МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Местное самоуправление
гарантированное законом право территориальных общностей граждан и органов, которые они избирают, самостоятельно под свою ответственность решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
1) право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; 2) деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; 3) форма народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; 4) одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
категория конституционного и муниципального права. МСУ является элементом конституционного строя РФ и одной из форм осуществления власти народа. Согласно ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. Граждане РФ имеют право на осуществление МСУ. Основные формы его реализации определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. Каждый субъект РФ регулирует вопросы МСУ в своих конституциях, уставах и в законах о МСУ. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Местное самоуправление
гарантированное законом право территориальных общностей граждан и органов, которые они избирают, самостоятельно, под свою ответственность решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения. Местное самоуправление предполагает децентрализацию управления, обеспечивающую автономию нижестоящих административных единиц по отношению к центру, выборность должностных лиц, в том числе право их отзыва избирателями, широкое непосредственное участие граждан в управлении с помощью общественных советов, комиссий, референдумов, опросов и других форм прямой, непосредственной формы народовластия. В каждом государстве независимо от его устройства, исторических, национальных и иных особенностей местное самоуправление имеет специфическую правовую форму. В данное время идеи о местном самоуправлении нашли воплощение во Всеобщей декларации о местном самоуправлении и Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения. М.с. как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ (ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.). М.с. осуществляется населением через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и т.д.), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления. Органы М.с., как правило, не входят в систему органов государственной власти (в т.ч. в РФ). Согласно ст. 131 Конституции РФ М.с. осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; структуру органов М.с. население определяет самостоятельно. Органы М.с. могут наделяться рядом государственных полномочий, реализация которых подконтрольна центру.

Источник: Большой юридический словарь

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций: управление собственными делами в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти. Органами М.с. в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава М.с. (глава администрации, мэр, староста и т.д.). В городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек М.с. может осуществляться непосредственно через собрания, сходы и выборным главой М.с., который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В более крупных населенных пунктах выборными органами являются собрание представителей и глава М.с. (глава администрации). В районах органом М.с. является глава администрации района, в сельсоветах - глава администрации сельсовета М.с. и его органы обособлены от органов государства, которые освобождаются от части своих полномочий и передают их в ведение органов самоуправления, действующих автономно. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Правовые основы осуществления местного самоуправления определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Граждане осуществляют местное самоуправление в муниципальных образованиях, к которым относятся: городские и сельские поселения (города, поселки, станицы и др.); несколько поселений, объединенных общей территорией (районы, округа и т.д.); части поселений (городские районы, городские административные округа, городские муниципальные округа и др.); территории прилегающих к поселению земель общего пользования (например, рекреационных земель). К находящимся в ведении муниципальных образований вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи и др.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Местное самоуправление
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. См. Территория муниципального образования.
К основным вопросам местного значения относятся местное нормотворчество и контроль за реализацией законодательства на местном уровне; вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; местный бюджет; местное налогооблажение; вопросы комплексного социально-экономического развития территории и другие.
Самостоятельность предполагает инициативное участие населения в решении вопросов местного значения, как непосредственно (путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, собраниях граждан и других формах прямой демократии), так и через формируемые органы местного самоуправления. См. Демократия прямая и представительная, Муниципальные выборы, Референдум местный, Органы местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14) закрепляет обязательность наличия и формирования в каждом муниципальном образовании выборного органа. См. Выборный орган.
Свобода действий (самостоятельность) населения в решении вопросов местного значения корреспондируется с ответственностью. Государство, гарантируя самостоятельность, возлагает на население и ответственность за последствия своих действий, за социально-экономическое развитие соответствующих муниципальных образований.
Местное самоуправление как одна из форм народовластия признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. В качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации устанавливается самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Конституция России содержит положения о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.
Законодательную основу местного самоуправления составляют принятые в соответствии с конституционными положениями Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", иные федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование должно иметь свой устав - основной правовой документ в нормативно-правовой системе местного самоуправления. См. Устав муниципального образования.

Источник: Российское избирательное право от А до Я

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
категория конституционного и муниципального права. В Конституции РФ имеются глава 8 «Местное самоуправление», очень важны для понимания м.с. статьи 3,12,32 Конституции РФ. К совместному ведению РФ и субъектов РФ Конституция (ст. 72) относит «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». Принят соответствующий Федеральный закон, в настоящее время это Федеральный закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 29 декабря 2014 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Каждый субъект РФ регулирует вопросы м.с. в своих конституциях, уставах и в законах о м.с. Обязательно должен быть принят устав каждого муниципального образования.
М.с. является элементом конституционного строя РФ и одной из форм осуществления власти народа. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане РФ имеют право на осуществление местного самоуправления, основные формы его реализации определяет Закон 2003 г.
Категория м.с. появилась в конституционном законодательстве сравнительно недавно. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В РСФСР категория м.с. включена впервые в Конституцию РСФСР при реформе 24 мая 1991 г. 6 июля 1991 г. был принят первый Закон о м.с. в РСФСР.
После принятия Конституции РФ 1993 г. появился Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее ему на смену пришел Федеральный закон 2003 г. с тем же наименованием. Конституция и Закон характеризуют м.с. как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
М.с. осуществляется в городских и сельских поселениях – муниципальных образованиях. Видами муниципальных образований являются сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа, обязательны муниципальные образования в районах городов федерального значения Москве и СанктПетербурге возможны, в 2014 г. установлено, что по решению субъектов РФ могут создаваться муниципальные районы в городских округах.
Основные идеи, которые связываются с введением и конституционным закрепление м.с., состоят в следующем: оно способствует тому, чтобы граждане по месту своего жительства сами непосредственно и через избираемые ими органы активно участвовали в управлении делами территории; м.с. отделено от государственной власти, а вопросы, которыми оно занимается, суть вопросы местного значения; для того, чтобы осуществлять свои задачи, м.с. наделяется экономической и финансовой базой, прежде всего, имеет свою, муниципальную собственность и самостоятельно формируемый местный бюджет; м.с. может осуществлять и отдельные государственные полномочия по поручению государства, но тогда оно наделяется дополнительными средствами; м.с. самостоятельно от государства в пределах своих прав, гарантировано от произвольного вмешательства государственных органов в свою деятельность и необоснованной отмены актов, пользуется поддержкой государства.
В систему (структуру) м.с. входят: представительный орган м.с. – избираемые населением дума, собрание, совет, состоящие из депутатов (представителей), решающие ключевые вопросы м.с.; глава муниципального образования (может избираться населением муниципального образования или представительным органом местного самоуправления); местная администрация. В систему м.с. могут иные органы, если это предусмотрено уставом муниципального образования. В м.с. существует система институтов непосредственной демократии – местный референдум, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, собрания, сходы граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан на части территории муниципального образования.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (МСУ)
в РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через избираемые им органы (органы местного самоуправления) вопросов данной территории, исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций.
Категория М.с. появилась в конституционном законодательстве сравнительно недавно. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". В РСФСР категория М.с. включена впервые в Конституцию при реформе 24 мая 1991 г. Позднее был принят Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ".
В настоящее время М.с. является одной из основ конституционного строя РФ и одной из форм осуществления власти народа. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Конституции РФ имеется также гл. 8 "Местное самоуправление", в которой определяются в самом общем виде формы, уровни, задачи, функции, полномочия и гарантии М.с.
Конституция РФ (ст. 72) отнесла "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" к совместному ведению РФ и субъектов РФ. На основе этой нормы принят ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Каждый субъект РФ регулирует вопросы М.с. в своих конституциях, уставах и в законах о М.с. К 1998 г. собственные законы о М.с. были приняты в большинстве субъектов РФ.
Основу нормативной базы М.с. составляют конституционно-правовые нормы. Однако немаловажное значение в регулировании института М.с. имеют также нормы административного, финансового, земельного и некоторых иных отраслей права. Из всех этих норм к середине 90-х гг. в РФ сформировалась особая комплексная отрасль законодательства - муниципальное право, а также одноименная научная и учебная дисциплина.
Основные идеи, которые сторонники введения института М.с. на конституционном уровне связывают с ним, заключаются в следующем: М.с. способствует тому, чтобы граждане по месту своего жительства сами непосредственно и через избираемые ими органы активно участвовали в управлении делами территории: М.с. отделено от государственной власти, а вопросы, которыми оно занимается, суть вопросы местного значения. Для того чтобы осуществлять свои задачи. М.с. наделяется экономической и финансовой базой, прежде всего, имеет свою муниципальную собственность и самостоятельно формируемый местный бюджет; М.с. может осуществлять и отдельные государственные полномочия по поручению государства, но тогда оно наделяется дополнительными средствами: М.с. самостоятельно от государства в пределах своих прав, гарантированно от произвольного вмешательства государственных органов в свою деятельность и необоснованной отмены актов, пользуется поддержкой государства. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти. Эти идеи нашли отражение в положениях Конституции РФ и Закона 1995 г.
М.с. осуществляется в РФ на уровне городов, районов (уездов), сельсоветов (волостей, сельских округов), отдельных поселков и сельских населенных пунктов.
В систему (структуру) М.с. входят: а) представительный орган М.с. - избираемые населением дума, собрание, совет, состоящие из депутатов (представителей), решающие ключевые вопросы М.с., в том числе установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, принятие местных бюджетов, установление местных налогов и сборов и др. (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также и иные коллегиальные выборные органы М.с.); б) глава муниципального образования - избираемое населением или представительным органом М.с. должностное лицо М.с. (глава города, района, мэр и т.д.), возглавляющее деятельность по осуществлению М.с. на территории муниципального образования (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц М.с.); в) институты непосредственной демократии - местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива; г) территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на части территории муниципального образования,

Источник: Энциклопедия юриста

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Понятие « М . о — комплексное многообразное социально-политическое явление. Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое и правовое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, а также в местном самоуправлении. Оно признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации в ст. 3, 12, 130—133 и др. Как одна из основ конституционного строя РФ, М.с. представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического правления в России. В соответствии со ст. 12 Конституции органы М.с. не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления. Однако это не означает, что М.с. — это лишь область гражданской самостоятельности и общественной активности граждан, институт гражданского общества. По существу, это целостная система общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, с его конституционным правом самостоятельно решать вопросы местного значения, вопросы устройства и ф у н к ц и о н и р о в а н и я м е с т н о й ( м у н и ц и п а л ь ной) власти на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и собственных уставов муниципальных образований. М.с. — особый, специфический уровень власти. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: непосредственно (те. путем референдума, выборов); через органы государственной власти и органы М.с. Таким образом, М.с. — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Определение, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 1995. Статья 2 этого Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие М.с. в системе народовластия. 1) Прежде всего субъектом права М.с. признается местное население. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. Это право оно может реализовать путем образования самостоятельного муниципального образования, а также через другие формы, к которым относится прежде всего территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения). 2) М.с. имеет свой объект управления: вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных л и ц М . с , в пределах их полномочий по вопросам местного значения, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно- правовых форм, а также самими органами М.с. и гражданами. 3) М.с. занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Хотя его органы не являются основной частью государственного механизма управления, местное управление и государственная власть в РФ тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. М.с. (муниципальная власть) и власть государственная — это формы публичной власти, власти народа. Значительная часть публично-властной деятельности М.с. — это решение вопросов, на которые государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы М.с. в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Вместе с тем запрещается осуществление М.с. органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование ими органов М . с , назначение его должностных лиц. 4) Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность М.с. как формы организации местной (муниципальной) власти, — самостоятельность, гарантируемая государством (ст. 12 Конституции РФ). Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности М . с , его органов в системе управления обществом и государством, в праве населения самостоятельно определять структуру его органов. Важным проявлением самостоятельности М.с. и ее гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций М.с. 5) Важнейшим признаком М . с , отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований, прежде всего и главным образом ответственность его органов и должностных л и ц перед населением, государством, а также физическими и юридическими лицами. Формы ответственности за издание противоправных нормативных актов установлены законом 2000 г. М.с. как система общественных отношений, связанных с осуществлением населением права на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, выступает предметом регулирования муниципального права. Лит:. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. В.И. Фадеев

Источник: Юридическая энциклопедия

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
система организации власти, которая обеспечивает решение вопросов местного значения населением, самостоятельно и под свою ответственность. Местное самоуправление может осуществляться путем референдумов, публичных слушаний, выборов и других форм прямого волеизъявления граждан, но на практике чаще реализуется через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Таким образом, органы местного самоуправления постоянно и профессионально решают задачи, стоящие перед местным сообществом. При этом органы местного самоуправления не входят в состав и независимы от государственной власти. Органы местного самоуправления могут наделяться и отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В мировой политической мысли принято выделять различные модели местного самоуправления. В рамках «англосаксонской» модели, получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран со схожей правовой системой, местные представительные органы выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий. При этом отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. На местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы «опекали» органы самоуправления, избираемые населением административно−территориальных единиц. Наряду с представительными органами непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями зачастую наделяются комиссии или комитеты местных органов самоуправления, играющие весомую роль в подготовке и принятии политических решений. Контроль за деятельностью местного самоуправления осуществляется в основном косвенным путем — через центральные министерства и через суд. Вторая, «континентальная» модель получила более широкое распространение (большинство стран континентальной Европы, страны франкоязычной Африки, Латинской Америки) и основывается на разумном сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Данная модель напоминает иерархическую пирамиду, где происходит передача различных директив и информации и где на центральные власти активно работает целый ряд ее представителей на местах. Присутствует также определенная законодательно закрепленная подчиненность нижестоящих управленческих звеньев вышестоящим. Представительные органы порой создаются лишь в административно−территориальных единицах, признанных законодателем в качестве территориальных коллективов. Применительно к раду стран (Австрия, Германия, Япония) говорят о смешанной модели, которая носит черты как «англосаксонской», так и
«континентальной», обладая при этом и некоторыми специфическими особенностями. Историческим предшественником современной системы местного самоуправления в России считается земство, а затем — система местных советов. Формирование местного самоуправления в современной России началось в 1991–1993 годах с учетом опыта советской системы местного управления, законодательной базой для этого процесса стал Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. Процесс создания системы управления на местах сопровождался конфликтами между вновь образованными местными администрациями и местными Советами, поскольку данный закон нечетко разграничил сферы их полномочий. Система Советов всех уровней была упразднена. Указом Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 09.10.1993 г. и до проведения выборов в новые органы представительной власти главы местных администраций оставались единоличными и полноправными главами местного самоуправления. 28.08.1995 г. был принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым функционировала система местного самоуправления в течение следующего десятилетия. Самостоятельность местного самоуправления с этого времени обеспечивалась в России правом населения избирать главу и депутатов представительных органов, правом органов местного самоуправления принимать нормативные акты в рамках своей компетенции и наличием у них финансовой и хозяйственной базы для решения местных проблем. Местное самоуправление осуществлялось в соответствии с административнотерриториальным делением в пределах муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имело собственные выборные органы местного самоуправления, местный бюджет и муниципальное имущество. Высшим выборным лицом являлся глава муниципального образования, представительными органами, в зависимости от типа административно−территориальной единицы, — городские, сельские, поселковые Думы или Земские собрания. Существенные коррективы в систему местного самоуправления внес Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. Данный закон закрепляет разделение властей на уровне местного самоуправления по аналогии со структурой органов государственной власти на представительную (ее называют также нормотворческой) и исполнительную. Представительная власть осуществляется представительным органом муниципального образования, а исполнительная — местной администрацией. Новый закон определяет главу муниципального образования в качестве высшего должностного лица муниципалитета. Закон также разграничивает уровни местного самоуправления: на первом уровне оно осуществляется в рамках городских и сельских поселений, на втором — муниципальных районов и городских округов. Вновь избранные органы самоуправления поселенческого уровня в большинстве регионов России работают с 2005 г. Становление новой системы на районном уровне шло постепенно, должностные лица и выборные органы избирались по новой схеме по своему графику, по истечении сроков полномочий их предшественников, в течение 2005–2007 гг.

Источник: Словарь выборных терминов.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.69 мб

О местном самоуправлении

Гаврилов Николай Петрович, Санин Константин Васильевич
Читать PDF
256.04 кб

Основы местного самоуправления

Шульгина Инесса Викторовна
Рассмотрены основы местного самоуправления через систему местного самоуправления, реализацию реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
Читать PDF
751.16 кб

Финансы местного самоуправления

Герасимова Вероника Валерьевна
В статье анализируются состояние местных бюджетов субъектов Российской Федерации по последним данным Минфина, а также поднимается проблема несбалансированности муниципальных бюджетов и как следствие их дефицит.
Читать PDF
189.57 кб

Проблемы местного самоуправления

Тасеев В. Б., Янцен Е. А.
В статье представлена проблематика местного самоуправления в текущих социально-экономических реалиях развития российского общества.
Читать PDF
95.76 кб

Источники местного самоуправления

Земченков Н. Ф.
Читать PDF
108.01 кб

Местное самоуправление во Франции

Саудаханов М. В.
Исследуется система местного самоуправления Франции; проводится анализ этой системы; делаются соответствующие выводы.
Читать PDF
334.53 кб

Местное самоуправление в Германии

Михалёва Наталья Владимировна
В статье анализируются формирование, эффективность функционирования коммунального самоуправления и взаимоотношения местных органов различных уровней в Германии.
Читать PDF
325.80 кб

Философия местного самоуправления

Старостин Александр Михайлович
В статье с позиций разрабатываемого автором исследовательского направления – прикладной философии и философской инноватики анализируются концептуальные, проектные, управленческие начала и подходы к реформированию местного самоупра
Читать PDF
724.10 кб

Местное самоуправление как система

Герасимов А. В.
Читать PDF
402.46 кб

Местное самоуправление и государство

Лаптева Л.Е.
В статье анализируется история взаимоотношений государства и местного самоуправления в России.
Читать PDF
785.92 кб

Основные типы местного самоуправления

Шамхалов Махач Абдулафисович
В статье предпринята попытка выделить и проанализировать три основных типа местного самоуправления в странах с демократической формой государственного устройства: англосаксонский, континентально-европейский и смешанный.
Читать PDF
159.10 кб

Местное самоуправление и малый бизнес

Бокаев Андрей Владимирович
Малое и среднее предпринимательство специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала.
Читать PDF
296.64 кб

Местное самоуправление: снова реформа?

Ложкина Татьяна Евгеньевна
В статье проводится обзор основных поправок в Федеральный закон от 06.10.2003 г.
Читать PDF
85.63 кб

Правовые основы местного самоуправления

Земченков Н. Ф.
Читать PDF
140.97 кб

Основные модели местного самоуправления

Шустов Владимир Геннадьевич
Статья посвящена изучению основных моделей местного самоуправления и их преломлению на российское поле муниципальной реформы. Выделены условия, которые необходимо учитывать при выборе модели местного самоуправления.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • Акты местного самоуправления

    (муниципальные правовые акты) — решения по вопросам местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами
  • ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    обусловленные природой местного самоуправления формы прямого и опосредованного (через представителей) участия населения (жителей данной территории) в решении вопросов местного значения. Гражда
  • ГЛАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    высшее выборное должностное лицо в системе органов местного самоуправления на территории соответствующей административно-территориальной единицы (аил, поселок, город) избираемое гражданами Кыр
  • ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значени
  • ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выборные и иные органы местного самоуправления яв
  • ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    основные виды деятельности местного самоуправления по решению стоящих перед ней задач.
  • СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    обусловленный особенностями политической системы страны, историческими условиями развития ее государственности тип местного самоуправления, отличающийся спецификой взаимоотношений с централ
  • Уровень местного самоуправления

    Необходимость рассмотрения понятия «уровень местного самоуправления» следует из фактически существующей в мировой практике территориальной организации местного самоуправления. В большинстве
  • ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    предусмотренные федеральной Конституцией гарантии финансовых прав местного самоуправления, а также прав местного самоуправления на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возник
  • ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    коренные начала и идеи, отражающие объективные закономерности развития муниципального образования. Они реализуются через управленческую и самоуправленческую практику, отражают должное (как над
  • Институты местного самоуправления

    Местное самоуправление (см. Местное самоуправление), будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти, занимает обособ
  • ТЕРРИТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, т.е. территория муниципального образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного сам
  • Полномочия местного самоуправления

    права и обязанности органов, должностных лиц местного самоуправления, закрепленные нормативными правовыми актами за данными субъектами и необходимые для решения поставленных перед ними задач. О
  • ТЕРРИТОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    территории муниципальных образований, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сель