ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Правотворчество
деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Правотворчество
форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Правотворчество
деятельность уполномоченных государственных органов, а также иных специально уполномоченных государством субъектов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО
деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Правотворчество
деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, либо (в особых случаях) всего народа по принятию (созданию), изменению или отмене нормативно-правовых актов либо отдельных норм права. — См. также: «Правообразование».

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Правотворчество
правовая форма деятельности органов государства и населения страны, направленная на официальное создание, санкционирование, изменение и отмену норм права. Субъекты правотворчества - народ (в порядке референдума), парламент (принимает законы); Президент издает указы; Правительство - постановления; министерства и ведомства - приказы и инструкции; местные органы власти и управления - решения, распоряжения.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ПРАВОТВОРЧЕСТВО
одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения. Согласно Конституции РФ П. осуществляется высшими (на уровне федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления; непосредственно самим народом, путем проведения референдума; субъектами РФ путем заключения между ними договоров.

Источник: Большой юридический словарь

ПРАВОТВОРЧЕСТВО
деятельность управомоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм, а также на их совершенствование. В процессе п. происходит возведение государственной воли в закон, в общеобязательные юридические предписания. Посредством таких предписаний государство целенаправленно воздействует на общественные отношения.
Согласно Конституции РФ правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне РФ и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления; непосредственно самим народом путем проведения референдума.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Правотворчество
этодеятельность специально созданных государственных органов власти, народа (при референдуме) или уполномоченных государством на то негосударственных организаций по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество характеризуется рядом признаков: оно является важнейшим средством управления обществом; его основная продукция – это юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах, нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах и т. д. ; уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, служит показателем цивилизованности общества.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Правотворчество
это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Принципами правотворчества являются: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Основная его продукция - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах).
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации); правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на законотворчество; делегированное правотворчество; подзаконное правотворчество.

Источник: Большой юридический словарь

ПРАВОТВОРЧЕСТВО
одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения. По своей социальной сути П. выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам общеобязательного характера. П. - важнейшая составная часть всего процесса правообразования. Последний включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему, подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования последнего обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований и установок, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.
Согласно Конституции РФ правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне РФ и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления: непосредственно самим народом, путем проведения референдума, субъектами РФ - республиками, краями и областями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения.

Источник: Энциклопедия юриста

ПРАВОТВОРЧЕСТВО
одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, дополнение или отмену. По своей социальной сути П. выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различные юридические акты, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям - общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
В каждом государстве П. обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
П. является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Последний включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Существование этого этапа вызвано потребностью повышения качества издаваемых актов, обусловлен уровнем собственно правотворческой деятельности государственных органов и проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.
Адекватность юридическим потребностям жизни общества и его эффективность зависят от решения (до его принятия) проблем, касающихся характера, формы, внутренней структуры этого акта, его места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Весьма важно также определить круг факторов, способствующих и, наоборот, препятствующих подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований и установок, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.
Правотворческая деятельность осуществляется в различных формах. Так, в России Правотворческая деятельность осуществляется органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и непосредственно самим народом путем проведения референдума. Возможно также заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, аналогичных договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти договоры носят нормативно-правовой характер, т.е. являются формой П.(М. М.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Правотворчество – это деятельность, прежде всего государственных органов, по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования, под которым понимается естественно исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования и является важнейшим средством управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
- научность (в процессе подготовки правовых актов важное значение имеет изучение и анализ социально-экономической, политической и иных ситуаций, объективных потребностей развития общества и т.п.);
- профессионализм (осуществлять правотворческую деятельность должны компетентные, подготовленные субъекты);
- законность (правотворчество должно проводиться в рамках и на основе действующего законодательства);
- демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
- гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации);
- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Правотворчество подразделяют на следующие виды:
- в зависимости от субъектов:
- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
- правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
- правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента РФ, министра внутренних дел РФ, руководителя федерального агентства);
- правотворчество органов местного самоуправления;
- локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации);
- правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
- по значимости правотворческих решений:
- законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого издаются правовые акты высшей юридической силы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;
- делегированное правотворчество –правотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего, правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа;
- подзаконное правотворчество – правовые акты принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых правовых актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО
деятельность государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм, а также на их совершенствование. Осуществляется также непосредственно народом путем референдума. В процессе П. происходит возведение государственной воли в закон, в общеобязательные юридические предписания, посредством которых государство целенаправленно воздействует на социальные отношения. В современных цивилизованных государствах П. подчинено определенным руководящим началам, или принципам, — таким, как демократизм, законность, гуманизм, научный характер, техническое совершенство принимаемых актов. П. можно исследовать с материальных и формально- юридических позиций. Так, с одной стороны, содержание правовых норм, являющихся результатом П., отражает влияние экономических, политических, идеологических и иных социальных факторов. В этом процессе происходит сложное многоаспектное формирование права — от возникновения объективных условий правового регулирования с его спецификой и осознания потребности в определенном нормативно- правовом регулировании данных отношений до формулирования права в виде нормативного акта, С другой стороны, П. как «технология» включает в себя сознательно- волевой процесс (формы, способы, процедуры) формулирования правовых норм в законах и других общеобязательных актах. Исследование с материальных позиций позволяет говорить о цивилизационном аспекте П., раскрывающем его особенности в различных культурах в разные исторические эпохи. Так, в странах мусульманского Востока до прихода туда европейцев в силу слитности права и религии государственное нормотворчество носило подзаконный характер, а условием вступления в силу актов правителя было их соответствие исламу. В Оттоманской империи, например, такие акты получали своеобразную санкцию в форме «фетвы» высшего религиозного авторитета — шейх-уль-ислама. Элементы этого исламского «конституционного контроля » в ряде стран мусульманского Востока существуют до нашего времени. Культурно-цивилизационные особенности П. отчетливо проявляются при рассмотрении двух исторических эпох в развитии права — традиционной и цивилизованной. В первую право (существующее еще в зачаточном состоянии), как и окружающий мир, считается нерукотворным и воспринимается как элемент «мирового порядка», а роль государства в формировании права еще крайне незначительна. Задачей законодателя было не установление новых, а отбор в традиционных правилах наиболее мудрых и справедливых предписаний. Поиском» и «извлечением» права занимаются специально подготовленные люди, сведущие в праве и религии. В этих условиях основным способом развития и приспособления права к изменяющимся условиям было толкование. Пережиточные формы такого П. сохраняются в ряде регионов Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Океании и т.д. В условиях цивилизации решающую роль в П. играет государство. В этом случае можно рассматривать П. с формально-юридической точки зрения по таким его «параметрам», как: 1) характер субъектов П.; 2) степень участия в П. государства; 3) степень обобщенности издаваемых норм; 4) характер правотворческого процесса. Так, субъектами правотворчества могут быть компетентные органы государства, народ, выражающий свою волю путем референдума, а также общественные институты — политические партии, профсоюзы и т д . В рамках государства П. осуществляется парламентом, главой государства, правительством, судами (там, где судебные акты признаются источником права), а в федеративном государстве — федеральными органами государственной власти и органами субъектов федерации. В международном праве субъектами П. могут быть государства, заключающие двух- и многосторонние соглашения, и международные организации. По степени участия государства П. можно разделить на непосредственное и опосредованное, или косвенное. При непосредственном нормы права создаются (изменяются или отменяются) государственными органами либо народом при референдуме. Это — наиболее распространенный вид П. При косвенном П. (санкционировании) государство, не создавая непосредственно правовых норм, придает обязательную силу нормам права, воспринятым от других режимов, либо обычаям, нормам общественных организаций, частных компаний и т д . Например, в Великобритании местный обычай, действующий «с незапамятных времен », считается правовым уже в силу этого факта, а в странах романо-германского права он не считается правовым без санкции государства. Обычай может быть санкционирован отсылкой к нему, содержащейся в законе, или использованием его в качестве основы судебного решения. В ряде стран существует практика санкционирования норм негосударственных институтов (к примеру, правил, издаваемых в Великобритании частными компаниями — газовыми, электрическими, железнодорожными и т.д.). В ряде стран Европы и Америки торговые палаты, банки и другие частноправовые институты устанавливают общие условия бизнеса и кодексы поведения, профессиональной этики, дают авторитетное толкование коммерческих терминов. Не имея предварительной санкции государства, их правила признаются тем не менее обязательными не только в рамках соответствующих структур, но и в отношениях с субъектами, не входящими в эти структуры. К с а н к ц и о н и р о в а н ию примыкает рецепция права — заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху (например рецепция римского права в странах Западной Европы в 12—15 вв.). По степени обобщенности издаваемых норм П. может быть нормативным и казуальным. Нормативное П. осуществляется там, где законодатель (в широком смысле) формулирует нормы общего характера. Казуальное П. — это правотворчество по поводу свершившегося факта. Здесь конкретное решение суда приобретает в будущем качества юридической нормы при рассмотрении на его основе аналогичных дел. Такая форма П. наиболее характерна для стран англосаксонского права, следующих доктрине судебного прецедента. Кроме того, в рамках практики Европейского Суда в случаях пробелов и/или неясности в праве используются общие нормы и принципы, формулируемые самим Судом ЕС применительно к конкретным делам, а также при реализации преюдициальной компетенции. Распространение правила на нормативное законотворчество означает придание закону обратной силы, что в некоторых сферах правового регулирования (например в сфере уголовного права) недопустимо. Правотворческий процесс включает в себя два этапа: правоподготовительный (т.е. сбор материалов, разработку концепции будущего акта, составление его первоначального варианта и тд.) и правоустанови- тельный, или официальное возведение правящей воли в закон. Официальным основанием для начала этого процесса являются план правотворческих работ либо решение компетентного органа о необходимости издания акта либо, наконец, правотворческая инициатива. Официальный, или правоустановительный, этап правотворческого процесса представляет собой комплекс стадий П., по прохождении которых проект нормативно- правового акта вступает в силу или отклоняется. Эти стадии следующие: 1) правотворческая инициатива; 2) обсуждение проекта; 3) голосование по проекту (в случае принятия нормативного акта коллегиальным органом); 4) официальное опубликование акта. Указанные стадии присущи правотворческому процессу в целом, хотя его особенности во многом обусловлены юридической силой принимаемых актов. Г.И. Муромцев

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
342.47 кб

Правотворчество, правоприменение и содержание права

Корнев В. Н.
Читать PDF
401.06 кб

Правотворчество в области местного самоуправления в Российской Федерации: правовые пробелы теории и

Звягина Е. А.
Одним из важнейших показателей уровня демократической организации гражданского общества является правотворчество в области местного самоуправления.
Читать PDF
165.46 кб

Судебное правотворчество в Российской Федерации

Васильева Т. А.
Читать PDF
291.98 кб

Рецепция и правотворчество

Рыбаков Владимир Алексеевич
Рецепция права неизменный инструмент развития национального права. Она отражает тенденцию сближения правовых систем. Игнорирование иностранного права препятствует процессам гармонизации и унификации национальных законодательств.
Читать PDF
394.54 кб

Правотворчество как процесс объективации права

Скиндерев Роман Владимирович
Читать PDF
779.29 кб

Судебное правотворчество в Российской Федерации и Источники российского права

Иванов Роман Леонидович
Рассматривается правотворческая деятельность судов Российской Федерации и ее основные результаты: нормативные правовые акты и нормативные судебные решения. Затрагивается проблема судебных правовых обычаев.
Читать PDF
145.52 кб

Министерское правотворчество в Российской империи: роль юридической аргументации

Михеева Ирина Вячеславовна
Читать PDF
150.51 кб

Разумность, право, правотворчество

Власенко Николай Александрович
Читать PDF
122.78 кб

Совместное правотворчество как фактор конвергенции правовых систем стран СНГ

Третьякова Ольга Дмитриевна
Читать PDF
144.00 кб

Бланкетное правотворчество в сфере налогов и сборов: общая характеристика, проблемы, тенденции

Демин Александр Васильевич
Читать PDF
222.94 кб

Судебная практика и уголовное правотворчество

Бондаренко Ольга Владимировна
Правотворчество как особый вид государственной деятельности есть заключительный этап правообразования или стихийного формирования юридических представлений и норм внутри общества.
Читать PDF
146.32 кб

Российское правотворчество и законодательство в регулировании борьбы с незаконной легализацией (отмы

Шашкова Анна Владиславовна
Читать PDF
124.32 кб

Влияние программных партийных документов на советское правотворчество

Токмин Сергей Алексеевич
Читать PDF
185.25 кб

Правотворчество и лоббизм в современной России. По следам интеллектуального штурма

Жалинский А. Э., Чистяков В. В., Ястребова Е. В.
Статья содержит в себе призыв к развертыванию дискуссии о необходимости институционального развития лоббизма и его правовой регламентации в современной социальной ситуации.
Читать PDF
185.25 кб

Правотворчество и лоббизм в современной России. По следам интеллектуального штурма

Жалинский Альфред Эрнестович, Чистяков В. В., Ястребова Е. В.
Статья содержит в себе призыв к развертыванию дискуссии о необходимости институционального развития лоббизма и его правовой регламентации в современной социальной ситуации.

Похожие термины:

  • антикоррупционное правотворчество

    специфическая форма реализации антикоррупционной политики ее субъектами, выряжающаяся в закреплении в нормативных правовых актах основных идей и принципов антикоррупционной политики.
  • Делегированное правотворчество

    издание нормативно-правового акта субъектом, специально уполномоченным государством на осуществление такой деятельности.
  • НАРОДНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО

    1) Принятие государственных законов и местных актов народом путем голосования на референдумах. 2) Подготовка проекта закона или иного нормативного акта и внесение его посредством народной правотв
  • Правотворческая инициатива граждан

    это форма реализации права граждан на местное самоуправление. Она представляет право граждан, обладающих избирательным правом, разработать проект нормативного правового акта по вопросам местно
  • НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

    одна из форм непосредственного участия граждан в реализации местного самоуправления. Право граждан соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатывать проекты нормативно-п
  • ИНИЦИАТИВА ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ

    вхождение в компетентный орган с предложением принять нормативный юридический акт, часто – и внесение проекта такого акта.
  • ОШИБКА ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ

    Правотворческая ошибка – официально реализованное добросовестное заблуждение, результат неправильных действий нормотворческого органа, нарушающих общие принципы либо конкретные нормы правоо
  • ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН

    Правотворческая деятельность граждан – это непосредственное участие граждан, их объединений и организаций в правотворчестве. Высшей формой позитивной правовой активности граждан выступает ини
  • ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Правотворческая компетенция – это объем властных правомочий субъекта правотворчества установленный Конституцией или иным правовым актом. Правотворческая компетенция определенного субъекта п
  • ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

    Правотворческая политика – научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на определение стратегии и тактики правот
  • ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

    Правотворческая техника представляет собой совокупность ресурсов, обеспечивающих подготовку, оформление, принятие и вступление в силу нормативных правовых актов. Правотворческая деятельность
  • Законодательная (правотворческая) техника

    система основанных на практике правотворчества правил и приемов подготовки законопроектов, обеспечивающая исчерпывающий охват регулируемых вопросов, доступность, простоту и высокую регулятивн
  • правотворческий процесс

    это целостная система, последовательно осуществляемая компетентными органами и лицами на выработку, принятие и издание нормативных правовых актов в соответствии с установленным порядком.
  • Правотворческий процесс в муниципальном образовании

    урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления деятельности управомоченных органов и (или) должностных лиц по изданию муниципальных правовых актов, состоящий из ряда после
  • Правотворчества психология

    Направление юридико-психологического исследования, корпоративного и индивидуального поведения членов представительного органа власти в связи с их законотворческой деятельностью. Занимается в
  • антикоррупционная направленность правотворчества

    это целенаправленная деятельность по созданию целостной системы (международных, национальных, региональных, муниципальных, ведомственных или локальных) правовых актов, направленных на сдержива
  • Принципы правотворчества

    основные начала осуществления правотворческой деятельности. К наиболее важным принципам относятся: принцип законности, принцип научности, принцип использования правового опыта, принцип демокра