в XVIII -XIX вв. центр.учреждения, ведавшие отдельными отраслями гос. управления. Учреждены Петром 1 в 1717-1721 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств.
Коллегии
Коллегии
Коллегии
органы центрального управления, учрежденные в 1721 г. взамен приказов и просуществовавшие до появления министерств в 1802 г. Самыми первыми К. являлись: берг-коллегия, коллегия иностранных дел, адмиралтейств-коллегия, военная коллегия, камер-коллегия, штатс-коллегия, ревизион-коллегия, юстиц-коллегия, мануфактур-коллегия, коммерц-коллегия, главный магистрат, вотчинная коллегия. Возглавлял К. президент, а решения на заеданиях принимались в коллегиальном порядке.
Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права. 2014
КОЛЛЕГИИ
лат., ед. ч. collegium) -1) в Древнем Риме - корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (жреческие, ветеранские К., К. ремесленников и др.); 2) в Российской империи - в XVII - начале XIX вв. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления (Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия. Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Вотчинная К., Главный магистрат, К. экономии.
Малороссийская К., Юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел, Медицинская К.). Учреждены Петром I в 1717-1721 гг. вместо приказов.
Упразднены с образованием министерств.
Малороссийская К., Юстиц-коллегия лифляндских, эстляндских и финляндских дел, Медицинская К.). Учреждены Петром I в 1717-1721 гг. вместо приказов.
Упразднены с образованием министерств.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
КОЛЛЕГИИ
центральные государственные органы в России, учрежденные Петром I в 1718 г. и ведавшие отдельными отраслями управления.
Задачи укрепления государственного аппарата чиновничье-дворянской монархии 18 в. требовали решительной перестройки и улучшения прежде всего центрального аппарата. Петр I заменил многочисленные приказы (см.) небольшим числом К. с более точным разграничением компетенции, рассчитывая, что коллегиальная форма управления обеспечит более успешное рассмотрение дел и будет препятствовать взяточничеству и прочим злоупотреблениям. Всего было учреждено 12 К.: Иностранных дел, Военная, Морская, Камер-К. (государственные доходы), Штатс-контор-К. (государственные расходы), Ревизион-К. (наблюдение за исполнением смет по доходам и расходам), Берг-К. (горное дело), Мануфактур-К. (промышленность), Коммерц-К. (торговля), Юстиц-К. (выполнявшая двойную функцию – как центральное учреждение, ведавшее судебной частью, и как апелляционная инстанция), Вотчинная К. и Духовная К. [впоследствии Синод (см.)].
К. были подконтрольны и подотчетны Сенату (см.). Местное управление в лице губернаторов было подчинено непосредственно К-, которые имели право налагать на губернаторов взыскания. К. состояла из президента, вице-президента и членов К. – советников и асессоров. Вопросы в ней решались большинством голосов. Порядок делопроизводства К. был детально предусмотрен Генеральным регламентом (1720 г.). Организация К. вместо приказов означала вытеснение из центрального государственного аппарата боярской аристократии (представителей крупного землевладения) и замену ее бюрократией, служилыми сословиями.
Эта реформа содействовала укреплению феодальной надстройки периода абсолютизма в России и обеспечивала лучшее выполнение внутренней (главной) функции эксплуататорского государства – держать в узде эксплуатируемое большинство.
Во второй половине 18 в., при Екатерине II, коллегиальная система пришла в упадок. Явственно обозначилось засилье канцелярщины, медлительность делопроизводства, формализм, безответственность. Президенты К. фактически превратились в единоличных начальников. К. были окончательно упразднены и заменены министерствами при Александре I в 1802 г.
Задачи укрепления государственного аппарата чиновничье-дворянской монархии 18 в. требовали решительной перестройки и улучшения прежде всего центрального аппарата. Петр I заменил многочисленные приказы (см.) небольшим числом К. с более точным разграничением компетенции, рассчитывая, что коллегиальная форма управления обеспечит более успешное рассмотрение дел и будет препятствовать взяточничеству и прочим злоупотреблениям. Всего было учреждено 12 К.: Иностранных дел, Военная, Морская, Камер-К. (государственные доходы), Штатс-контор-К. (государственные расходы), Ревизион-К. (наблюдение за исполнением смет по доходам и расходам), Берг-К. (горное дело), Мануфактур-К. (промышленность), Коммерц-К. (торговля), Юстиц-К. (выполнявшая двойную функцию – как центральное учреждение, ведавшее судебной частью, и как апелляционная инстанция), Вотчинная К. и Духовная К. [впоследствии Синод (см.)].
К. были подконтрольны и подотчетны Сенату (см.). Местное управление в лице губернаторов было подчинено непосредственно К-, которые имели право налагать на губернаторов взыскания. К. состояла из президента, вице-президента и членов К. – советников и асессоров. Вопросы в ней решались большинством голосов. Порядок делопроизводства К. был детально предусмотрен Генеральным регламентом (1720 г.). Организация К. вместо приказов означала вытеснение из центрального государственного аппарата боярской аристократии (представителей крупного землевладения) и замену ее бюрократией, служилыми сословиями.
Эта реформа содействовала укреплению феодальной надстройки периода абсолютизма в России и обеспечивала лучшее выполнение внутренней (главной) функции эксплуататорского государства – держать в узде эксплуатируемое большинство.
Во второй половине 18 в., при Екатерине II, коллегиальная система пришла в упадок. Явственно обозначилось засилье канцелярщины, медлительность делопроизводства, формализм, безответственность. Президенты К. фактически превратились в единоличных начальников. К. были окончательно упразднены и заменены министерствами при Александре I в 1802 г.
Источник: Советский юридический словарь