. Закон устанавливает, что течение срока полномочий избранного (назначенного) члена С.Ф. начинается со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращается со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена С.Ф. вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом власти или высшим должностным лицом субъекта РФ.
Согласно Закону (ст. 11) избрание (назначение) всех членов С.Ф. должно было быть завершено не позднее 1 января 2002 г. Закон от 5 августа 2000 г. содержит оговорку относительно ныне действующего состава С.Ф. В соответствии со ст. 11 данного Закона члены С.Ф. - представители по должности (т.е. главы законодательных и исполнительных органов государственной власти) от субъектов РФ в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия и после вступления в силу указанного Закона, но не позднее 1 января 2002 г.
(В.Ч.)
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" существенно изменил порядок формирования верхней палаты. Согласно этому Закону в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законодательного (представительного) органа в С.Ф. избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Представитель в С.Ф. от исполнительного органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатором края, области, президентом республики, мэром города федерального значения и т.д.). Такое решение о назначении представителя в С.Ф. оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, после чего в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и вступает в силу при условии, что против назначения представителя не проголосуют две трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа на его очередном или внеочередном заседании. Оба представителя назначаются на срок полномочий представляемых ими органов власти субъекта РФ.
Решения об избрании (назначении) членов С.Ф. направляются в верхнюю палату не позднее пяти дней после вступления их в силу. Закон устанавливает, что течение срока полномочий избранного (назначенного) члена С.Ф. начинается со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращается со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена С.Ф. вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом власти или высшим должностным лицом субъекта РФ.
Согласно Закону (ст. 11) избрание (назначение) всех членов С.Ф. должно было быть завершено не позднее 1 января 2002 г. Закон от 5 августа 2000 г. содержит оговорку относительно ныне действующего состава С.Ф. В соответствии со ст. 11 данного Закона члены С.Ф. - представители по должности (т.е. главы законодательных и исполнительных органов государственной власти) от субъектов РФ в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия и после вступления в силу указанного Закона, но не позднее 1 января 2002 г.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Совет Федерации
это одна из двух палат Федерального Собрания. Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Поскольку в России 83 субъекта, всего членов Совета Федерации должно быть 166. В 1996–2001 гг. членами Совета Федерации являлись по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти российских субъектов. По объективной причине они не могли работать на постоянной профессиональной основе. По Федеральному закону от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ предусмотрено избрание члена Совета Федерации от законодательной (представительной) власти субъекта на заседании соответствующего представительного органа государственной власти большинством голосов депутатов. Глава исполнительной власти субъекта Федерации назначает представителя в Совет Федерации своим указом (постановлением). В состав палаты может быть избран (назначен) только российский гражданин, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего права на его постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации» (см.: СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 789). Главным в реформировании этой палаты по вышеназванному Федеральному закону от 14 февраля 2009 г. является то, что члены Совета Федерации могут быть избраны (назначены) соответствующим органом государственной власти при условии, что кандидат на эту должность является депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутатом представительного органа местного самоуправления региона. Избранный (назначенный) член этой палаты слагает полномочия депутата представительного органа государственной власти субъекта или депутата представительного органа муниципального образования. Полномочия всего Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Совет Федерации, условно называемый «верхней» палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных вопросов жизни государства и общества. К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ. Так же, как и Государственная Дума, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов. Следующие полномочия Совета Федерации относятся к экстремальным ситуациям: решение вопроса о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории Российской Федерации, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения. Как орган представительства всех субъектов Федерации Совет Федерации утверждает изменения границ между ними. Законотворческая деятельность Совета Федерации занимает немалую часть его работы. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации на рассмотрение в течение пяти дней. В соответствии со ст. 16 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и некоторым другим. В отношении остальных законов Совет Федерации решает сам, необходимо ли их рассматривать. Если закон не выносится на рассмотрение палаты, то по истечении 14 дней он считается одобренным Советом Федерации. Члены Совета Федерации и весь Совет Федерации являются субъектами права законодательной инициативы. Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного и того же субъекта Федерации. Руководитель Совета Федерации председательствует на заседаниях палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с другими органами государственной власти Российской Федерации и зарубежных государств. Все члены Совета Федерации обязаны состоять в одном из комитетов своей палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 человек. Назначение комитетов заключается в экспертной оценке законопроектов, внесении в них различных поправок. В этой палате образованы комитеты по социальной политике, по делам СНГ, по вопросам безопасности и обороны и др. Совет Федерации также создает постоянные и временные комиссии. Верхняя палата собирается, по общему правилу, на весеннюю сессию с 25 января по 15 июля, осеннюю – с 16 сентября по 31 декабря. Заседания правомочны, если на них присутствуют более половины общего числа членов Совета Федерации.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
в России одна из палат (наряду с Государственной Думой) Федерального Собрания — парламента РФ. Совет Федерации (СФ) был первоначально создан в соответствии с указом Президента РФ о поэтапной конституционной реформе и Положением, утвержденным указом Президента РФ 21 сентября 1993, о федеральных органах власти на переходный период. Этими актами была прервана деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и предусмотрено создание новых органов, структура которых была одобрена на Конституционном совещании 1993. Эта структура затем была закреплена в Конституции РФ 1993. Первый состав СФ был избран одновременно с референдумом, принявшим Конституцию 1993, и состоял из двух представителей от каждого субъекта Федерации, избираемых тогда только на 2 года (как и Государственная Дума). Закон о порядке формирования СФ был принят в 1995. В соответствии с Конституцией РФ СФ состоял из лиц, являвшихся членами СФ по должности: по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти. Ими являлись председатель законодательного органа и глава исполнительной власти (президент республики, губернатор и т.д.). Закон 2000 изменил порядок формирования СФ. Член СФ — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — т е перь избирается этим органом на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа путем ротации (т.е. периодического частичного обновления)—на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Если законодательный (представительный) орган субъекта Федерации—двухпалатный, представитель этого органа в СФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для избрания представителя в СФ от законодательного (представительного) органа субъекта РФ выносятся на рассмотрение законодательного (представительного) органа РФ председателем этого органа (при двухпалатной структуре—соответствующим председателем палаты). Альтернативные кандидатуры может предложить группа депутатов численностью не менее одной трети от общего состава законодательного (представительного) органа (его палаты при двухпалатной структуре). Представителем в СФ от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации теперь не является высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ). Президент республики в составе РФ, губернатор и т.д. по закону 2000 назначает представителем в СФ другое лицо. Решение законодательного (представительного) органа об избрании представителя в СФ принимается тайным голосованием. Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) о назначении представителя в СФ от исполнительного органа государственной власти оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Этот указ (постановление) в трехдневный срок передается в законодательный (представительный) орган субъекта РФ и вступает в силу, если на заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в СФ от исполнительного органа субъекта РФ. Кандидаты для избрания или назначения в СФ должны представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или высшему должностному лицу субъекта РФ сведения о размере и источниках дохода за год, предшествующий году избрания (назначения), а также сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Полномочия члена СФ могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществляется его избрание, назначение членом СФ. Прежние члены СФ, занимающие места в нем по должности в соответствии с законом 1995, прекращают свои полномочия по мере формирования СФ в соответствии с законом 2000. Избрание (назначение) всех членов СФ в соответствии с законом 2000 должно быть завершено не позднее 1 января 2002. СФ, как правило, заседает отдельно от Государственной Думы. Совместные заседания проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. СФ работает на постоянной основе. Заседания СФ могут быть закрытыми для публики, руководит ими в соответствии с регламентом, принимаемым СФ, избранный Советом председатель и его заместители. СФ избирает постоянные комиссии, но, в отличие от Государственной Думы, в нем партийные фракции не создаются. СФ осуществляет следующие полномочия: утверждает изменения границ между субъектами РФ, указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, решает вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, назначает дату выборов Президента РФ, участвует в процедуре отрешения Президента РФ от должности, принимает решение об этом, назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Арбитражного Суда РФ, назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов (вторую половину и председателя этого органа назначает и освобождает от должности Государственная Дума). СФ по указанным вопросам принимает постановления, как правило, большинством голосов от общего числа своих членов (иной порядок большинства предусмотрен, например, при решении вопроса об отрешении Президента РФ от должности). Закон, принятый Государственной Думой, передается в СФ, который одобряет закон, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты. Закон считается также одобренным СФ, если после поступления в эту палату он не был рассмотрен ею в течение 14 дней. СФ может отклонить закон, принятый Думой. В этом случае создается согласительная комиссия Думы и СФ, после чего закон вновь рассматривается Думой. Если Дума не согласна с решением СФ, закон считается принятым без согласия последнего, если при повторном голосовании в Думе за него проголосовало не менее двух третей от общего числа ее депутатов. Однако некоторые законы не могут быть приняты без согласия СФ: о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира. В отличие от Государственной Думы, СФ не может быть распущен Президентом РФ. В.Е. Чиркин
Источник: Юридическая энциклопедия