САМОУПРАВЛЕНИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Самоуправление
внутреннее, своими собственными силами управление делами в каком-нибудь коллективе, организации, территории.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

САМОУПРАВЛЕНИЕ
самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц именуется местным самоуправлением.

Источник: Большой юридический словарь

САМОУПРАВЛЕНИЕ
англ. self-government) – внутренняя самоорганизация, внутрисистемное управление в рамках социальной, политической или иной общности людей. Различают местное С. (в пределах административно-территориальных единиц); национальные С. (как реализация права наций на самоопределение и другие типы С.).

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

САМОУПРАВЛЕНИЕ
самостоятельность к.-л. организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц называется местным самоуправлением. С. предприятия - способ управления предприятием, при котором основные функции управления его деятельностью осуществляет само предприятие без внешнего вмешательства.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Самоуправление
вид социального управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, т.е. люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения. Термин "самоуправление" обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей: ко всему обществу - общественное самоуправление, к отдельным территориям - территориальное (региональное, местное) самоуправление, к управлению производством - производственное самоуправление. В той мере, в какой системы самоуправления решают дела государства, они приобретают политический характер и участвуют в осуществлении политической власти. Формы самоуправления: общественные организации, народный контроль, трудовые коллективы и др. См.: Местное самоуправление.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

САМОУПРАВЛЕНИЕ
независимость частичной (субгосударственной) социальной общности в решении вопросов своей жизнедеятельности, которая лишь в своих основах регулируется государством. Субгосударственными социальными.общностями, г выступающими в качестве субъектов й объектов С, являются: 1) территориальные и национально-территориальные общности (местное С ) ; 2) рассеянное в стране национальное меньшинство (культурно-национальная автономия); 3) кооперативное, акционерное, иное негосударственное предприятие (производственное С ) ; 4) неполитические общественные объединения, создаваемые для обеспечения профессиональных, демографических, религиозных, культурных, потребительских интересов граждан; 5) политические партии и другие общественные объединения, организующие участие граждан в референдумах, выборах, контроле за органами государства, поддержке государственной власти, участия в государственной деятельности. Государство не вмешивается в деятельность самоуправляемых общностей и создаваемых ими органов управления, но устанавливает законодательные основы их деятельности и регистрирует их. Местное С. осуществляется соответствующими выборными органами, которые могут выполнять также функции местных органов государства. Государство может иметь своих представителей в органах производственного С. Совокупность самоуправляемых общностей рассматривается как важнейшая составная часть гражданского общества. Б.П. Курашвили

Источник: Юридическая энциклопедия

Самоуправление
тип управления в обществе, когда люди, жизнедеятельность которых выступает объектом управления, сами же и управляют ею, являясь одновременно и субъектом управления. Такую общественную систему характеризуют: наличие прав и возможностей самостоятельно (а не в порядке выполнения идущих сверху команд) решать все необходимые вопросы - признак социально-организационной автономии системы; участие в решении жизненно важных вопросов, т.е. в осуществлении управленческих функций широких слоев населения, которые объединены в данную систему - демократизм в организации управленческой деятельности. Социально-организационная автономия самоуправляемых систем весьма относительна, поскольку существует, как правило, в структуре иерархического соподчинения, будучи составной частью систем большего масштаба, и потому испытывает с их стороны определенные воздействия. Так, в профсоюзах, которые в целом и на уровне отдельных организаций и их объединений являются типично самоуправляемыми системами, членские организации (напр., ФНПР) обязаны учитывать решения, принятые руководящими органами Федерации (иначе она распадается как целостная система). Однако вопросы, касающиеся жизнедеятельности и интересов работников непосредственно отраслевых или территориальных профсоюзных объединений, решаются ими самостоятельно (решения ФНПР не ограничивают их полномочий и самостоятельности), и потому последние выступают как самоуправляемые структуры. Некоторая относительность характеризует и демократизм в организации управленческой деятельности. Требование повседневного участия в ней всех членов данной организации нереалистично. Достаточно, если к решению задач управления в организации (профсоюзах), иной самоуправляемой системе возможно привлечь наибольшее количество людей (трудящихся), воплощая тем самым принцип С.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

САМОУПРАВЛЕНИЕ
категория ряда общественных наук, включая политологию, философию, а также конституционное право. Может использоваться и в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях, как народное самоуправление", "местное самоуправление", "территориальное общественное самоуправление" и др.
С. - это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественного объединения, членов трудового коллектива и т. д. По большому счету в демократическом обществе самоуправлением можно назвать самоорганизацию всего народа.
Суть С. состоит в том, что граждане совместно управляют общими делами, решают жизненно важные вопросы (одни - непосредственно путем голосования, для решения Других - избирают постоянные органы или должностных лиц).
С. строится на основе правил, принимаемых самими участниками процесса С. либо оформляемых компетентными органами государства на основе сложившихся обычаев и традиций, причем в любом случае повышенное внимание уделяется формам участия граждан в процессе С.
Решения С. или органов С. могут носить общественный характер и исполняться гражданами добровольно. Однако, учитывая, что С. есть выражение власти народа и может принимать государственно-властные формы либо выглядеть как переплетение общественных и государственных начал, возможно обеспечить государственную обязательность решений С. Если С. принимает государственную форму, оно сохраняет свою природу в том случае, если осуществляется выборными представителями народа и опирается на широкие слои населения. Важно также иметь в виду, что С., если оно осуществляется самими гражданами либо общественными формированиями, - независимо от диктата государственных органов, хотя и обязано считаться с юридическими законами. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

САМОУПРАВЛЕНИЕ
категория ряда общественных наук, включая политологию, философию, а также конституционное право. Может использоваться и в конституционноправовом регулировании, особенно в таких понятиях, как народное с., местное с., территориальное общественное с. и др.
С. – это самоорганизация населения какойто территориальной единицы, жителей населенного пункта, его части, членов или участников общественного объединения, членов одного трудового коллектива и т. д. По большому счету, в демократическом обществе и государстве с. можно назвать самоорганизацию всего народа.
Суть с. связана с тем, что граждане совместно решают вопросы своей жизни, управляют общими делами, какието решения принимают непосредственно путем голосования, а для принятия других решений и постоянного занятия соответствующими проблемами избирают необходимые органы или должностных лиц.
С. строится на основе правил, принимаемых самими участниками процессов с. либо оформляемых компетентными органами государства на основе сложившихся обычаев и традиций с., причем в любом случае уделяется повышенное внимание формам участия в процессах с. граждан. Основные нормы и правила с. находят отражение при необходимости в конституции государства и конкретных законах (например, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Решения с. или органов с. могут носить общественный характер и исполняться в силу добровольного следования им гражданами; однако с учетом того, что с. есть выражение власти народа и может принимать государственновластные формы либо выглядеть как переплетение общественных и государственных начал, возможно государственное обеспечение обязательности решений с. Если с. принимает государственную форму, оно сохраняет свою природу с. в том случае, если осуществляется выборными представителями народа и в опоре на широкие слои населения. Важно также иметь в виду, что с., если оно осуществляется самими гражданами либо общественными формированиями, является независимым от государственных органов и диктата последних, хотя и обязано считаться с юридическими законами.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.27 мб

Местное самоуправление: между государственной властью и гражданским обществом

Шамхалов Махач Абдулафисович
В статье предпринята попытка проанализировать положение органов местного самоуправления между структурами государственной власти и институтами гражданского общества.
Читать PDF
114.26 кб

Местное самоуправление и государственная власть в россии XIX в.

Лобко Виктор Николаевич
Читать PDF
104.73 кб

Ярцев А. А. Сенат и земство: административная юстиция и местное самоуправление в дореволюционной Рос

Черников И. Д.
Читать PDF
168.35 кб

Городское самоуправление в Нижнем Новгороде в конце XIX начале XX века: преемственность и традиции

Архипова Н. Е.
В статье сопоставлены структура и функции дореволюционных и современных органов городского самоуправления Нижнего Новгорода, их взаимоотношения с губернской администрацией, социальный состав, расходная часть бюджета города.
Читать PDF
203.00 кб

Правовая культура и социальное самоуправление в гражданском обществе - формула взаимообусловленности

Смоленский М. Б.
Читать PDF
201.98 кб

Местное самоуправление в истории общественно-политической мысли

Салов Олег Альбертович
Читать PDF
113.75 кб

Региональное самоуправление в Словацкой республике

Палуш Игор
Читать PDF
108.01 кб

Местное самоуправление во Франции

Саудаханов М. В.
Исследуется система местного самоуправления Франции; проводится анализ этой системы; делаются соответствующие выводы.
Читать PDF
441.48 кб

Местное самоуправление - важнейшее звено системы управления в Российской Федерации

Рокецкий Леонид Юлианович
Читать PDF
186.74 кб

Местное самоуправление и структуры гражданского общества в системе разграничения полномочий

Фомин Олег Николаевич
The author states that delimitation of powers between different levels of government should be preceded by delimitation of competences between a state and a civil society.
Читать PDF
241.32 кб

Народовластие и местное самоуправление в российском политико-правовом дискурсе

Земченков Николай Федорович
Статья посвящена дискуссионной теме соотношения народовластия и местного самоуправления, рассматриваемого как его частный случай.
Читать PDF
147.81 кб

Территориальное общественное самоуправление как институт сотрудничества власти и народа

Морозова Л. Д.
Цель статьи охарактеризовать территориальное общественное самоуправление в контексте институтов современного гражданского общества, а также дать обосновании необходимости его совершенствования в системе законодательства РФ.
Читать PDF
0.00 байт

Международная научно-практическая конференция «Местное самоуправление в системе публичной власти: ро

Сергеев Сергей Геннадьевич
Читать PDF
0.00 байт

Городское самоуправление в пореформенной России: особенности законодательной регламентации

Тихонравов Д. А.
Читать PDF
0.00 байт

Местное самоуправление как институт государства

Яковлев И. В.
В статье рассматривается проблема эффективности местного самоуправления в современных условиях.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: