ИЗБИРАТЕЛЬ
Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2
Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Словарь по уголовному праву.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Коррупция и антикоррупционная политика
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Большой юридический словарь
Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируются гл. 26 ГПК РФ.
См. Избирательная комиссия, Избирательное объединение, Избирательное право, Избирательный блок, Избирательный округ, Кандидат, Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Источник: Толковый словарь гражданского процесса.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
В Российской Федерации И. являются граждане, достигшие 18 лет, поскольку с этого возраста они вправе участвовать в голосовании (см.: Активное избирательное право). Возраст кандидата в депутаты или выборного должностного лица обычно должен быть выше (см.: Пассивное избирательное право). (С. А.)
Источник: Юридическая энциклопедия
В РФ и. являются граждане, достигшие 18 лет, т. к. с этого возраста они вправе участвовать в голосовании (см. Активное избирательное право). Для того чтобы стать депутатом или выборным должностным лицом, чаще всего надо быть постарше (см. Пассивное избирательное право). Все иные указанные выше возможности доступны гражданину с 18 лет.
В соответствии с международным договором государство может предоставить возможность иностранному гражданину стать и. и участвовать в какихто видах выборов внутри страны.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Словарь выборных терминов.
Законодательством о выборах предусматривается обязательность ведения регистрации (учета) избирателей. См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума.
Для проведения голосования и определения результатов выборов граждане, обладающие активным избирательным правом, включаются в список избирателей. См. Список избирателей, участников референдума.
Наряду с основным правом - правом участия в голосовании на выборах - законодательство наделяет избирателя широким кругом других прав и предусматривает гарантии их реализации. В соответствии с положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратели вправе выдвигать кандидатов, участвовать в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов), участвовать в предвыборной агитации, обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан. Названным законом предусматривается судебный порядок назначения выборов по заявлениям избирателей в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы.
Федеральным законом предоставляется право субъектам Российской Федерации в законах, регулирующих порядок проведения муниципальных выборов, предусматривать возможность направления наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).
Источник: Российское избирательное право от А до Я
Источник: Словарь парламентских терминов
Следует подчеркнуть, что избирателями в Российской Федерации могут быть не только российские граждане. На выборах органов местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации избирателями могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.
Избиратели обладают правами и обязанностями, связанными с участием в голосовании и иных избирательных действиях, предусмотренных законодательством и проводимых законными методами. Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов.
В Российской Федерации избиратель участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщность избирательного права обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность приобретения активного избирательного права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Тем самым возможность стать избирателями обеспечивается максимально широкому кругу граждан России.
Правда, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако такие условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Избиратель, проживающий за пределами Российской Федерации, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать ему содействие в реализации установленных законодательством избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
Таким образом, все избиратели нашей страны обладают активным избирательным правом фактически лишь при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации или в муниципальные образования этим правом фактически пользуются только избиратели, проживающие или временно находящиеся на соответствующих территориях, хотя потенциально его имеют и все другие избиратели.
Избиратели обладают равным избирательным правом. Равное избирательное право состоит из двух элементов: наличие у каждого избирателя только одного голоса и участие всех избирателей в выборах на равных основаниях.
Первый элемент равенства обеспечивается следующими правилами: избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей; голосует лично; для получения избирательного бюллетеня обязательно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность избирателя; в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
Второй элемент равенства избирательного права обеспечивается созданием примерно равных по количеству населения избирательных округов в соответствии с нормами представительства.
В Российской Федерации избирательное право является прямым. Поэтому избиратели голосуют на выборах за или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно. Этим прямое избирательное право отличается от непрямого (косвенного или многостепенного). При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право подразумевает выборы представителей в вышестоящие выборные органы нижестоящими.
Голосование на выборах является тайным, что исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность зайти в особую комнату или отдельную закрытую кабину и заполнить избирательный бюллетень. В этих комнатах или кабинах во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
В Российской Федерации участие избирателя в выборах является свободным. Поэтому никто не может оказывать какое-либо воздействие на его свободное волеизъявление.
Свободные выборы обеспечиваются государством, которое защищает демократические принципы и нормы избирательного права и устанавливает ответственность должностных и иных лиц, препятствующих выражению гражданами своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов.
В Российской Федерации участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.
Добровольность участия избирателей в выборах зачастую порождает абсентеизм (неучастие избирателей в голосовании), являющийся следствием низкой политической и правовой культуры части населения или результатом отказа от участия в выборах по политическим мотивам (например, отрицательное отношение ко всем кандидатам на выборах). На уровне абсентеизма может сказаться также плохая организация избирательной кампании.
Выборы органов или депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Данные об избирателях содержатся в списках избирателей, составляемых участковыми избирательными комиссиями, адресных базах данных ГАС «Выборы». Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует эту информацию.
Сведения, полученные с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, служат основанием для подготовки списков избирателей, которые составляются соответствующими избирательными комиссиями при проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования.
Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных законодательством, — и временного проживания на территории этого участка. Избиратель включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
Список избирателей представляется участковой комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования. Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования — 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение избирателя из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения избирателя из списка и причина такого исключения.
З. М. Зотова
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия