ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

Найдено 1 определение
ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ
система гарантий, принципов, институтов, процедур и действующих на их основе органов, основная функция которых состоит в противодействии нарушению и незаконному ограничению прав, свобод и интересов человека, в предупреждении таких нарушений и возмещении причиненного вреда. Конституция РФ предусматривает различные виды защиты прав и свобод человека и гражданина: государственную (парламентская, судебная, административно- правовая), независимую (профессиональная юридическая помощь, правозащитные организации), межгосударственную. Одновременно признается право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина являются конституционно-правовые принципы: провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства (ст. 2); признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими ему от рождения (ч. 2 ст. 17); непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); равенство всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); признание и гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). На общегосударственном уровне гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Для осуществления этой функции президентской власти создана Комиссия по правам человека в области законодательной и правоприменительной практики. Комиссия призвана содействовать уважению прав человека и совершенствованию законодательства в этой области. Она выступает с рекомендациями по этим вопросам, готовит обращения Президента к народу относительно положения дел в области прав человека. Наряду с общими государственными гарантиями защиты прав и свобод человека важное значение имеют специфические юридические механизмы. Таким универсальным механизмом, характерным для демократического правового государства, является судебная защита (см. Судебная защита). Конституция Р.Ф гарантирует каждому право на судебную защиту (ст. 46). Она осуществляется в соответствии с принципами независимости суда и его подчиненности только закону, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности. Объектом обжалования в судебном порядке могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Под решением понимаются как нормативные, так и правоприменительные акты, соответственно можно обжаловать законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств в случаях, когда эти акты нарушают права и свободы человека и гражданина. В системе судебной защиты особое место занимает институт судебного конституционного контроля, органом осуществления которого является Конституционный Суд. В целях защиты прав и свобод граждан Конституционный Суд РФ наделен полномочием рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан о нарушении конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Этой же цели служит полномочие Конституционного Суда по запросам судов проверять конституционность закона, применяемого при рассмотрении конкретного дела (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). В ряду юридических механизмов защиты следует выделить институт парламентского Уполномоченного по правам человека, именуемого также омбудсманом. Согласно Конституции РФ (п. «д» ст. 103) и Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 (ст. 1) должность Уполномоченного учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Он способствует также восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека. Основной формой деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих. Будучи независимым и доступным, наделенный необходимыми контрольными полномочиями, Уполномоченный способствует укреплению законности и охране прав человека в деятельности исполнительной власти. Средством защиты прав и свобод человека является право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Понятие «обращение» имеет обобщающий характер и охватывает такие формы, как предложение, жалоба, ходатайство. Обращение может быть направлено в виде индивидуального или коллективного послания. Правом обращения наделяются не только граждане, но и общественные объединения, учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов. Различающиеся по форме, направленности, особому порядку рассмотрения, в совокупности они способствуют участию граждан в процессе управления государственными и общественными делами, восстановлению нарушенных прав человека. Административно-правовая защита прав граждан, нарушенных в сфере исполнительной власти, является важнейшим механизмом, призванным разрешать конфликты, возникающие в различных областях отношений между государством — его органами и должностными лицами — и гражданином и сопряженные с нарушением его прав и свобод. Этот механизм действует в соответствии с принципом ответственности государства перед гражданами в форме возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. Гражданину предоставляется право свободного выбора формы защиты нарушенных прав в судебном или административном порядке. В любом случае за гражданином сохраняется право обратиться в суд общей юрисдикции, если его не удовлетворяет результат разрешения спора в административном порядке. Традиционным для РФ институтом защиты прав граждан в сфере исполнительной власти является общий надзор прокуратуры. Он осуществляется в форме надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая деятельность руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а равно и в форме надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Применительно к правам и свободам общий надзор прокуратуры распространяется не только на деятельность исполнительной власти, но также и на деятельность представительных органов субъектов РФ (см. Прокурорский надзор). Лит.: Конституция РФ: Научно-практический комментарий. М, 1997; Общая теория прав человека. М., 1996. ИЛ Ледях

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама